Радиальный газовый подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин и механизмов, подверженных высоким радиальным нагрузкам. Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника. Во вращающемся злементе подшипника.выполнены радиальные пазы 4, в которых размещены с возможностью перемещения в радиальном направлении лопатки 5 с подпятниками 6. Радиус периферийной поверхности подпятников выбирается по приведенному соотношению. Центробежная сила от вращения вала 1 воспринимается г;азс1вой смазкой между подпятником 6 и опорной поверхностью 7 корпуса 2. Дополнительные радиальные усилия, действующие на вращающийся элемент 1, воспринимаются газовой подушкой, находящейся в пространстве между валом 1,корпусом 2, лопатками 5 с подпятниками 6 и торцовыми крышками 3.2 ил. (Л 6 00 00 00 со фиг. f
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 Р 16 С 32 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3993272/31 "27 (22) 23. 12, 85 (46) 30.08.87. Бюл. У 32(7 1) Каунасский политехнический институт им. Антаиаса Снечкуса (72) Ю.Ю. Гяцявичюс, В.С.Дагилис и P.È. Гарбаравичюс (53) 621.822.5(088.8) (56) Патент США В 3598455, кл, Р 16 С 35/00, 197 1. (54) РАДИАЛЬНЫЙ ГАЗОВЫЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин и механизмов, подверженных высоким радиальным нагрузкам. Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника. Во вращающемся элементе подшипника.выполнены радиальные пазы 4, в которых, размещены с возможностью перемещения в радиальном направлении лопатки 5 с подпятниками 6. Радиус периферийной поверхности подпятников выбирается по приведенному соотношению. Центробежная сила от вращения вала 1 воспринимается газовой смазкой между подпятником 6 и опорной поверхностью 7 корпуса 2. Дополнительные радиальные усилия, действующие на вращающийся элемент 1, воспринимаются газовой подушкой, находящейся в пространстве между валом 1,корпусом 2, лопатками
5 с подпяткиками 6 и торцовыми крышками 3. 2 ил.
13
Изобретение относится к машиност:роению и может быть использовано в узлах машин,и механизмов, подверженных высоким радиальным нагружениям.
Цель изобретения — повышение несущей способности газового подшипника, На фиг. 1 изображен радиальный газовый подшипник, аксонометрия; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Радиальный газовый подшипник состоит из вращающегося элемента.в виде вала 1, корпуса 2, оснащенного торцовыми крьппками 3. На вращающемся элементе 1 выполнены радиальные пазы 4, в которых размещены лопатки 5 с воз- . можностью перемещения в радиальном направлении. На периферийных концах лопаток 5 установлены шарнирно закрепленные подпятники 6, образующие с . опорной поверхностью 7 корпуса 2 рабочий зазор.
При смещении вращающегося элемента
1 под действием радиальной нагрузки лопатки 5 глубже входят в радиальные пазы 4 со стороны действующей нагрузки, а с противоположной стороны больше выдвигаются из радиальных пазов
4. Это приводит соответственно к увеличению и уменьшению объемов секторов, образованных вращающимся элементом 1, корпусом 2, торцовыми крышками 3, лопатками 5 с подпятниками 6, и, следовательно, к уменьшению и увеличению давления газа в указанных полостях. Разность давлений, действующих с противоположных сторон на враО щающийся элемент 1 и лопатки 5, уравновешивает приложенную нагрузку.
При вращении вала 1 лопатки 5 с подпятниками 6 прижимаются к внутренней поверхности корпуса 2 центробежной силой и между периферийной поверхностью подпятника и корпусом возникает газовая смазка, которая, воздействуя на шарнирно закрепленный подпятник, уравновешивает силу прижатия лопатки с подпятником к внутренней поверхности корпуса.
33904 2
При изменении нагрузки на вращающийся элемент 1 условия работы пары подпятник — корпус не изменяются, 5 меняется только эксцентриситет оси корпуса. Для повышения несущей способности газовой смазки периферийная поверхность подпятника выполнена по радиусу
10 1 О п7 Ron
R + В.,„ где R, — оптимальный радиус кривизны подпятника при его контактировании с плоскостью;
R — радиус опорной поверхности корпуса.
При изменении нагрузки на вращающийся элемент. условия работы пары
20 подпятник — корпус не меняются, меняется только эксцентриситет оси вращающегося элемента относительно оси корпуса.
Таким образом,. увеличивается не25 сущая способность подшипника,. он легче принимает динамические, в том числе ударные радиальные нагрузки.
Формула изобретения
R опт Ron
R п
R опт + Ron оптимальный радиус подпятника при контактировании еro с гйтоскостью;. — радиус опорной поверхности, где R,„, Радиальный газовый подшипник, содержащий корпус с опорной поверхностью и охватываемый ею вращающийся элемент с выполненными на его внешней поверх35 ности радиальными пазами, в которых размещаются с возможностью перемещения в радиальном направлении лопатки, отличающийся тем, что, с целью повьппения несущей способности, 40 лопатки снабжены шарнирно закрепленными подпятниками, рабочая поверхность которых выполнена по радиусу
1333904
Составитель Т. Хромова
Техред М. Ходанич Корректор Л. Бескид
Редактор М. Дылын
Тираж 756
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1130)5, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3942/33
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4