Магнитопровод ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - улучшение энергетических показателей, Магнитопровод электрической машины выполнен из двух лент 1 и 2 с предварительно вырубленными в них пазами и встречно направленными зубцами,Зубцовые перемычки 5 ленты I располагаются со стороны рабочего зазора,формируя верхнюю часть паза, а зубцовые перемычки 6 ленты 2 формируют нижнюю часть паза и одновременно выполняют роль ярма. Между зубцами образованы пазы. Это позволяет повысить надежность конструкции, 3 з,п, ф-лы, 7 ил. сл со со Ji N) ск Фи9.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (g1) 4 Н 02 К 1/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А 8TOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2)) 3803294/24-07(22) 15.10,84 (46) 30.08.87. Бюл. У 32 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (53) 621.313.04 (088.8) (56) Патент Швейцарии У 428913, кл. Н 02 К 1/06, 1967.

Авторское свидетельство СССР

У 1302378, кл. Н 02 K 1/26, 1984. (54) МАГНИТОПРОВОД РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— улучшение энергетических показателей.

Магнитопровод электрической машины выполнен из двух лент 1 и 2 с предварительно вырубленными в них пазами и встречно направленными зубцами,Зубцовые перемычки 5 ленты 1 располагаются со стороны рабочего зазора,формируя верхнюю часть паза, а зубцовые перемычки 6 ленты 2 формируют нижнюю часть паза и одновременно выполняют роль ярма. Между зубцами образованы пазы. Это позволяет повысить надежность конструкции. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

1334276

25

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам электрических машин, магнитопроводы которых выполнены по малоотходной технологии их изготовления.

Целью изобретения является улучшение энергетических показателей и повышение надежности конструкции магнитопровода ротора.

На фиг.1 показана конструкция магнитопровода ротора; на фиг. 2 — лента зубцовой зоны с зубцовой перемычкой, формирующей верхнюю часть паза; на фиг, 3 — участок витка зубцовой зоны, выполненный из четырех лент со встречными зубцами„ лежащими в одной плоскости, виток условно представлен в распрямленном виде; на фиг.4 — разрез A-А на фиг,3; на фиг ° 5 — участок витка эубцовой зоны, выполненный из трех лент, встречные зубцы двух лент выполнены аналогично фиг. 3, а зубцы третьего витка расположены аналогично фиг.1, ниток усповно представлен в распрямленном виде; на фиг. 6 разрез Б-Б на фиг, 5; на фиг. 7 половина магнитопровода ротора, зуб цовая зона которого выполнена из че.тырех лент со встречными зубцами, лежащими в одной плоскости, причем перемычки шлицевых зон вскрыты путем механической обработки бочки ротора.

Магнитопровод электрической машины (фиг.1) выполнен из лент 1 и 2 с предварительно вырубленными в них пазами и встречно направленными зубцами 3 и 4, при этом из ленты 1 вырубаются сразу две зубцовые зоны по безотходной технологии, а из ленты

2 — одна лента IIo малоотходной технологии.

Зубцовые перемычки 5 ленты 1 располагаются со стороны рабочего зазора„ формируя верхнюю часть паза, а зубцовые перемычки 6 ленты 2 формируют нижнюю часть паза и одновременно выполняют роль ярма, При навивке лент i и 2 на ребро между их зубцами образуются пазьI 7 для расположения обмотки.

Из-за сложности навивки ленты 2 на ребро и ухудшения коэффициента заполнения пакета зубцовой эоны сталью, что обусловлено трапециедальностью зубцовой перемычки 6 после навивки ленты на ребро (фиг.3,5) ротор может иметь составное ярмо (показано на фиг.1 и 5 позицией 8); при этом ярмо 8 может быть выполнено массивным, витым иэ ленты на реб" ро прессованным из ферромагнитной массы и др.

Размеры просечек В, ленты и В ленты 2 выбираются такими, чтобы сохранить одинаковую ширину зубца и одинаковую геометрию паза после совместной навивки обеих лент на ребро.

После навивки обеих лент на ребро лента 2 имеет увеличенный размер

В 11, а перемычки 5 ленты 1 образуют закрытые пазы, При необходимости перемычки 5 ленты 1 могут быть уменьшены частично либо до полного вскрытия (фиг.2) путем механической обработки °

В результа.те сочетания полуоткрытого паза ленты 2 и закрытого паза ленты 1 достигается необходимая эквивалентная величина открытия паза ротора. Лента 2 имеет лучшее магнитное переходное сопротивление со стороны технологического зазора, нежели со стороны рабочего зазора, а лента

1 наоборот, что объясняется наличием или отсутствием технологических ,перемычек, На фиг, 3 представлен участок витка зубцовой зоны ротора, где переходные магнитные сопротивления примерно одинаковы, что дости" гается выполнением зубцовой зоны по меньшей мере из четырех лент (фиг,3) ! I

