Устройство включения ленточного пружинно-нагруженного нормально разомкнутого тормоза бензомоторной цепной пилы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИх

РЕСГ1УЬЛИН зс6 .бю @""

ni," т f 6 П" лп93М10ТК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР по делАм изОБРе Гений и ОтнРытий (21) 3759224/25-27 (22) 06.07.84 (31) P 3324628.9, P 3419152.6 (32) 08.07.83, 23.05.84 (33) ПЕ (46) 23.08.87. Бюл. У 31 (7 1) Андреас Штиль (РЕ) (72), Харальд Шлиманн, Михаэль Виссманн и Ханс Никель (ПЕ) (53) 62-592.1(088.8) (56) Заявка ФРГ В 3004598, . кл. В 27 В 17/00, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ ЛЕНТОЧНОГО

ПРУЖИННО-НАГРУЖЕННОГО НОРМАЛЬНО-РАЗОМКНУТОГО ТОРМОЗА БЕНЗОИОТОРНОЙ

ЦЕПНОЙ ПИЛЫ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для управления тормозом бензомоторной цепной пилы. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств за счет упрощения ре..SU„„33242

6Ю 4 F 16 D 43/10, .В 27 В 17/00 гулирования тормозного элемента и тормозной пружины без прерывания рабочего процесса. Для этого натяжной узел содержит двуплечий натяжной рычаг (НР) 20, подпружиненный относительно корпуса 17, промежуточный рычажный элемент (ПРЭ) 24 и срабатывающий рычажный элемент (СЭ) 9. HP 20 шарнирно соединен с ПРЭ 24.. Плечо

ПРЭ 24 шарнирно закреплено на тормозном рычаге 11. СЭ 9 выполнен с опорной поверхностью, имеющей противоположно расположенные упорные поверх-. ности. СЭ 9 установлен эксцентрично на корпусе 17 относительно оси вращения. Этим обеспечивается возможность разъединения шарнирного соединения. СЭ 9 соединен с нажнмным элементом 7 или рукооградительной скобой 5, входящими в механизм ручного управления. Плечо HP 20 выполнено в виде элемента вращения и может взаимодействовать с кулачковым элементом, 1333242

19 механизма привода. При отпускании ствием тормозной пружины 12 устанавнажимного элемента 7 или рукоогради- ливается в положение торможения, при тельной скобы 5 СЭ 9 поворачивается котором тормозной барабан 14 вместе и ПРЭ 24 выводится из шарнирного сое- с цепью тормозится лентой 13. 7 динения. Тормозной рычаг 11 под дей- 7 з.п. ф-лы, 24 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для управления тормозом бензомотор-.ной цепной пилы.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств и по— вышеиие безопасности работы путем упрощения регулирования тормозного элемента и тормозной пружины и обеспечение его прерывания рабочего процесса.

На фиг.1 изображена цепная бензомоторная пила с частичным вырезом боковой стенки и с устройством торможения пилы в положении готовности; на фиг.2 †. устройство торможения цепи; на фиг.3 — фиксирующее устройство без натяжного элемента; на фиг.4— вид А на фиг.2; на фиг.5 — фиксирующее устройство в промежуточном поло- 20

Фенин после отпускания нажимного эле мента; на фиг.б — то же, в положении торможения и с натяжным элементом, удерживаемым в фиксируемом положении вне траектории кулачка; на фиг.7 ro же, с натяжным элементом в освобожденном положении, находящимся в пределах траектории кулачка; на . фиг.8 — то же, перед приведением натяжного элемента кулачком в ноложение ЗО расцепления; на.фиг.9 — то же,в лов ложении, когда натяжной элемент образует с тормозным элементом шарнирное соединение; на фиг.10 — то же,в положении натяжения перед переводом в 35 положение готовности; на фиг.11 схематическое изображение второй формы выполнения тормозного устройства в его положении готовности; на фиг.. .

12, 13 — цепная бензомоторная пила с 40 частичным вырезом, боковой стенкой и тормозным устройством в положении готовности, при котором нажимной элемент приведен в действие; на фиг.14то же, в положении торможения после поворота рукоограднтельной скобы; на фиг.15 — третья форма выполнения тормозного устройства, находящегося в положении готовности; на фиг.16— то же, после расцепления его с помощью рукооградительной скобы; на фиг.17 - то же, в положении торможения с повернутыми назад в положение готовности рукооградительной скобой и заблокированным с помощью фиксирующего устройства срабатывающим элементом1 на фиг.18 — то же,в положении торможения после расцепления с помощью нажимного элемента, при котором срабатывающий элемент заблокирован переключающим элементом, связанным с нажимным элементом, на фиг.19— часть задней рукоятки цепной бензомоторной пилы с нажимным элементом, соединенным с сектором газа; на фиг.20 — рукоятка с нажимным элементом и сектором газа, находящиеся в фиксированном положении; на фиг.21 и 22 — вторая форма выполнения рукоятки цепной бензомоторной пилы с расположенным друг возле друга нажимным элементом и сектором газа, соответственно в ненажатом и нажатом положениях ; на фиг.23 и 24 — третья форма выполнения рукоятки цепной бензомоторной пилы, при которой нажимной элемент расположен внутри рукоятки и взаимодействует с сектором газа.

