Способ получения топливных фракций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей , промьшшенности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевьрс топливных фракций исходное сьгрье. подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле ): Gar Gc,pLA:Bj , где А ( Т,,о,г ,А:В, :(р « ,т 1аг .аг Л - 1 i в 1 - (р го Var чество атмосферного газойля, подаваемого в соляровую фракцию, т; G - количество соляровой фракции, т; 10 Р4ДГ. нормируемая плотность дизельного топлива, кг/м , р4°аг плот- ,ность атмосферного газойля, , 10 Рц.сср. плотность соляровой фракции, кг/м, Тл дг, - нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т. д,г - температура застывания атмосферного газойля. К; Tj.cf. температура застывания соляровой фракции К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве , рассчитанном по формуле: Сд,. (Л ФРАК- особу егонть исщей ия ыхода ное о отуумь верют и акуум гаакцией ормуле ): 60. Т,,о,г го Var А:с, где А, р4°,г .Ат iTjoir указано выше, G 1 - ( рГво Tj,ao):( Т,, во ) . G, - количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумного отгона, т; С.,„ - количество кон002 0 енсата вакуумного отгона, т; р ц - плотность конденсата вакуумноого отгона , т; Tj - температура застывания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля - в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования пр.едлагаемо го способа производительность по исходному сырью увеличивается на 1 мас.% и выход дизельного топлива - на 11,5 мас.% 1 ил. 3 табл. со со оо р 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 С 10 С 7/00

Ъ р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Б (".«

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4005834/23-04 (22) 04. 11.85 (46) 30.08.87. Бюп. Р 32 (71) Производственное объединение

"Новополоцкнефтеоргсинтез" им. ХХЧ съезда КПСС (72) В..Г.Тетерук, К.Г.Чесновицкий, Г.П.Пикалов, Б.И.Василевский и В.А.Милош (53) 665.62(088..8) (56) Гуревич M.Л. Технология переработки нефти и газа. Ч. 1. М.: Химия, 1972, с.3 19-320.

Коротков И.П. и др. Первичная переработка нефти на высокопроизводительных атмосферно-вакуумных установ.ках. M. Химия, 1975, с. 30-33. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ (57) Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатываюшей .промьппленности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевь)х топливных фракций исходное сырье подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле

: (P4«Т,„1 — 1,  — 1 — ((Р,а„° ао

"Т)or ) (P4c

НОГО ТОПЛива «КГ/М p 4 о ПЛОТ, ность атмосферного газ ойля, кг/м ; о — плотность соляровои фракции, кг/м, Т вЂ” нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т „, — температура застывания атмосферного газойля, К; Т1.<, — температура застывания соляровой фракции, К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конден- ф сатом вакуумного отгона в количестве, рассчитанном по формуле: С,.

ZO 3.0

С во (А С, гДе А, ()4 аг «Р4 дг > Тф дт т,or Указано вьппе, G = 1 — ((1 ) 4в„«а

Т).ьр) () 4 во Т5 BO )) «с„— количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумноМю4 го отгона, т; С вЂ” количество коньо о

-д енса та вакуумног о от г она, т, q во плотность конденсата вакуумноого отгона, т; T> — температура застыво вания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля — в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования предлагаемого способа производительность по исходному сырью увеличивается на

1 мас.7. и выход дизельного топлива— на 11,5 мас.7. 1 ил. 3 табл.

1333687

Изобретение относится к способам получения топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промьпппенности.

Цель изобретения — повышение производительности процесса и выхода целевых фракций.

На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа в части проведения атмосферной и вакуумной перегонки.

Сырье подают по линии 1 в атмосферную колонну 2.

Боковой погон соляровой фракции 15 по линии 3 направляют в отпарную секцию 4. Верхний продукт (пары отгона бокового погона) по линии 5 возвращают в атмосферную колонну 2.

Нижний продукт (соляровую фракцию) 20 выводят по линии 6.

Боковой погон гаэойлевой фракции по линии 7 направляют в отпарную секцию.3. Верхний продукт (пары отгона газойлевой фракции) возвращают в ат- 25 мосферную колонну 2 по линии 8. Нижний продукт (атмосферный гаэойль) по линии 9 подают на смешение с соляровой фракцией и по линии 10 с конденсатом вакуумного отгона. 30

Товарное дизтопливо выводят по линии 11. Избыток атмосферного газойля выводят по линии 12 в качестве компонента высококачественного (экспортного) мазута.

Мазут по линии 13 подают после нагрева в трубчатой печи 14 в вакуумную колонну 15.

Вакуумный отгон с верхней части колонны (газопаровую смесь) по линии gp

16 направляют в поверхностные конденсаторы 17, где полностью конденсируют водяные и нефтяные пары, которые по линии 18 подают в барометрический колодец 19. Часть несконденсированных 45 газов отсасывают пароэжекторным ваку;куумным насосом 20 и через барометрические конденсаторы 21 сбрасывают по линии 22 в барометрический колодец 19.

