Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования . Управляемый резистор 10 составлен из резисторов 13, 14. Резистор 13 включен между стоком транзистора 11 и выводом резистора 8, Резистор 14 шунтирует переход истоксток транзистора 11. Резистор 15 включен между источником задания 2 и усилителем мощности 3. Изобретение позволя.ет создавать высокоточные приводы без применения тахометрических устройств с широким диапазоном регулирования. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. i (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1332495 А1
<51> 4 И 02 P 5/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
210
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3562945/24-07 (22) 04.03.83 (46) 23.08.87. Бюл. Ф 31 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электросварочного оборудования (72) В.И.Градусов и Г.А.Калимов (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Чиликин И.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. — M.: Энергоиздат, 1981, с. 152.
Авторское свидетельство СССР
Ф 972643, кл. Н 02 P 5/06, 1982. (54) ЭЛГКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования. Управляемый резистор 10 составлен из резисторов 13, 14. Резистор 13 включен между стоком транзистора 11 и выводом резистора 8.
Резистор 14 шунтирует переход исток— сток транзистора ll. Резистор 15 включен между источником задания 2 и усилителем мощности 3. Изобретение позволяет создавать высокоточные приводы без применения тахометрических устройств с широким диапазоном регулирования. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
13324
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в замкнутых системах автоматизированного электропривода постоянного тока беэ таходатчика.
Цель изобретения — расширение диапазона регулирования.
На чертеже представлена схема электропривода. 10
Электропривод содержит электродвигатель 1, последовательно соединенные блок 2 задания и усилитель 3 мощности, выход которого подключен к якорной обмотке электродвигателя 15
1, делитель 4 управляющего напряжения, состоящий иэ резисторов 5-7, одни выводы которых объединены, управляемый делитель, включающий постоянный резистор 8, соединенный с 20 датчиком 9 тока и вторым входом усилителя 3 мощности, и управляемый резистор 10, выполненный на полевом транзисторе 11, затвор которого подключен к общей точке резисторов 5-7 делителя 4 управляющего напряжения, выводы резисторов 5 и 6 соединены соответственно с истоком полевого транзистора 11, источником 12 смещения, а вывод резистора 7 соединен с выхо- 30 дом блока 2 задания или выходом усилителя 3 мощности.
Кроме того, управляемый резистор
10 содержит резистор 13, включенный между стоком транзистора 11 и выводом резистора 8, и резистор 14, шунтирующий переход исток — сток транзистора 11. Электропривод содержит также резистор 15, включенный между источником 2 задания и усилителем 3 40 мощности.
Электропривод работает следующим образом.
При задании напряжения уставки частоты вращения электродвигателя 4В (для определенности пусть оно положительно) одновременно изменяется напряжение на затворе полевого транзистора 11. Резисторы 5-7 выбираются из такого расчета, чтобы при изменении gp напряжения уставки от нуля до максимального значения напряжение на затворе полевого транзистора менялось примерно от — 1 В до 0 (смещающее напряжение для этого должно быть отрицательно).
Омическое сопротивление между стоком и истоком транзистора при этом изменяется от сотен килоом до весьма
2 малой величины, причем характер зависимости этого сопротивления от нанряжения на затворе примерно гиперболический °
В предлагаемом электроприводе коэффициент положительной обратной связи по току меняется вместе с напряжением ус гавки. При больших напряжениях уставки запирающее напряжение на затворе транзистора 11 мало, его сопротивление и коэффициент передачи управляемого делителя напряжения (резисторы 10 и 8) также малы. Уменьшение напряжения уставки, следовательно, увеличивает коэффициент передачи делителя напряжения.
Требуемый характер зависимости коэффициента передачи делителя напряжения (кривизна, отношение коэффициентов на краях диапазона изменения напряжения уставки) достигается подбором резисторов 8, 13 и 14, а также резистора 6, влияющего на диапазон изменения напряжения на затворе транзистора 11. Кроме того, значение коэффициента обратной связи регулируется датчиком 9 тока, выполненным на потенциометре.
Минимальное значение коэффициента передачи определяется в основном резистором 13 (резистор 14 шунтирован малым сопротивлением транзистора), максимальное — суммой сопротивлений резисторов 13 и 14. Подбором этих резисторов достигается желаемое соотношение коэффициентов на краях диапаэона частоты вращения. Качество аппроксимации в средине диапазона определяется кривизной получающейся функциональной зависимости, а эта кривизна в широких пределах может меняться заданием границ выходного напряжения делителя 4 (в основном сопротивлением резистора 5).
Вместо блока 2 задания частоты вращения электродвигателя для управления напряжением на затворе транзистора 11 может быть использовано напряжение на якоре электродвигателя.
В этом случае сопротивление резистора 7 должно быть изменено так, чтобы напряжение на затворе транзистора менялось в указанных пределах. Последний вариант схемы удобен тогда, когда напряжение уставки в явном виде в схеме привода отсутствует, например частота вращения задается веформула изобретения
Составитель М.Кряхтунова
Техред В.Кадар
Корректор В.Гирняк
Редактор И.Горная
Заказ 3845/53
Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 133 личиной резистора 15 (фиг.1) при постоянном "напряжении уставки.
Применение предлагаемого изобретения позволит создавать высокоточные приводы беэ применения отдельных тахометрических устройств с широким диапазоном регулирования.
1. Электропривод, содержащий электродвигатель, последовательно соединенные блок задания и усилитель мощности, выход которого подключен к якорной обмотке электродвигателя, датчик тока якоря, связанный с усилителем мощности, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, в него введены источник смещения, делитель управляющего напряжения, состоящий из трех резисторов, одни выводы которых
4 объединены, управляемый делитель, включающий постоянный резистор, соединенный одним выводом с датчиком
5 тока, а другим — с вторым входом усилителя мощности, и управляемый резистор, выполненный на полевом транзисторе, затвор которого подключен к общей точке резисторов делителя управляющего напряжения, другие выводы указанных резисторов соединены соответственно с истоком полевого транзистора, источником смещения и управляющей цепью, определяющей ток якоря электродвигателя.
2, Электропривод по п.l о т л ич а ю шийся тем, что в качестве управляющей цепи используется выходная цепь блока задания.
3. Электропривод по п.l, о т л ич а ю шийся тем, что в качестве управляющей цепи используется выходная цепь усилителя мощности °