Способ получения топливных фракций
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей , промьшшенности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевьрс топливных фракций исходное сьгрье. подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле ): Gar Gc,pLA:Bj , где А ( Т,,о,г ,А:В, :(р « ,т 1аг .аг Л - 1 i в 1 - (р го Var чество атмосферного газойля, подаваемого в соляровую фракцию, т; G - количество соляровой фракции, т; 10 Р4ДГ. нормируемая плотность дизельного топлива, кг/м , р4°аг плот- ,ность атмосферного газойля, , 10 Рц.сср. плотность соляровой фракции, кг/м, Тл дг, - нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т. д,г - температура застывания атмосферного газойля. К; Tj.cf. температура застывания соляровой фракции К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве , рассчитанном по формуле: Сд,. (Л ФРАК- особу егонть исщей ия ыхода ное о отуумь верют и акуум гаакцией ормуле ): 60. Т,,о,г го Var А:с, где А, р4°,г .Ат iTjoir указано выше, G 1 - ( рГво Tj,ao):( Т,, во ) . G, - количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумного отгона, т; С.,„ - количество кон002 0 енсата вакуумного отгона, т; р ц - плотность конденсата вакуумноого отгона , т; Tj - температура застывания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля - в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования пр.едлагаемо го способа производительность по исходному сырью увеличивается на 1 мас.% и выход дизельного топлива - на 11,5 мас.% 1 ил. 3 табл. со со оо р 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 С 10 С 7/00
Ъ р
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Б (".«
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4005834/23-04 (22) 04. 11.85 (46) 30.08.87. Бюп. Р 32 (71) Производственное объединение
"Новополоцкнефтеоргсинтез" им. ХХЧ съезда КПСС (72) В..Г.Тетерук, К.Г.Чесновицкий, Г.П.Пикалов, Б.И.Василевский и В.А.Милош (53) 665.62(088..8) (56) Гуревич M.Л. Технология переработки нефти и газа. Ч. 1. М.: Химия, 1972, с.3 19-320.
Коротков И.П. и др. Первичная переработка нефти на высокопроизводительных атмосферно-вакуумных установ.ках. M. Химия, 1975, с. 30-33. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ (57) Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатываюшей .промьппленности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевь)х топливных фракций исходное сырье подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле
: (P4«Т,„1 — 1,  — 1 — ((Р,а„° ао
"Т)or ) (P4c
НОГО ТОПЛива «КГ/М p 4 о ПЛОТ, ность атмосферного газ ойля, кг/м ; о — плотность соляровои фракции, кг/м, Т вЂ” нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т „, — температура застывания атмосферного газойля, К; Т1.<, — температура застывания соляровой фракции, К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конден- ф сатом вакуумного отгона в количестве, рассчитанном по формуле: С,.
ZO 3.0
С во (А С, гДе А, ()4 аг «Р4 дг > Тф дт т,or Указано вьппе, G = 1 — ((1 ) 4в„«а
Т).ьр) () 4 во Т5 BO )) «с„— количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумноМю4 го отгона, т; С вЂ” количество коньо о
-д енса та вакуумног о от г она, т, q во плотность конденсата вакуумноого отгона, т; T> — температура застыво вания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля — в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования предлагаемого способа производительность по исходному сырью увеличивается на
1 мас.7. и выход дизельного топлива— на 11,5 мас.7. 1 ил. 3 табл.
1333687
Изобретение относится к способам получения топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промьпппенности.
Цель изобретения — повышение производительности процесса и выхода целевых фракций.
На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа в части проведения атмосферной и вакуумной перегонки.
Сырье подают по линии 1 в атмосферную колонну 2.
Боковой погон соляровой фракции 15 по линии 3 направляют в отпарную секцию 4. Верхний продукт (пары отгона бокового погона) по линии 5 возвращают в атмосферную колонну 2.
Нижний продукт (соляровую фракцию) 20 выводят по линии 6.
Боковой погон гаэойлевой фракции по линии 7 направляют в отпарную секцию.3. Верхний продукт (пары отгона газойлевой фракции) возвращают в ат- 25 мосферную колонну 2 по линии 8. Нижний продукт (атмосферный гаэойль) по линии 9 подают на смешение с соляровой фракцией и по линии 10 с конденсатом вакуумного отгона. 30
Товарное дизтопливо выводят по линии 11. Избыток атмосферного газойля выводят по линии 12 в качестве компонента высококачественного (экспортного) мазута.
Мазут по линии 13 подают после нагрева в трубчатой печи 14 в вакуумную колонну 15.
Вакуумный отгон с верхней части колонны (газопаровую смесь) по линии gp
16 направляют в поверхностные конденсаторы 17, где полностью конденсируют водяные и нефтяные пары, которые по линии 18 подают в барометрический колодец 19. Часть несконденсированных 45 газов отсасывают пароэжекторным ваку;куумным насосом 20 и через барометрические конденсаторы 21 сбрасывают по линии 22 в барометрический колодец 19.