Цепная бензомоторная пила 1 содержит переднюю рукоятку 2, предназначенную для переноса и расположенную перпендикулярно ножу 3 с круговой цепью (не показана), и заднюю рукоятку 4, расположенную параллельно ножу

3. Между ножом 3 и рукояткой 2 установлена параллельно последней и с воз можностью поворота рукооградительная скоба 5. В задней рукоятке 4 разме242

50

55 з 1333 щены сектор 6 газа и нажимной элемент

7, выступающие из нее соответственно вниз и вверх. С нажимным элементом 7 соединен тяговым элементом, например тягой 8, срабатывающий рычажный элемент 9 тормозного устройства 10.

Рукооградительная скоба 5 и нажимной элемент 7 вместе с рычажным элементом механизма ручного управления или срабатывающим элементом 9 входят в состав рычажного узла ручного управления.

Устройство 10 состоит из тормозного рычага 11, соединенного с тормозно" цилиндрической пружиной 12 и тормозной лентой 13, охватывающей тормозной барабан 14 цепной бензомоторной пилы 1. Тормозная лента 13 и тормоз° .ная пружина 12 закреплены своими противоположными к тормозному рычагу 11 концами соответственно 15 и 16 корпуса 17 цепной бензомоторной пилы 1 и составляют приводной узел тормоза.

Тормозной барабан 14 установлен неподвижно на коленчатом валу 18 двигателя (не показан), на котором установлен также неподвижно кулачок 19 с возможностью взаимодействия его с натяжным рычагом 20. Кулачок 19 име ет профиль, близкий к эллиптическому относительно его оси 21 вращения, и установлен на коленчатом валу 18 так, что участок подъема от основной окружности 22 к его наивысшей точке

23 соответствует повороту коленчатого вала 18 из верхней мертвой точки, т.е. процесс натяжения тормозной пружины 12 соответствует рабочему его ходу.

Натяжной рычаг 20 в положении размыкания (фиг.1 и 2) фиксированно свя1 зан через промежуточный рычажный элемент 24 (рычаг) с тормозным рычагом 11. Тормозной рычаг 11 может быть трехплечим (фиг.2) установленным. с возможностью поворота вокруг закрепленной в корпусе 17 оси 25. его первое направленное вверх (фиг.2) плечо 26 имеет паз 27, с помощью которого оно соединено с концом 28 тормозной пружины 12 и выполнено несколько более длинным, чем второе направленное вниз плечо 29, с которым соединен конец 30 тормозной ленты 13.

Третье плечо 31 тормозного рычага 11 выполнено примерно перпендикулярно к двум другим плечам 26 и 29 и размещено примерно посередине между ними.

10 и15

С плечом 31 шарнирно соединен с возможностью поворота вокруг оси 32 промежуточный рычаг 24. Свободный конец

33 промежуточного рычага 24 имеет выполненное в форме частичной окружности фиксирующее отверстие 34, ограничительная стенка 35 которого переходит в плоскую внешнюю сторону 36 пальцеобразного выступа 37. Фиксирующее отверстие 34 и внешняя сторона

36 сопряжены с закругленным концом

38 натяжного рычага 20, являющимся элементом вращения, так, что фиксирующее отверстие 34 охватывает закругленный конец 38 натяжного рычага 20 с геометрическим замыканием и внешняя сторона 36 пальцеобразного выступа

37 всей плоскостью прилегает к.продольному концу 39 первого плеча 40 натяжного рычага 20.

Натяжной рычаг 20 выполнен двуплечим, у которого плечи 40 и 41 выполнены примерно одинаковой длины, и с углом между ними, близким к развернутому тупому углу. Натяжной рычаг 20 в направлении стрелки P (фиг.2) подпружинен пружиной 42 кручения и установлен на корпусе 17 с возможностью поворота вокруг оси 43. Пружина 42 кручения опирается одним концом 44 в области оси 43 на первый конец 38 натяжного рычага 20, а другим концом

45 закреплена в корпусе 17. Свободный конец 46 второго плеча 41 натяжного рычага 20, как и конец 39 первого плеча 40 натяжного рычага 20, выполнен закругленным. Конец 38 натяжного рычага 20 имеет элемент вращения в виде цапфообразного фиксирующего элемента 47 с центром М, который выступает над внешней стороной 48 (фиг.4), обращенной к корпусу 17.

Срабатывающий элемент 9 выполнен одноплечим качающимся рычагом, с концом 49 которого соединена тяга 8, в свою очередь соединенная с нажимным элементом 7 (фиг.1).

