Способ шевингования цилиндрических зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к чисто- ,вой обработке зубчатых колес. Цель изобретения - увеличение производительности и улучшение качества обработки за счет исключения радиальной подачи и обеспечения изменения угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса от нуля до максимального значения. В начале цикла обработки сборно-дисковый шевер входит в зацепление с обрабатываемым зубчатым колесом на полную глубину зубьев. После каждого продольного хода зубчатого колеса относительно шевера производится поворот оси шевера относительно оси колеса на некоторый угол /Ь , Зубья шевера при этом выполняют с возможностью поворота в корпусе вокруг своих осей. В результате изменения угла скрещивания осей детали обрабатываемого колеса и инструмента происходит увеличение угла наклона зубьев шевера и уменьшение расстояния между режущими кромками соседних зубьев, измеренного по нормали к образующей зубьев, на величину снимаемого припуска. В конце цикла обработки ось инструмента возвращается в исходное положение. При этом при повороте оси шевера при изменении угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса изменяется угол наклона зубьев инструмента, а расстояние между их осями вращения остается в процессе обработки неизменным. 4 ил. i О) с со 00 СП DO 00 эо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51)4 В 23 F 21/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4026262/31 — 08 (22) 30. 12. 85 (46) 07 . 09 . 87 . Бюл. Р 33 (71) Днепродзержинский индустриальный институт им. М.И. Арсеничева (72) С.П.Радзевич и В.А. Палагута (53) 621.914. 7: 621. 833 (088. 8) (56) Патент Японии У 57-8030, кл. В 23 F 21/28. (54) СПОСОБ ШЕВИНГОВАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

1 (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к чистовой обработке зубчатых колес. Цель изобретения — увеличение производительности и улучшение качества обработки за счет исключения радиальной подачи и обеспечения изменения угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса от нуля до максимального значения. В начале цикла обработки сборно-дисковый шевер входит в зацепление с обрабатываемым зубчатым колесом на полную глубину зубьев.

После каждого продольного хода зубчатого колеса относительно шевера производится поворот оси шевера относительно оси колеса на некоторый угол

Зубья шевера при этом выполняют с возможностью поворота в корпусе вокруг своих осей. В результате изменения угла скрещивания осей детали обрабатываемого колеса и инструмента происходит увеличение угла наклона зубьев шевера и уменьшение расстояния между режущими кромками соседних зубьев, измеренного о нормали к o6— разующей зубьев, на величину снимае— мого припуска. В конце цикла обработки ось инструмента возвращается в исходное положение. При этом при повороте оси шевера при изменении угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса изменяется угол наклона зубьев инструмента, а расстояние между их осями вращения остается в процессе обработки неизменным.

4 ил.

13353

Изобретение относится к машиностроению, в частности к чистовои обработке зубчатых колес.

Цель изобретения — увеличение

5 производительности и улучшение качества обработки за счет исключения радиальной подачи и воэможности изменения угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса от ну- 10 ля до максимального значения.

На фиг. 1 показан инструмент (шевер), реализующий предлагаемый способ; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг ° 3 — зуб шевера; на фиг. 4— схема поворота двух смежных зубьев вокруг своих осей.

В начале цикла обработки дисковый шевер входит в зацепление с обрабатываемым зубчатым колесом (не показан) на полную глубину. После каждого продольного хода зубчатого колеса относительно шевера производится поворот оси инструмента относительно оси колеса на некоторый угол, что приводит 25 к изменению угла скрещивания их осей.

На такую же величину изменяется угол наклона зубьев шевера. При угле наклона зубьев шевера P= 0 расстояние между режущими кромками соседних зубьев, расположенных на делительной окружности, равно 1. В процессе обработки при увеличении угла наклона зубьев шевера это расстояние уменьшается. При достижении расчетного эна35 чения угла fl расстояние между режущими кромками соседних зубьев, распо— ложенных.на делительной окружности, равно

1 = 1 — 2д, где Д вЂ” припуск под шевингование.

Во время рабочего цикла это приводит к снятию припуска и получению заданной толщины зубьев колеса. При по- 45 вороте оси шевера при изменении. угла скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса изменяется угол наклона зубьев инструмента,. а расстояние между их осями вращения остается 5О в процессе обработки неизменным. Зависимость угла поворота зубьев р от величины припуска определяется следующим образом. Нормальный шаг зубьев дискового шевера при p = 0 равен (2)

= m z, где ш — модуль;

z — число зубьев шевера.

С изменением л этот mar равен (3) = m . ÿ . соя,е

Следовательно, расстояние между режущими кромками соседних зубьев, расположенных на делительной окружности, равно

I m z

1 = ш z cos а—

2 (4) а расстояние между режущими кромками соседних зубьев, расположенных на делительной окружности, при р = 0 рав— но

m u

2 (5) Подставив выражения (4) и (5) в формулу (1) и проведя необходимые препреобразования, получаем

2з — arccos (1 — — — — ) . (6)

m . я

В конце цикла происходит. возврат оси инструмента в исходное положение и уменьшение угла скрешивания осей дискового шевера и зубчатого колеса до нуля, затем шевер выводится из зацепления с обрабатываемым зубчатым колесом.

Шевер состоит из корпуса 1, по периферии которого расположены зубья 2, изготовленные из твердого сплава или быстрорежущей стали, установленные на радиальных осях 0 — 0; . Зубья 2 вставлены в гнезда корпуса 1 и при попомощи штифта 3, входящего в кольцевую выточку 4 на хвостовике зуба 5, фиксируются от перемещений дволь радиальной оси. Зубья 2 имеют возможность . свободно поворачиваться вокруг своих осей 0-0„ на некоторый угол

На тыльной стороне зубьев 2 на обоих концах выполнены выступы 6, представляющие собой цилиндры. Зубья 2 выступами 6 входят в зацепление с поворотными кольцами 7, на периферии которых имеются назы 8. Кольца 7 удерживаются на корпусе 1 при помощи двух прижимных дисков 9, которые винтами t0 крепятся к корпусу 1. Поворотные кольца 7 подпружинены пружинами 11, которые предназначены для возврата колец 7 в исходное положение в конце рабочего цикла обработки. На прижим— ных дисках 9 расположены упоры 12, ограничивающие угол поворота- колец

7, на которых имеются фиксаторы 13.

i3353

Формула и з обретения

Способ .шевингования цилиндрических зубчатых колес оборным дисковым инструментом, зубья которого расположены в .корпусе на радиальных осях, в условиях согласованных вращений пересекающихся осей пары обрабатываемое колесо — инструмент и подачи, отличающийся тем, что, с .о целью увеличения производительности и улучшения качества обработки, дви— жение подачи осуществляют путем увеличения угла скрещивания осей пары

88

4 обрабатываемое колесо — инструмент,. при этом зубья последнего выполняют с возможностью поворота в корпусе вокруг своих осей до достижения значения угла наклона зубьев определяемого по зависимости

24 р = arccos (1 — -----), m z где 4 — величина припуска под шевингование, m, z — модуль и число зубьев шевера соответственно

l335388

1335388

Составитель H. Кузнецова

Техред М.Дрщык

Редактор И. Булла

Корректор N. Демчик

Тираж 974

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Подписное

Заказ 4004/13

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород., ул. Проектная, 4