При этом часть отсасываемых газов конденсируют.
Конденсат вакуумного отгона из барометрического колодца 19 по линии
23 подают на смешение с атмосферным газоилем, направленным по линии 10 ° .Полученную смесь нефтяных фракций выводят в качестве дизтоплива по ли— нии 1 1.
Пример 1. Нефтяную смесь (смесь нефтей различных месторожде о ний), имеющую 856 кг/м содержание парафинов 2, О мас.7, серы
0,92 мас.7., асфальтенов 2,2 мас.7., кислотное число О, 12 мг КОН/г в количестве 8000 тыс. т, направляют на трехступенчатую схему переработки.
На первой ступени нефтяную смесь отбензинивают, а затем направляют в атмосферную колонну. Процесс ведут в следующем режиме: давление в атмосферной колонне О, 12 МПа температура входа сырья 360 С; температура атмосферной колонны 140 С; температура низа атмосферной колонны 340 С, температура вывода боковых .погонов флегмы керосиновой, соляровой и газойлевой соответственно 190, 232 и о
300 С; температура острого орошения о
60 С, температура верхнего и нижнего промежуточного циркуляционного орошения соответственно 210-70 и
260-80 С; среднее флегмовое число в бензиновой, керосиновой, соляровой и гаэойлевой секциях атмосферной колонны соответственно 1,86, 1,52
1, 2 и О, 5, паровое число в отгонной части колонны 0,278.
Остаток атмосферной перегонки (мазут) направляют в количестве
3903 тыс.т на вакуумную ступень переработки. Процесс ведут в следующем режиме: остаточное давление в вакуумной колонне 8 кПа (60 мм рт.ст.), давление пара, подаваемого на эжекторы, О, 11 МПа; температура мазута о на выходе из печи 400 С; температура верха вакуумной колонны 90 С; температура низа вакуумной колонны 345 С; температура перегретого водяного пара 420 С.
Определяют количество расхода атмосферного газойля с целью максимального выхода диэтоплива при трехступенчатой переработке нефтяной смеси.
Атмосферная ступень.
Определяют коли ество атмосферного газойля для смешения с соляровой фракцией
838 263
870 278
С = 913
870 278
815 241
350 тыс.т
1333687 что снижает рентабельность производства.
Производительность по нефтяному
5 сырью и выход фракции дизельного топлива по предлагаемому способу составляет .соответственно 8080 и
1395 тыс. т в год. Качество дизельного топлива соответствует требованиям ГОСТ 305-82.
C T jj II P. Í Ü, о атмосферное конденса838 263
870 278
G„=80
870 278
825 258 — 52 тыс. т.
Избыток атмосферного газойля (1002 — (350 + 52) = 600) в количест- 15 ве 600 тыс. т выводят в качестве компонента зкспортного мазута.
В табл. 1 приведена характеристика целевых продуктов и их компонентов по предлагаемому способу в
20 табл. 2 — материальный баланс известного и предлагаемого способов.
Табл. 3 иллюстрирует потенциальное содержание и фактический отбор светлых нефтепродуктов по известному и 25 предлагаемому способам.
Пример 2. Технологический режим переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 30
Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в количестве большем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом повышаются низкотемпературные (с -10 до
-7 С) и реологические (с 5,52 до о 35
6, 1 мм /с) свойства дизтоплива, показатели которых не отвечают требованиям ГОСТа 305-82. Смесь атмосферного газойля с конденсатом вакуумного отгона выводят в качестве печного или моторнorо топлива, что снижает рентабельность производства, 20
Пример 3. Технологический 45 режим. переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 1.
Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в коли- 50 честве меньшем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом понижаются низкотемпературные (е -10.до
-12 C) и реологические (с 5,52 до
5,28 мм /с) свойства диэтоплива, повышается его нормируемый запас эксплуатационных свойств, увеличивается выход. атмосферного газойля в качест- ве компонентов экспортного мазута, аг G
1 где Саг с р го
) айаг
1р-
Атмосферно-вакуумная
Определяют количеств го газойля для смешения том вакуумного отгона
Производительность по нефтяному сырью и выход фракции дизтоплива по известному способу составляет соответственно 8000 и 1251 тыс.т в год.
Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает повышение производительности по нефтяному сырью и выхода дизельного топлива соответственно на 1 и 11,5 мас ° .
Формула изобретения
Способ получения топливных фракций из нефтяного сырья путем последовательного его отбензинивания, атмосферной перегонки с получением соляровой фракции, атмосферного газойля и атмосферного мазута, вакуумной перегонки последнего в вакуумной колонне с выводом газопаровой смеси с верха вакуумной колонны, ее конденсации и разделения на воду и конден сат вакуумного отгона, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения производительности процесса и выхода топливных фракций, часть атмосферного газойля смешивают с соля ровой фракцией в количестве,определяемом по формуле
20 .Т
1 аг З.а
20 )
P q аг Тхаг
2о .Т (,с, g,су количество атмосферного гаэойля, подаваемого в соляровую фракцию;. количество соляровой фрак H j нормируемая плотность дизельного топлива по ГОСТ
305-82; плотность атмосферного газойля; плотность соляровой фракции;
1333687 - нормируемая температура
Т „ застывания дизельного топлива по ГОСТ 305-82;
Тэ „„ — температура застывания атмосферного гаэойля
Т с, — температура застывания соляровой фракции, и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве, рассчитываемым по формуле
Во га! дг го айаг го
9,дт
Т э,аг, Тэ, Во эо
$Qar 9.аг
Саг во!
