Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, преимущественно автомобильного

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к двигателестроеиию и позволяет повысить эффективность. Муфта 9 включена в кинематическую связь между электродвигателем 6 и вентилятором (В) и связана с термодатчиком (ТД) 8. Муфта 5 включена в кинематическую связь между электродвигателем 6 и циркуляционным насосом 7 и связана с датчиком 4 давления. С достижением заданной по условиям наладки ТД 8 т-ры, обеспечивающей эффективную смазку, он включает В, При изменении т-ры ТД 8 может включить или выключить В, При закипании жидкости происходит разобщение контура и бачка 3. Давление повышается и при достижении значения 1,2 кг/см включается насос 7, обеспечивающий принудительную циркуляцию жидкости с номинальным расходом . 1 ил. S (Л с 00 со 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„.БК„1333781 (58 4 Р 01 Р 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 405149 1/25-06 (22) 07.04.86 (46) 30,08,87. Бюл, Ф 32 (71) Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С, М. Кирова (72) Н, С, Тушаков, К. Х. Лазаридн, А, С, Кондрашкин, E. Э, Новиков и Л. П, Яник (53) 621,43-71(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 1191609, кл, Р 01 Р 3/22, 1983. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЬНОГО (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность. Муфта 9 включена в кинематическую связь между электро" двигателем 6 и вентилятором (В) и связана с термодатчиком (ТД) 8, Муфта 5 включена в кинематическую связь между электродвигателем 6 и циркуляционным насосом 7 и связана с датчиком 4 давления. С достижением заданной по условиям наладки ТД 8 т-ры, обеспечивающей эффективную смазку, он включает В, При изменении т-ры

ТД 8 может включить или выключить В.

При закипании жидкости происходит разобщение контура и бачка 3. Давление повышается и при достижении значения 1,2 кг/см включается насос 7, z обеспечивающий принудительную циркуляцию жидкости с номинальным расходом. 1 ил.

1 l 33378

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей. с, Цель изобретения — повышение эффективности системы охлаждения, На чертеже изображена принципиальная схема системы охлаждения двигателя.

Система содержит радиатор 1, герметично закрытый пробкой 2 с клапанами, расширительный бачок 3, датчик 4 давления, размещенный в верхнем бачке радиатора и связанный с электромагнитной муфтой 5, включенной в кинематическую связь между электродвигателем 6 и циркуляцион- . ным насосом 7, термодатчик 8,. размещенный в рубашке охлаждения,цилиндров в районе верхней мертвой точки и связанный с электромагнитной муфтой 9, включенной в кинематическую связь между электродвигателем 6 и вентилятором. Датчики 4 и 8 связаны с электромагнитными муфтами 5 и 9 через блок управления, содержащий линии 10 задержки из стандартных элементов, обеспечивающих более позднее включение электродвигателя 6 после включения муфт 5 и 9, Система работает следующим образом.

После пуска холодного двигателя температура жидкости, заполняющей контур охлаждения, начинает расти прежде всего в слоях, непосредственно прилегающих к охлаждаемым поверхностям двигателя. По мере уменьшения плотности жидкости в этих слоях они

40 вытесняются и замешиваются более холодными, Возникающий при этом движущий напор естественной конвекции за счет перемешивания элементарных объемов жидкости с различной температурой способствует равномерному про45 греву всей жидкости, находящейся в рубашке охлаждения. Интенсивной циркуляции жидкости через контур двигатель-радиатор I препятствует, вопервых, гидравлическое сопротивление неподвижной крыльчатки насоса 7, вовторых, слабая теплоотдача от стенок радиатора 1 к вяло омывающему их воздуху (автомобиль не движется, а вентилятор не вращается). Все это способствует бь1строму прогреву двигателя без каких"либо дополнительных энергозатрат. С достижением заданной по условиям наладки термодатчика 8 температуры он включает вентилятор, Принудительная циркуляция через радиатор l воздуха с большой скоростью, скачкообразно интенсифицируя теплоотдачу от радиатора 1, резко снижает температуру жидкости в радиаторе 1, обусловив этим увеличение циркуляции жидкости по всему контуру, интенсивность которой возрастает по мере увеличения разницы между температурами на входе и выходе раиатора 1. Температура включения вентилятора правильно настроенным термодатчиком 8 должна соответствовать нагреву жидкости до минимальной температуры, обеспечивающей эффективную смазку наиболее ответственных трущихся пар двигателя, Такая настройка датчика позволяет считать момент включения вентилятора сигналом, разрешающим движение автомобиля, С началом движения возрастающей по мере увеличения скорости автомобиля динамический напор набегающего воздуха вызывает дальнейшее перераспределение температурного поля жидкости по контуру охлаждения ° В зависимости от температуры наружного воздуха и интенсивности охлаждения жидкости в радиаторе датчик 8 может выключить или снова включить вентилятор, поддерживая необходимые условия смазки. Температурные колебания объема жидкости в контуре охлаждения компенсирует вентиляционный.клапан пробки 2, обеспечивающий перетечку жидкости с малыми расходами между радиатором 1 и расширительным бачком 3. При закипании жидкости или резком повышении ее температуры пропускной способности клапана не хватает. Он закрывается и разобщает контур от бачка 3, Давление в системе при этом повышается, обеспечивая более высокую температуру жидкости без интенсивного ее кипения, С достижением давления 1,5 кг/см открывается выпускной клапан в пробирке радиатора большого проходного сечения, Но прежде, чем это произойдет, датчик 4, настроенный на меньшее давление, например 1,2 кг/см

2 назначенное с учетом допускаемых нагрузок наиболее слабого по прочности звена системы, включает насос

7, Принудительная циркуляция жидкости по контуру охлаждения с номи1333781

Составитель Н. Лапушкин

Редактор А. Долинич Техред Л.Сердюкова Корректор В. Бутяга

Заказ 3933/27 Тираж 481

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 1 1 3035 Москва, Ж-35 ° Раушская наб ° ° д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нальным расходом исключает дальнейший рост давления в контуре, Благодаря этОму выпускной клапан становится фактически не нужным и может

5 быть оставлен как аварийное сред— ство защиты радиатора 7 в случае возникновения различных неисправностей двигателя, Включение муфт 5 и 9 по сигналам датчиков 4 и 8 для обеспечения безударного сообщения друг с другом их полумуфт происходит в состоянии покоя, т,е. при еще не вращающемся электродвигателе 6, благодаря подводу питания к ней с задержкой по времени, например, на 0,25-0,5 с, Такчо задержку обеспечиваютлинии 10,введенные в состав блока управления режимом работы электродвигателя Ь имуфт 5и 9.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, преимущественно автомобильного, содержащая рубашку охлаждения цилиндров, электродвигатель, кинематически связанный с циркуляционным насосом и вентилятором, радиатор с верхним и нижним бачками, термодатчик, установленный на рубашке охлаждения цилиндров в районе верхней мертвой точки, и датчик давления, размещенный в верхнем бачке радиатора, отличающая с я тем, что, с целью повышения эффективности, она снабжена двумя электромагнитными муфтами, одна из которых включена в кинематическую связь между электродвигателем и венти— лятором и связана с термодатчиком, а другая включена в кине— матическую связь между электродвигателем и циркуляционным насосом и связана с датчиком давления.