Управление срабатывающим элементом

9 может быть благодаря электрическому или гидравлическому устройству (не изображено), которое связано с сенсором, выключателем или пусковым устройством: (не показано). Срабатывающий рычажный элемент 9 установлен на корпусе 17 с возможностью поворота вокруг оси 50 (фиг.3) и выполнен на противоположной к месту закрепления оси 50 на корпусе 17 стороне в виде

1333242 когтеобразного подшипникового вкладыша 51. Последний изогнут вокруг оси

50 (фиг.3) в форме частичной окружности, образующей опорную поверхность для цапфы 47 натяжного рычага 20.

Срабатывающий элемент 9 установлен на оси 50 эксцентрично. Вследствие этого сила F, с которой цапфа 47 воздействует на упорную поверхность

52 подшипникового вкладыша 51, имеет плечо а относительно оси 50, т.е, на срабатывающий элемент 9 постоянно действует размыкающий момент.

Цапфа 47 вместе с фиксирующим отверстием 34 образует шарнирное соединение 53, причем закругленный ее конец 38 ограничен прямой линией 54.

Подшипниковый вкладыш 5.1 имеет вторую упорную поверхность 55, противоположно расположенную относительно упорной поверхности 52.

Вершина кулачка 19 имеет траекторию 56, а промежуточный рычаг 24 установлен с возможностью взаимодействия с пружиной 57.

В тормозном устройстве 10 (фиг.11) рукооградительная скоба 5 через поводок 58 воздействует на блок 59 переключения, который состоит из диска 6о, установленного в корпусе 17 с возможностью поворота относительно оси 61. Диск 60 подпружинен в направлении, противоположном ходу часовой стрелки, благодаря закрепленной на корпусе 17 пружине 62 растяжения,.

На диске 69 установлен упор 63, с которым с возможностью относительно осевого перемещения соединена концом 64 тяга 8. Упор 63 вертикально выступает над наружной поверхностью 65 диска 60 и может быть выполнен, например, в виде стойки. Конец

64 тяги 8 выполнен в виде наконечника, с помощью которого она контактирует с упором 63 при отпущенном нажимном элементе 7, другой ее конец

66 соединен с нажимным элементом 7, который установлен в задней рукоятке 4 цепной бензомоторной пилы I c возможностью поворота и подпружинен .пружиной 67 в направлении., обратном направлении, обратном направлению нажатия по стрелке Р

Диск 60 соединен штангой 68 со срабатывающим рычагом 9. Конец 69 штанги 68 закреплен с воэможностью поворота на диске 60 вьппе и правее

его оси 61 вращения. Другой конец

10

40

45 перемычки 80 образует контактную по-.

70 штанги 68 шарнирно связан со срабатывающим рычагом 9, который установлен на корпусе 17 с возможностью поворота вокруг оси 50.

В положении готовности (фиг.11) верхний конец 38 натяжного рычага

20 контактирует закрепленным на цапфе 47 элементом вращения в виде ролика 71 с первой упорной поверхностью 52 подшипникового вкладыша 51 срабатывающего рычага 9.

На фиг.12-14 представлена другая форма выполнения тормозного устройства 10. Это тормозное устройство 10 отличается другим исполнением срабатывающего элемента 9 и рукооградительной скобы 5 от формы исполнения согласно фиг.11.

Срабатывающий элемент 9 выполнен в виде плоского двуплечего рычага, который установлен на корпусе 17 с возможностью поворота вокруг оси 50 и имеет два плеча 72 и 73. Плечо 72 срабатывающего элемента 9 соединено с тягой 8, конец 74 которой установлен с возможностью перемещения в направляющем разу 75, выполненном вокруг оси 50 в виде части окружности, другое плечо 73 имеет подшипниковый вкладьпп 51 с первым 76 и вторым 77 участками. Второй участок 77 изогнут вокруг центральной точки М, находящейся на расстоянии 1 от оси 50. Свободный конец 78 плеча ?3 срабатывающего элемента 9 отогнут примерно под прямым углом наружу.

Между подшипниковым вкладьппем 51 и соседней выемкой 79, имеющей Vобразную форму, предусмотрена (фиг.13 и 14) находящаяся примерно на высоте оси 50 перемычка 80, нижняя сторона которой образует первый участок 76. Торцовая поверхность 81 верхность, изогнутую вокруг оси 50, с которой контактирует ролик 71, установленный на конце 38 натяжного рычага 20 в положении готовности рукооградительной скобы 5, изображенном на фиг.10 и 11.

Участок выемки 79, выполненный со стороны направляющего паза 75, имеет выступающую вертикально наружу упорную серьгу 82, с которой в положении готовности контактирует руко- . оградительная скоба 5 своим плечом

83. Оно является первым плечом, выполненным звеэдочкообразно, трехплеет с упорной серьгой 94 (фиг. 15).

Выступ 93 является фиксирующим и выполнен с возможностью взаимодействия с закрепленной на корпусе 17 плоской пружиной 96, предварительно напряженной в направлении срабатывающего зле мента 9.