При этом часть отсасываемых газов конденсируют.

Конденсат вакуумного отгона из барометрического колодца 19 по линии

23 подают на смешение с атмосферным газоилем, направленным по линии 10 ° .Полученную смесь нефтяных фракций выводят в качестве дизтоплива по ли— нии 1 1.

Пример 1. Нефтяную смесь (смесь нефтей различных месторожде о ний), имеющую 856 кг/м содержание парафинов 2, О мас.7, серы

0,92 мас.7., асфальтенов 2,2 мас.7., кислотное число О, 12 мг КОН/г в количестве 8000 тыс. т, направляют на трехступенчатую схему переработки.

На первой ступени нефтяную смесь отбензинивают, а затем направляют в атмосферную колонну. Процесс ведут в следующем режиме: давление в атмосферной колонне О, 12 МПа температура входа сырья 360 С; температура атмосферной колонны 140 С; температура низа атмосферной колонны 340 С, температура вывода боковых .погонов флегмы керосиновой, соляровой и газойлевой соответственно 190, 232 и о

300 С; температура острого орошения о

60 С, температура верхнего и нижнего промежуточного циркуляционного орошения соответственно 210-70 и

260-80 С; среднее флегмовое число в бензиновой, керосиновой, соляровой и гаэойлевой секциях атмосферной колонны соответственно 1,86, 1,52

1, 2 и О, 5, паровое число в отгонной части колонны 0,278.

Остаток атмосферной перегонки (мазут) направляют в количестве

3903 тыс.т на вакуумную ступень переработки. Процесс ведут в следующем режиме: остаточное давление в вакуумной колонне 8 кПа (60 мм рт.ст.), давление пара, подаваемого на эжекторы, О, 11 МПа; температура мазута о на выходе из печи 400 С; температура верха вакуумной колонны 90 С; температура низа вакуумной колонны 345 С; температура перегретого водяного пара 420 С.

Определяют количество расхода атмосферного газойля с целью максимального выхода диэтоплива при трехступенчатой переработке нефтяной смеси.

Атмосферная ступень.

Определяют коли ество атмосферного газойля для смешения с соляровой фракцией

838 263

870 278

С = 913

870 278

815 241

350 тыс.т

1333687 что снижает рентабельность производства.

Производительность по нефтяному

5 сырью и выход фракции дизельного топлива по предлагаемому способу составляет .соответственно 8080 и

1395 тыс. т в год. Качество дизельного топлива соответствует требованиям ГОСТ 305-82.

C T jj II P. Í Ü, о атмосферное конденса838 263

870 278

G„=80

870 278

825 258 — 52 тыс. т.

Избыток атмосферного газойля (1002 — (350 + 52) = 600) в количест- 15 ве 600 тыс. т выводят в качестве компонента зкспортного мазута.

В табл. 1 приведена характеристика целевых продуктов и их компонентов по предлагаемому способу в

20 табл. 2 — материальный баланс известного и предлагаемого способов.

Табл. 3 иллюстрирует потенциальное содержание и фактический отбор светлых нефтепродуктов по известному и 25 предлагаемому способам.

Пример 2. Технологический режим переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 30

Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в количестве большем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом повышаются низкотемпературные (с -10 до

-7 С) и реологические (с 5,52 до о 35

6, 1 мм /с) свойства дизтоплива, показатели которых не отвечают требованиям ГОСТа 305-82. Смесь атмосферного газойля с конденсатом вакуумного отгона выводят в качестве печного или моторнorо топлива, что снижает рентабельность производства, 20

Пример 3. Технологический 45 режим. переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 1.

Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в коли- 50 честве меньшем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом понижаются низкотемпературные (е -10.до

-12 C) и реологические (с 5,52 до

5,28 мм /с) свойства диэтоплива, повышается его нормируемый запас эксплуатационных свойств, увеличивается выход. атмосферного газойля в качест- ве компонентов экспортного мазута, аг G

1 где Саг с р го

) айаг

1р-

Атмосферно-вакуумная

Определяют количеств го газойля для смешения том вакуумного отгона

Производительность по нефтяному сырью и выход фракции дизтоплива по известному способу составляет соответственно 8000 и 1251 тыс.т в год.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает повышение производительности по нефтяному сырью и выхода дизельного топлива соответственно на 1 и 11,5 мас ° .

Формула изобретения

Способ получения топливных фракций из нефтяного сырья путем последовательного его отбензинивания, атмосферной перегонки с получением соляровой фракции, атмосферного газойля и атмосферного мазута, вакуумной перегонки последнего в вакуумной колонне с выводом газопаровой смеси с верха вакуумной колонны, ее конденсации и разделения на воду и конден сат вакуумного отгона, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения производительности процесса и выхода топливных фракций, часть атмосферного газойля смешивают с соля ровой фракцией в количестве,определяемом по формуле

20 .Т

1 аг З.а

20 )

P q аг Тхаг

2о .Т (,с, g,су количество атмосферного гаэойля, подаваемого в соляровую фракцию;. количество соляровой фрак H j нормируемая плотность дизельного топлива по ГОСТ

305-82; плотность атмосферного газойля; плотность соляровой фракции;

1333687 - нормируемая температура

Т „ застывания дизельного топлива по ГОСТ 305-82;

Тэ „„ — температура застывания атмосферного гаэойля

Т с, — температура застывания соляровой фракции, и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве, рассчитываемым по формуле

Во га! дг го айаг го

9,дт

Т э,аг, Тэ, Во эо

$Qar 9.аг

Саг во!

