Вентиляционная установка для проветривания тоннелей метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) И1) (5)) 4 Е 21 Р 1/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4050036/22-03 (22) Ой .03.86 (46) 07.09.87. Бюл. Кд 33 (71) Институт горного дела СО АН
СССР и Новосибирский филиал Лепинградского государственного проектноизыскательского института транспорт-: ного строительства (72) Ю.Н,Гурков, А.М.Красюк, С.С.Кальян, Ю.С.Лелеков, А.П.Мельник, Н.Н,Петров, С.Э.Приц, В.И.Романов и В.А.Федоров (53) 621 63(088.8) (56) Цодиков В.Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. — M,: Недра, 1 975, с. 535.
Авторское свидетельство СССР
Ф 1090884, кл . Е 2 1 Р 1/00, 1984. (54) ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ
ПРОВЕТРИВАНИЯ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА (57) Изобретение относится к вентиляции тоннелей. Цель изобретения— повышение экономичности работы установки и надежности ее работы в холод ный период года. Для этого она имеет горизонтальную перемычку 2 с отверстиями 5 и 6, установленную в камере 1 с вертикально размещенными в ней вентиляторами 13 и 14. Перемычка 2 делит камеру 1 на верхнюю 3 и нижнюю 4 части (Ч). В нижйей Ч 4 размещены автоматически регулируемые жалюзи 15 и 16 над стволами 11 и 12, вентиляционной шахты, в которых установ- ф
1335712 лены глушители 24 и 25 шума. Между вентиляторами 13 и 14 и жалюзи 15 и 16 каждого ствола размещены соответственно вертикальные перегородки
17 и 18. Они образуют боковые 19 и 20 и центральную 21 полости, Полости 19 и 20 соединены с Ч 3 через отверстия, а полость 21 - через клапан 22, В месте соединения Ч 3 с вентиляционным тоннелем установлен затвор 23. При температуре наружного воздуха в холодный период года ниже предельно допустимой отрицательной температуры затвором 23 закрывают
Изобретение относится к вентиля:ции и может быть использовано для проветривания тоннелей метрополитена, автомобильных и железнодорожных тоннелей. 5
Цель изобретения — повышение экономичности работы установки и надежности ее работы.
На фиг.1 изображена вентиляционная установка для проветривания тон10 нелей метрополитена; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.
Вентиляционная установка содержит вентиляционную камеру 1, которая раз15 делена горизонтальной перемычкой 2 на верхнюю 3 и нижнюю 4 части, соединенные между собой отверстиями 5 и 6.
Верхняя часть 3 сообщена с воздухозаборным устройством, в частности вентиляционным киоском 7, посредством верхнего веентиляционного тоннеля 8, Нижняя часть 4 сообщена с перегонными тоннелями 9 и 10 посредством ство25 лов 11 и 12 вентиляционной шахты.Непосредственно над стволами 11 и 12 установлены вентиляторы 13 и 14 и
asтоматически регулируемые жалюзы
15 и 16. С целью создания двух раз30 дельных каналов, необходимых для рециркуляции воздуха из одного перегонного тоннеля 9 в другой 10 при параллельной совместной работе вентиляторов 13 и 14, нижняя часть 4 разделена вертикальными перегородками 35
17 и 18 на боковые полости 19 и 20 тоннель.Тем самым исключают приток холодного воздуха. В полостях 19 и 20 открывают жалюзи 15 и 16, закрывают клапан 22, разворачивают лопатки вентилятора 13. Под действием вентиляторов 13 и 14 воздух из пере— гонного тоннеля через ствол 11 поступает в камеру 1, где по.двум каналам нагнетается в перегонный тоннель. Это дает возможность не применять специальных устройств для управления вентиляционным и тепловым режимами установки,, 1 з.п. ф-лы, 2 ил. и центральную полость 21, а в горизонтальной перемычке 2 над центральной полостью 21 установлен клапан 22.
Кроме того, чтобы исключить возможность притока холодного наружного воздуха в вентиляционную камеру 1, в месте соединения верхней части камеры 3 с верхним вентиляционным тоннелем 8 установлен затвор 23. Для сокращения строительных объемов глушители 24 и 25 шума установлены в стволах 11 и 12.
Установка работает следующим образом.