Упорная серьга 94 имеет больший размер, чем выступ 92. Расстояние между выступами 92 и 93 выбирают так, что упорная серьга 94 своей кромкой

97 (фиг.16,18), расположенной вне выступа 92 с возможностью взаимодействия с плоской пружиной 96, препятствует блокировке переключающего элемента 90.

Плоская пружина установлена с возможностью взаимодействия с торцовыми участками 98 и 99 срабатывающего элемента 9, а переключающий элемент

90 — с торцовым участком 100.

На фиг.19 нажимной элемент 7 соединен с сектором 6 газа с помощью пружины 101 кручения, которая установлена на оси 102 сектора 6 газа и подпружинивает нажимной элемент 7 концом 103, удерживая его над рукояткой 4. Другой конец 104 пружины 101 кручения при ненажатом нажимном элементе 7 входит в паз 105 его торцовой стенки 106.

На фиг.21 и 22 нажимной элемент

7 установлен на одной оси 107 с сектором 6 газа и выступает из рукоятки

4 вниз. Благодаря этому сектор 6 газа и нажимной элемент 7 охвачены одновременно пальцами 108, причем палец

109 расположен на секторе 6 газа.

В другом исполнении на фиг.23 и 24 не предусмотрен отдельный нажимной элемент. Сектор 6 газа контактирует с крючкообразным промежуточным элементом 110, размещенным внутри руко-. ятки 4.

Промежуточный элемент 110 шарнирно соединен своим концом 111, противоположным крючкообразному концу 112 с рукояткой 4. Примерно посередине промежуточного элемента 110 в точке

113 с ним шарнирно соединена. тяга 8.

Между шарниром в точке 113 и концом

111 размещена пружина 114 сжатия, с помощью усилия которой промежуточ- ный элемент удерживается в исходном

:положении (фиг.23).

Тяга 115 сектора 6 rasa установлена в продольной прорези 116 так, что сектор 6 газа между его положением

7 ° 1333242 чевого конца 84 рукооградительной скобы 5. Плечо 83 выполнено более длинным, чем другие плечи 85 и 86, и сужается в направлении к его свобод5 ному концу 87, который выполнен более узким, чем выемка 79.

Второе плечо 85 рукооградительной скобы 5 шарнирно связано с промежуточным элементом 88, которое также шарнирно закреплено на корпусе 17.

С помощью данного коленчатого шарнирного соединения рукооградительная скоба 5 подвергается предварительному поджатию как в ее положении готов- 1 ности (фиг.12,13), так и в ее расцепляющем положении (фиг. 14) благодаря пружине 89 сжатия, так как шарнирная точка G в этих положениях находится .соответственно справа или слева от силовой линии W пружины 89, воздейст- вующей на промежуточный элемент 88 °

Третье плечо 86 конца 84 рукооградительной скобы 5 выполнено, как и другие плечи 83 и 85, сужающимся на-. 25 ружу от поворотной оси рукоогради- тельной скобы 5 и установлено с возможностью взаимодействия с тормозным рычагом 11.

Третья форма выполнения устройства 30 (фиг. 15-18) отличается от описанных форм выполнения тем, что тяга 8 своим концом 74 соединена с переключающим элементом 90, который взаимодействует со срабатывающим элементом 9 °

В корпусе 17 закреплена пружина 91 ,сжатия, которая подпружинивает второе плечо 85 так, что рукооградительная скоба 5 не только удерживается в своем положении готовности (фиг.15,17), 40 но и может самостоятельно поворачиваться назад из положения торможения в положение готовности.

Срабатывающий элемент 9 отличается от изображенного на фиг.12-14 только тем, что он не имеет паза 75, а изогнутая вокруг оси 50 внешняя кромка плеча 72, обращенная к тяге 8, имеет два ступенчатых выступа 92 и 93, расположенных по окружности с интервалом один за другим. Упорная серьга 94 выполнена примерно перпендикулярно упорной серьге 82 на противоположном тяге 8 свободном конце 95 переключающего элемента 90 и размещена с возможностью взаимодействия с первым, более широким, ступенчатым выступом 92.

В положении готовности срабатывающий элемент 9 выступом 92 контактиру1333242 10 я чаг 9 может поворачиваться и освобождаться (фиг.5). Освобождение рычага 20 должно происходить при повоо- роте срабатывающего рычага 9 под дей5 ствием усилия со стороны нажимного элемента 7, которое должно быть по возможности малым.

Поворот срабатывающего рычага 9 в 10 предотвращается благодаря действующей на нажимной элемент 7 противосик ле, создаваемой охватывающей сектор б газа рукой (не изображена) лица, обслуживающего цепную бензомоторную пилу 1, Если обслуживающее лицо сние- мает свою руку с задней рукоятки например при падении, то благодаря о ослабеванию тяги 8 прекращается действие противосилы, удерживающей срабатывающий рычаг 9, и он поворачивается благодаря моменту, действующему на него.