7ц во Тэ. 8о — количество атмосферного гаэойля подаваемое в кон-20 денсат вакуумного отгона, т"
Э где Саг и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного гаэойля — в качестве компонента высококачественного мазута.
Таблица
Кииеиао
Теипература, С
Фракционный состав по ГОСТ 2177-82, С, об.Х
Целевые .продукты н их компоненты оттическая вяэкость о при 20 С и /с "10 ность, кг/иэ
90 96
Застывания кк
Кд!!поненты днэтоплнва
Соляровая фракция
8 15 190 208 232 262 276 280 2,80 72
-32
Лтмосферный гаэойль
9,80 128
358 365
870 270 284 310
23 1 279 299 3 12 2,90 48
75 -!О
5,52
276 340 360
Конденсат вакуумного отгона ° 825 129 !82
Целевое диэтоллнъо 838 200 . 228 количество конденсата вакуумного отгона, т, нормируемая плотность дизельного топлива, кг/мэ; плотность атмосферного газойля, кг/мэ, плотность конденсата вакуумного отгона, кг/мэ нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; температура застывания атмосферного гаэойля, К; температура застывания конденсата вакуумного от- гона, С
1333687
cd 1
Г» 1 ф
М ж
Ц
И о (Е
1 о ф
E"» о
Е» оо с
cd
Х ю rL () л л л
» 0Q О л л
ЯО) л л
>Я у I
1 а
И!
I 1
1 о
А
d0 о
Щ
Е оо с л л
О О а л л
К)» л
»
» »
Е
А
F О
О О (1 о о
° Б о
ed Г Э
Х
1 — — — 4 4 о
О
1» ц о
4 1 Я
I Е
j о о о о о
Ф о ж ж о
Х А Щ
Д ° ф ° °
Е| М
° & c6 а
Х 8 дои
Я 1» <0 и а
v xe
dI 1 а 1
ЯЕ
О I и 1
Ф 1 о
cd
Е» у
I 1
1 М 1 о
» 1
° 1. v
I 2 I
1 E I
Я
А
Ж !.» о (У
Р! ж
I ф
Ж
К вО е- v эХ х о
Р СЧ о о со л о
Ch — О1
» Р1
ЮÎ < СЧ
00 00 O Ch
<Ч CQ Ch Oi
>Ъ
Ц Х с6
Ю Р! и Ф : и 0) а Л (6 4 д к о v s v ц m ж о
v r» до о о м ж о
o o Р ) л л л
Я;)»вЂ” л
Р ) Ch л
О CO О1
СЧ g) С 1 о о о л л
\ )» и о о
00 СО л
C»I СО СЧ
10 И Д Е»
1333687
I В»
И 1
cd I о
3 1
1 Е 1
С 1
С) I сп
el 1 о л о
» б
I л л» л л о а
cd 1
I М а
С 1
Я
I 1
1 »
I О 1
X 1
E 1 U
e Qj
О I !!!
Д 1 И
1 Е I
I сб
X!.— - — -4 4
1 а! к v а!! Б 1 Р у I о г — т — — — а о
1 о о 1
6) I
<б 1,1
11
I о
Ы I
1
4 л(ИХ8
1 Й3 Я
1 Ж
u, II
° ф
V l m
Я 1 0) а! I
1 — -4
I
1»
1 и 1
3 1 О
Е» 1 1:»
I 1 а1
l ! и
l (Г 1 л л л Ф
О1 «»
О
Х Pl д в с0
X !
» Q ж о а
Q) !л U о о ж м д о
12л д!
Р о
I с»о
>Х ж
И и
cU
Р х и
f»
hl и
6!
E л ф
Р о
1. о! о и
Щ
Е сс) л
)Д ж
М и
СО
C)
С4!
» и
° О ж
:5
2 cd
Ж р»
К &
Ц о
OJ !»
Д и
Ц с!! о
I 1
I P
1333687
ae v
Ц !» cd о Z!
1 ! I» a и
cd
Е с1 л
° CO сс1» л с! л с> т — о с») с л л л с сО О о л
С с
О 1
r c л л о сл О л
Ch с» ) л л л с 1 и
o s Е
ch I с4 1 сб Х
Е р. о
cd & Ц
0) cd
P,Cd uO
Q3 и go o о а д о о1- m
1333687
Составитель Н.Королева
Техред M. Ходанич Корректор Е. Рошко
Редактор Н.Киштулинец
Тираж 462 Подписное.ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб,, д. 4/5
Заказ 3924/22
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4