1, l и 2,2 со встречно направленны1 1 ми зубцами 3, 4 и 3, 4, лежащими в одной плоскости, при этом зубцы смежных параллельных лент (1 и 2;

1 I ! и 2 ) имеют различную высоту, образуя поверхность сочленения встречных зубцов магнитопровода гребенчатого вида.

При таком конструктивном исполнении соединение двух лент происходит в области зубца, где все они имеют прямоугольную по голщине листа форму, что создает условия для минимального аксиального магнитного сопротивления в зоне контакта. При этом стыки смежных пар зубцов находятся на различных диаметрах Д и Д (фиг.7),что создает условия для надежного крепления зубцов лент между, собой эа счет I °

l соединения внахлест (3 с 3; 4 с 4

1 и 3 с 4 ) в единый монолитный виток.

Жесткое соединение зубцов может выполняться известными способами: за счет сил трения в сжатом пакете, контактной сварки 9 (фиг. 3 и 4), зак13342

15 Ф о р-.м у л а лепками, склеиванием и др. Высота зубьев каждой ленты подбирается из условия надежного скрепления зубцов

3 и 4 и минимального радиального

1 технологического зазора 10 между зубI цами 3-4 и 3 -4 (обычно до 0,1

0,2 мм), что приводит к минимальному магнитному сопротивлению магнитопровода ротора. 10

Для роторов электрических машин с незначительным (до 1-2 мм) расстоянием между зубцами ленты 1 со стороны технологического зазора целесообразна конструкция зубцовой зоны (фиг.5), выполненная из трех лент

3,3 и 4, Данное конструктивное решение является сочетанием лент па фиг. 1 и 3. Это конструктивное решение по Ьеличине магнитного сопротив- 20 ления магнитопровода и простоте конструкции ротора занимает промежуточное положение по отношению к конструкции по фиг. I и 3.

Зубцовые зоны по фиг. 3 и 5 выпол- 25 няются по безотходному, а по фиг,1 по малоотходному (из-за наличия ленты 2) растроям. Магнитопровод ротора, выполненный по фиг. 3 и 7 мало чем отличается от классического в магнит-.30 ном отношении, так как величины зазоров в технологических стыках весьма незначительны, а конструкция верхней части паза и ширина шлица Вщ практически могут не отличаться от

\ классических магнитопроводов.

Данное техническое решение может быть использовано в магнитопроводах роторов электрических машин постоянного и переменного тока ° 40

Изготовление магнитопровода ротора производится в следующей последовательности: резка полосы железа и ленты мерной ширины; штамповка зубцов в лентах (способ штамповки зави- 45 сит от конструкции магнитопровода); спаривание полос с различной высотой зубцов 1 с 1, 2 с 2 (для фиг.1 на1 добность в спаривании лент . отсутствует.); навивка зубцовых зон на 50 ребро с одновременным спариванием

76

4 лент, формирующих верхнюю и нижнюю части пазов (иногда целесообразно операцию спаривания выполнять после

1 навивки на ребро лент 2, 2 ); жесткое скрепление зубцов между собой (в некоторых случаях жесткое соедин t нение зубцов 3 и 3, 4 и 4 удобнее производить перед навивкой их на ребро); механическая обработка (при необходимости) поверхности зубцовых зон; укладка обмотки; сочленение зубцовой зоны с ярмом, изобретения

1. Иагнитопровод ротора электрической машины, содержащий ярмо и зубцовую зону, выполненную навивкой лент на ребро с предварительно вырубленными зубцами, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью улучшения энергетических показателей и повышения надежности конструкции, зубцовая зона выполнена по меньшей мере из двух лент с встречно направленными зубцами одинаковой ширины, при этом зубцовые перемычки по меньшей мере одной иэ лент образуют верхнюю часть паза, а перемычки противоположных лент образуют нижнюю часть паза и ярмо ротора.

2. Иагнитопровод по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что ленты со встречными зубцами лежат в одной плоскости, при этом зубцы смежных лент имеют различную высоту, образуя ступенчатую поверхность сочленения по длине магнитопровода.

3. Магнитопровод по пп,1, о т— л и ч а ю шийся тем, что при выполнении зубцовой эоны из трех лент, две из них находятся в одной плоскости, имея общую поверхность касания в зоне зубца, а третья,смежная с ними, перекрывает их стык.

4. Магнитопровод по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что зубцы по меньшей мере двух смежных витков магнытопровода жестко соединены между собой.

1334276

"1334276

Составитель А.Кузьмин

Техред Л.Сердюкова

Редактор Т.Лаэоренко

Корректор В.Бутяга

Заказ 3974/52

Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4