При повороте срабатывающего рычага

9 вниз подшипниковой вкладыш 51 пере25 мещается вместе с ним так, что его упорная поверхность 52 оказывается и ниже нижней границы цапфы 47. Благодаря этому натяжной рычаг 20 освобожю- дается (фиг.5) и перемещается влево д0 под действием силы со стороны промежуточного рычага 24 против направлео- ния стрелки P следовательно против действующей на него силы пружины 42 (фиг.5). торможения (фиг.23 и штриховая лини на фиг.24) и положением холостого хода (фиг ° 24, сплошная линия) имеет свободный ход. Между позициями тори жения и холостого хода сектора 6 га за промежуточный элемент 110 контак рует своим крючкообразным концом 11 с плоской частью 117 сектора б газа выполненной между двумя изогнутыми форме частичной окружности краевыми участками 118 и 119. Краевой участо

119 выполнен с существенно большим радиусом кривизны, чем краевой учас ток 118.

Тормозное устройство работает- сл дующим образом.

В положении готовности тормозног устройства 10 (фиг.2) тормозная пру жина .12 натянута тормозным рычагом

11, а тормозная лента 13 отжата от тормозного барабана 14. Тормозной рычаг 11 благодаря фиксирующему уст ройству, которое состоит из натяжно

ro 20, промежуточного 24 и срабатывающего 9 рычагов, удерживается в п ложении готовности. В этом положени натяжной 20 и промежуточный 24 рыча ги удерживаются благодаря срабатыва щему рычагу 9, а ось 32 тормозного рычага 11 и ось 43 натяжного рыча.га

20 находятся на одной прямой G, кот рая проходит на некотором малом рас стоянии правее от образованного цап фой 47 и фиксирующим отверстием 34 центра шарнирного соединения 53. Благодаря усилию тормозной пружины 12 на шарнирное соединение 53 действует направленное влево усилие, которое стремится повернуть натяжной рычаг

20 против направления стрелки Р.

Благодаря срабатывающему рычагу 9, на подшипниковый вкладьпп 51 которого опирается цапфа 47 плеча 40 натяжного рычага 20, шарнирное. соединение 53 оказывается замкнутым и положение его является устойчивым. Сра батывающий рычаг 9 со своей стороны установлен с возможностью поворота и освобождения при этом натяжного ры чага 20. Подшипниковый вкладыш 51 испытывает благодаря шарнирному соединению 53 через цапфу 47 открывающий момент от натяжного рычага 20, так как ось 50 подшипникового вкла-1 дьппа 51 расположена ниже ее места контакта с цапфой 47 (фиг.3); то благодаря этому имеется момент, под действием которого срабатывающий рыВ данном промежуточном положении готовности устройства 10 шарнирное соединение 53 между натяжным 20 и промежуточным 24 рычагами не может

40 больше передавать усилие на тормозной рычаг 11. Промежуточный рычаг

24 выводится из шарнирного соединения 53, опираясь выступом 37 на продольный край плеча 40 натяжного ры45 чага 20.

Выступ 37 способствует быстрому разъединению шарнирного соединения

53 после приведения в действие нажимного элемента 7. Тормозной рычаг

11 не может больше удерживаться фиксирующим устройством из рычагов

9,20,24 в положении .готовности, он поворачивается под действием силы тормозной пружины 12 в положение торможения (фиг.б). При этом тормозная лента 13 обжимает тормозной барабан 14 и благодаря "этому он тормозится. Вместе с тормозным барабаном 14 останавливается цепь (не изоб12

3242

25 пилы 1, цепная бензомоторная пила

50 тотчас готова к работе. Кроме того, желаемая защита обеих рук может быть достигнута, хотя на передней рукоятке 2 предусмотрена рукооградительная

11 133 ражена), чем предотвращается опасность ранений о цепь пилы.

Натяжной рычаг 20 под действием силы пружины 42 кручения поворачивается в направлении стрелки P вокруг своей оси 43. Однако это движение

1 ограничено тем, что натяжной рычаг 20 прилегает к второй упорной поверхности 55, расположенной напротив первой упорной поверхности 52 подшипникового вкладыша 51 срабатывающего рычага 9 (фиг.6). Благодаря упорной поверхности 55 предотвращается расрытие шарнирного соединения 53 и атяжной рычаг 20 не может перемеаться своим вторым плечом 41 в пределы траектории 56 кулачка 19, а тормозное устройство 10 не может быть случайно приведено в свое положение готовности, Цепная бензомоторная пила 1 эффективно тормозится, причем двигатель (не показан) продол жает работать за счет проскальзывания муфты сцепления (не показана). Для отжатия тормозной ленты 13 от тормозного барабана 14 необходимо освободить натяжной рычаг 20, обеспечив его перемещение под действием усилия пружины 42 в пределы траектории 56: кулачка 19. С этой целью нажимной элемент 7 нажимается рукой (не показана) обслуживающего лица, охватывающей заднюю рукоятку 4. При этом срабатывающий рычаг 9 поворачивается вверх вокруг своей оси 50 (фиг.7).