7ц во Тэ. 8о — количество атмосферного гаэойля подаваемое в кон-20 денсат вакуумного отгона, т"

Э где Саг и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного гаэойля — в качестве компонента высококачественного мазута.

Таблица

Кииеиао

Теипература, С

Фракционный состав по ГОСТ 2177-82, С, об.Х

Целевые .продукты н их компоненты оттическая вяэкость о при 20 С и /с "10 ность, кг/иэ

90 96

Застывания кк

Кд!!поненты днэтоплнва

Соляровая фракция

8 15 190 208 232 262 276 280 2,80 72

-32

Лтмосферный гаэойль

9,80 128

358 365

870 270 284 310

23 1 279 299 3 12 2,90 48

75 -!О

5,52

276 340 360

Конденсат вакуумного отгона ° 825 129 !82

Целевое диэтоллнъо 838 200 . 228 количество конденсата вакуумного отгона, т, нормируемая плотность дизельного топлива, кг/мэ; плотность атмосферного газойля, кг/мэ, плотность конденсата вакуумного отгона, кг/мэ нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; температура застывания атмосферного гаэойля, К; температура застывания конденсата вакуумного от- гона, С

1333687

cd 1

Г» 1 ф

М ж

Ц

И о (Е

1 о ф

E"» о

Е» оо с

cd

Х ю rL () л л л

» 0Q О л л

ЯО) л л

>Я у I

1 а

И!

I 1

1 о

А

d0 о

Щ

Е оо с л л

О О а л л

К)» л

»

» »

Е

А

F О

О О (1 о о

° Б о

ed Г Э

Х

1 — — — 4 4 о

О

1» ц о

4 1 Я

I Е

j о о о о о

Ф о ж ж о

Х А Щ

Д ° ф ° °

Е| М

° & c6 а

Х 8 дои

Я 1» <0 и а

v xe

dI 1 а 1

ЯЕ

О I и 1

Ф 1 о

cd

Е» у

I 1

1 М 1 о

» 1

° 1. v

I 2 I

1 E I

Я

А

Ж !.» о (У

Р! ж

I ф

Ж

К вО е- v эХ х о

Р СЧ о о со л о

Ch — О1

» Р1

ЮÎ < СЧ

00 00 O Ch

<Ч CQ Ch Oi

Ц Х с6

Ю Р! и Ф : и 0) а Л (6 4 д к о v s v ц m ж о

v r» до о о м ж о

o o Р ) л л л

Я;)»вЂ” л

Р ) Ch л

О CO О1

СЧ g) С 1 о о о л л

\ )» и о о

00 СО л

C»I СО СЧ

10 И Д Е»

1333687

I В»

И 1

cd I о

3 1

1 Е 1

С 1

С) I сп

el 1 о л о

» б

I л л» л л о а

cd 1

I М а

С 1

Я

I 1

1 »

I О 1

X 1

E 1 U

e Qj

О I !!!

Д 1 И

1 Е I

I сб

X!.— - — -4 4

1 а! к v а!! Б 1 Р у I о г — т — — — а о

1 о о 1

6) I

<б 1,1

11

I о

Ы I

1

4 л(ИХ8

1 Й3 Я

1 Ж

u, II

° ф

V l m

Я 1 0) а! I

1 — -4

I

1 и 1

3 1 О

Е» 1 1:»

I 1 а1

l ! и

l (Г 1 л л л Ф

О1 «»

О

Х Pl д в с0

X !

» Q ж о а

Q) !л U о о ж м д о

12л д!

Р о

I с»о

>Х ж

И и

cU

Р х и

hl и

6!

E л ф

Р о

1. о! о и

Щ

Е сс) л

)Д ж

М и

СО

C)

С4!

» и

° О ж

:5

2 cd

Ж р»

К &

Ц о

OJ !»

Д и

Ц с!! о

I 1

I P

1333687

ae v

Ц !» cd о Z!

1 ! I» a и

cd

Е с1 л

° CO сс1» л с! л с> т — о с») с л л л с сО О о л

С с

О 1

r c л л о сл О л

Ch с» ) л л л с 1 и

o s Е

ch I с4 1 сб Х

Е р. о

cd & Ц

0) cd

P,Cd uO

Q3 и go o о а д о о1- m

1333687

Составитель Н.Королева

Техред M. Ходанич Корректор Е. Рошко

Редактор Н.Киштулинец

Тираж 462 Подписное.ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 3924/22

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4