Одновременно перемещается вторая упорная поверхность 55 подшипникового вкладыша 51 по часовой стрелке на столько, что цапфа 47 под действием силы пружины 42 кручения натяжного рычага 20 выходит из подшипникового вкладыша 51 и поворачивается. При этом второе плечо 41 устанавливается на траектории кулачка 19 и натяжной рычаг 20 следует за ним. При перемещении его плеча 41 по кулачку 19 в сторону основной окружности 22 натяжной рычаг 20 перемещается своим первым плечом 40 направо, поворачивает промежуточный рычаг 24 своим концом

38 и прижимает его выступом 37 к закрепленной на корпусе 17 пружине 57 .сжатия. Благодаря чему промежуточный рычаг 24 находится под действием силы пружины 57, которая направлена по стрелке P . Натяжной рычаг 20 перед достижением основной кулачковой окружности 22 (фиг.8), имеющей радиус равный наименьшему расстоянию от оси

21 кулачка 19, защелкивается своим концом 38 в фиксирующем отверстии

34 промежуточного рычага 24 (фиг.9).

Благодаря кулачку 19 натяжной рычаг

20 поворачивается против направления стрелки P и прилегает своим верхним концом 38 к внешней стороне 36 промежуточного рычага 24. При дальнейшем вращении кулачка 19 рычаги 20 и 24 образуют общее шарнирное соединение 53, которое может передавать усилие только в направлении оси 32 тормозного рычага 11. При дальнейшем вращении кулачка 19 тормозной рычаг

11 приподнимается, а тормозная пружина 12 натягивается. Рычаги 11, 20, 24 образуют в этой позиции натяжения шарнирный четырехзвенник, причем натяжной рычаг 20 с промежуточным рычагом 24 занимают вытянутое положение незадолго перед тем, как второе плечо 41 натяжного рычага 20 (фиг.10) достигнет вершины 23 кулачка 19. При достижении вершины 23, имеющей наибольшее расстояние от оси

21, промежуточный рычаг 24 проходит влево через вытянутое положение.

30 При прохождении этого положения усилие, приложенное к натяжному рычагу

20, меняется по направлению так, что натяжной рычаг 20 самостоятельно выходит за пределы траектории 56 (фиг.2) и благодаря срабатывающему рычагу 9 ограничивается в своем последующем движении.

Чтобы избежать повышенного трения между кулачком 19 и натяжным рычагом

40 20 на конце 46 натяжного рычага 20 или на кулачке 19 в области его вершины 23 может быть установлен ролик с опорой скольжения или качения (не изображен). Отпускание тормозной лен45 ты 13 не требует большого усилия и может быть выполнено просто и быстро, так как обе руки могут оставаться на рукоятке 2 и 4 цепной бензомоторной скоба 5.

В форме выполнения устройства по фиг.11 рукооградительная скоба 5 кинематически соединена со срабатывающим рычагом 9. При отдаче рукооградительной скобы 5 тормозное устройст13 1333242 во 10 самостоятельно выключается, т.е, осуществляется автоматическая его работа, обеспечивающая защиту от обратного удара.

Если при отдаче цепной бензомоторной пилы 1 рукооградительная скоба

5 освобождается, то диск 60 закручивается через поводок 58 против действия силы пружины 62 по часовой стрелке Р . Это движение возможнб благодаря свободному ходу конца 64 тяги 8 даже при нажатом нажимном элементе 7. При этом штанга 68 перемещается вниз, благодаря чему срабатывающий рычаг 9 поворачивается вокруг своей оси 50 вверх в направлении .стрелки Р4 . При этом ролик 7 1 перемещаетая вниз по подшипниковому вклады- 2р шу 51. Одновременно разъединяется шарнирное соединение 53 и ролик 7 1 удерживается на противоположной второй упорной поверхности 55 подшипникового вкладыша 51 так, что натяж- 2б ной рычаг 20 не может войти в пределы траектории 56 кулачка 19. Упорная поверхность 55 изогнута, как и первая упорная поверхность 52, вокруг оси 50 срабатывающего рычага 9.

Дпя отпускания тормозной ленты 13 прежде всего рукооградительная скоба

5 приводится в свое положение готовности, а затем иажимной элемент 7 переводится в изображенное нажатое положение, благодаря чему диск 60 под действием силь1,пружины 62 растяжения поворачивается против хода часовой стрелки. Срабатывающий рычаг 9 штангой 68 поворачивается по часовой

40 стрелке. Одновременно натяжной рычаг

20 перемещается своим роликом 71 вверх по второй упорной поверхности

55 и далее вдоль края подпипникового вкладыша 51, смещенного назад относи- 45 тельно второй упорной поверхности

55 в .направлении корпуса 17. Благодаря этому предотвращается возвратнопоступательное движение натяжного рычага 20 при вхождении его в пределы траектории 56 кулачка 19, так как включение происходит кратчайшим путем. Натяжной рычаг 20 входит в пре" делы траектории кулачка 19 и под действием его поворачивается (фиг.8 и 9) 55 и входит в контакт с промежуточным элементом 24, после этого попадает, проходя положение мертвой точки, влево в изображенное положение готовности, в котором он удерживается благодаря срабатывающему элементу 9, Кроме того, устройство 10 может быть также приведено в действие благодаря тому, что нажимной элемент 7 освобождается во время работы. В этом случае пружина 67 через тягу 8 и соответственно прилегающий к упору 63 ее конец 64 закручивает диск 60 по ходу часовой стрелки Рэ и, одновременно, срабатывающий рычаг 9 поворачивается в направлении стрелки Р4 вверх. Благодаря этому перемещается натяжной рычаг 20 своим роликом 71 в подшипниковом вкладыше 51 так, что шарнирное соединение 53 размыкается и тормозной рычаг 11 под действием силы, воздействующей на него тормозной пружины 12 поворачивается так, что тормозная лента 13 прилегает к тормозному барабану 14. Для отпускания тормозной ленты 13 нажимной элемент 7 должен быть вновь нажат.

В форме выполнения тормозного устройства 10, изображенной на фиг.12 t4, при срабатывании рукооградительной скобы 5.тормозной рычаг 11 незначительно поворачивается по часовой стрелке, благодаря чему тормозная лента 13 отжимается от тормозного барабана 14 (фиг.12), Это возможно в том случае, если с помощью нажимного элемента 7 освобождается тормоз.

Однако при этом рукооградительная . скоба 5 остается в своем положении готовности. В этом положении тормозной ленты 13 цепь и звездочка (не изображены) цепной бензомоторной пилы 1 при относительно часто появляющемся износе их могут быть просто и быстро отрегулированы или заменены.

Эти работы проводятся при остановленной цепной бензомоторной .пиле 1 и выключенном тормозе 10.

Если при отдаче цепной бензомоторной пилы 1 рукооградительная скоба

5 освобождается, то она поворачивается против действия пружины 89, т.е. по часовой стрелке (стрелка P,, фиг.13). Это движение передается через плечо 83 на срабатывающий элемент

9, который поворачивается вокруг своей оси 50 против хода часовой стрелки. Поворот срабатывающего элемента

9 возможен благодаря свободному ходу конца 74 тяги 8 в направляющем пазу

75. В расцепленном положении рукооградительной скобы 5 конец 74 тяги 8!

3242

133 прилегает к обратному относительно вращения срабатывающего элемента 9 концу направляющего паза 75 (фиг.14).

При повороте срабатывающего элемента 9 ролик 71 натяжного рычага 20 перемещается вдоль первого участка

76 вниз на второй участок 77 подшипникового вкладьппа 51. Шарнирное соединение 53 (фиг.14) больше не опирается на срабатывающий элемент 9 и соответственно его перемычку 80 и становится возможным раскрытие шарнирного соединения 53. При этом ролик

71 удерживается в подшипниковом вкладьппе 51 так, что натяжной рынаг

20 не может войти в пределы траектории 56 (фиг.10) кулачка 19.

Так как натяжной рычаг 20 благода.ря воздействующей на него торсионной пружине (не показана) нагружен в направлении стрелки P (фиг.12) и центр

M кривизны второго участка 77 находится на расстоянии 1 от поворотной оси 50 срабатывающего элемента 9, то на последний действует момент вращения по часовой стрелке. Если нажимной элемент 7 при расцеплении цепного тормозного устройства 10 находится в нажатом положении, то срабатывающий элемент 9 из-за наличия свободного хода конца 74 тяги 8 в направляющем пазу 75 свободно поворачивается по часовой стрелке в положение, изображенное на фиг. 13. Если нажимной элемент 7 освобожден, то срабатывающий элемент 9 не может поворачиваться йз-за отсутствия свободного хода конца 74 тяги 8 в направляющем пазу 75. Поэтому для отпускания тормозной ленты 13 нажимной элемент 7 должен быть нажат. При этом, конец 74 тяги 8 перемещается в направляющем пазу 75 вверх так, что ниже конца 74 тяги 8 образуется свободное пространство, которое позволяет осуществить поворот срабатывающего элемента 9 под действием силы натяжного рычага 20.

Это перемещение срабатывающего элемента 9 становится возможным лишь тогда, когда рукооградительная скоба

5 установлена ранее от руки в свое положение готовности (фиг.13), в котором она самостоятельно фиксируется с помощью коленчатого шарнирного сое динения.

При повороте срабатывающего эле-. мента 9 из расцепляющего положения

55 в положение готовности ролик 71 натяжного рычага 20 перемещается по второму участку 77 на отогнутый конец 78 плеча 73 срабатывающего элемента 9. Натяжной рычаг 20 может теперь вращаться по часовой срелке под действием силы воздействующей на него торсионной пружины (не показана).

При этом свободный конец 46 плеча

41 входит в пределы траектории 56 кулачка 19. Натяжной рычаг 20 упирается в кулачок 19 и перемещается по нему. При перемещении его плеча 41 по кулачку 19 в сторону основной окружности 22 натяжной рычаг 20 перемещается своим плечом 40 в направлении часовой стрелки и надавливает своим концом 38 на промежуточный рычаг 24, который поворачивается против часовой стрелки и своим свободным концом прилегает к закрепленной на корпусе 17 пружине 57 сжатия (фиг.8). Благодаря этому промежуточный рычаг 24 находится под действием усилия пружины в направлении нажимного рычага 20. Нажимной рычаг

20 вблизи основной кулачковой окружности 22 защелкивается своим концом

38 в соответствующем фиксирующем отверстии 34 промежуточного рычага

24 (фиг. 12, 13), благодаря чему образуется шарнирное соединение 53. Это соединение может только передавать усилие в определенном направлении, а именно в направлении оси 43 натяжного рычага 20. При дальнейшем вращении кулачка 19 тормозной рычаг 11 поворачивается вокруг оси 25 по часовой стрелке, а затем натягивается тормозная пружина 12. Рычаги 11, 20,24 образуют в этом положении (фиг. 13) шарнирный четырехзвенник, причем натяжной рычаг 20 занимает с промежуточным рычагом 24 вытянутое положение незадолго перед тем, как второе плечо 4 1 натяжного рычага

20 достигнет наивысшей точки (фиг.12) кулачка 19. При достижении наивысшей точки 23, имеющей наибольшее расстояние от оси поворота кулачка 19, промежуточный рычаг 24 проходит влево через вытянутое положение (фиг.13).

При преодолении этого вытянутого положения также усилие пружины (не показана), приложенное к натяжному рычагу 20, меняет направление так, что натяжной рычаг 20 самостоятельно выходит за пределы траектории 56 ку18

1333242

50

56 кулачка 19 и благодаря этому восстанавливается шарнирное соединение

55 53 (фиг.15), а тормозной рычаг 11 .снова оказывается подпружиненным.

Эта форма исполнения имеет преимущество, заключающееся в том, что рукооградительная скоба 5 автоматилачка 19 и благодаря прилеганию к перемычке 80 срабатывающего элемен та 9 ограничивается в своем дальнейшем движении.

Кроме того, тормозное устройство

10 может также приводиться в действие благодаря тому, что нажимной элемент 7 освобождается во время работы.

В этом случае конец 74 тяги 8 перемещается вниз, а срабатывающий элемент 9 поворачивается против часовой стрелки, благодаря чему перемещается натяжной рычаг 20 со своим роликом

7 1 в подшипниковой вкладыш 5 1 так, что шарнирное соединение 53 раэьединяется, и тормозной рычаг 11 под действием усилия тормозной пружины 12 поворачивается, при этом тормозная лента 13 прижимается к тормозному барабану 14. Для отпускания тормозной ленты 13 нажимной элемент 7 должен быть снова нажат, причем конец 74 тяги 8 перемещается в направляющем пазу 75 вверх и одновременно сраба.тывающий элемент 9 под действием усилия, приложенного к нему от натяжного рычага 20, поворачивается по часовой стрелке в свое положение готовности (фиг. 11) .

В варианте выполнения, изображенном на фиг.13 по 16, при освобождении рукооградительной скобы 5 и ее повороте в направлении стрелки Р (фиг.15) она свободным концом 87 своего плеча 83 касается первой упорной серьги 82 и при дальнейшем перемещении поворачивает срабатывающий элемент 9 в положение торможения (фиг.16). При этом плоская пружина

96 скользит вдоль торцового участка

98 (фиг.15), наиболее удаленного от тяги 8, выходя за второй выступ 93, пока не войдет в контакт с торцовым участком 99 (фиг.16).

Натяжной polar 20 (фиг. 12-14) выходит из зацепления с промежуточным

1 рычагом 24 и перемещается своим роликом 71 в подшипниковой вкладьпп 51.

Рукооградительная скоба 5 под действием силы пружины 91, давящей на ее плечо 85, поворачивается самостоятельно назад в положение готовности.

При этом плечо 85 освобождается от упорной серьги 82. Срабатывающий элемент 5 под действием усилия со стороны натяжного рычага 20 поворачивается по часовой стрелке до тех пор, пока свободный конец плоской пружины 96

45 не войдет в зацепление с вторым выступом 93 срабатывающего элемента 9 (Фиг.17). Упорная серьга 94 находится в этой фиксированной позиции на некотором расстоянии от выступа 92, так как переключающий элемент 90 при освобождении благодаря рукооградительной скобе 5 не вращается совместно.

Из фиксированной позиции срабатывающий элемент 9 может быть отведен назад опять в свое положение готовности только после срабатывания нажимного элемента 7, для этого последний должен быть освобожден (фиг.18).

После чего переключающий элемент 90 перемещается вдоль торцового участка

100 против часовой стрелки и с помо-: щью кр