Наружный воздух под воздействием вентиляторов 13 и 14 поступает в вентиляционную установку, проходит ее и нагретым при теплообменных процессах с обделкой вентиляционной установки 4 с грунтами поступает в перегонные тоннели 9 и 10. Для того, чтобы в холодный период времени го-! да исключить случаи необходимости остановки работы вентиляторов 13 и
14 при температуре наружного воздуха, равной или ниже предельно допустимой температуре, вентиляционная установка обеспечивает три режима работы: режим обычной работы при температуре наружно".î воздуха, превышающей предельно допустимую, режим частичной рециркуляции при температуре наружного воздуха, равной или близкой предельно допустимой; режим полной рециркуляции при температуре
1335712 наружного воздуха ниже предельно допустимой.
В режиме обычной работы для создания притока наружного воздуха в пере5 гонные тоннели 9 и 10 затвором 23 открывают верхний вентиляционный тоннель 8, в боковых полостях 19 и 21 нижнего объема 4 закрывают автоматически регулируемые жалюзи 15 и 16, открывают клапан 22 и включают вентиляторы 13 и 14, наружный воздух забирается через вентиляционный киоск 7, проходит по верхнему вентиляционному тоннелю 8 через затвор 23, верхний 15 объем 3, клапан 22 и отверстие 6, поступает в полости 20 и 21 нижнего объема 4, а затем выдается в перегонные тоннели 9 и 10 через стволы 11 и 12 вентиляционной шахты и установленные в них глушители 24 и 25 шума.
В режиме частичной рециркуляции для подогрева холодного наружного воздуха нагретым до положительных температур внутритоннельным потоком 25 воздуха, забираемым из перегонного тоннеля 9 и подачи нагретого наружного воздуха в перегонный тоннель 10 затвором 23 открывают верхний тоннель 8, в боковой 19 и центральной 21 30 полостях нижнего объема 4 закрывают автоматически регулируемые жалюзи
15 и 16, открывают клапан 22, разворачивают лопатки рабочего колеса вентилятора 13 в реверсивное положение, включают вентиляторы 13 и 14.
Под воздействием вентилятора 14 наружный холодный воздух забирается через вентиляционный киоск 7, поступает по верхнему вентиляционному 4п тоннелю 8 через затвор 23 в верхний объем 3 вентиляционной камеры 1, где смешивается с нагретым до положительной температуры внутритоннельным потоком воздуха, поступающим из пере- 45 гонного тоннеля 9 под воздействием вентилятора 13 через ствол 11 вентиляционной шахты и установленный в нем глушитель 24 шума. Далее смешанный воздух поступает через отверстие 6 в боковую полость 20 и выдается с помощью вентилятора 14 в перегонный тоннель 10 через ствол 12 вентиляционной шахты и установленный в нем глушитель 25 шума.
В режиме полной рециркуляции для подачи потоков воздуха из перегонного тоннеля 9 в перегонный тоннель 10 при параллельной совместной работе вентиляторов 13 и 14, затвором 23 закрывают верхний вентиляционный тоннель 8,в боковой 19 и центральной 21 полостях открывают автоматически регулируемые жалюзи 15 и 16, закрывают клапан 22, разворачивают лопатки рабочего колеса вентилятора 13 в реверсивное положение, включают вентиляторы 13 и 14.
Под воздействием вентиляторов
13 и 14 воздух иэ перегонного тоннеля 9 через ствол 11 вентиляционной шахты и установленный в нем глушитель 24 шума поступает в вентиляционную камеру 1, где часть потока воздуха подается по первому каналу через центральную полость 21 и автоматически регулируемые жалюзи 16, а часть — по второму каналу через автоматически регулируемые жалюзи 15, полость 19, отверстие 5, верхний объем 3, отверстие 6, боковую полость 20. Далее воздух, поступающий по двум параллельным каналам в ствол
12 вентиляционной шахты, выдается через глушитель 25 шума в перегонный тоннель 10. В случае необходимости создания большого давления воздуха, нагнетаемого из одного перегонного тоннеля 9 в другой 10, в режиме полной рециркуляции возможна последовательная совместная работа вентиляторов 13 и 14. В этом случае затвором 23 закрывают верхний вентиляционный тоннель 8, и далее установка функционирует аналогично, как и в режиме частичной рециркуляции.
Наличие затвора, создающего в зависимости от температуры наружного воздуха соответствующий режим работы установки, а также клапана и автоматически регулируемых жалюзи, позволяющих обеспечить необходимый режим совместной работы вентиляторов, делает вентиляционную установку для проветривания тоннелей более универсальной и создает возможность управления вентиляционным и тепловым режимом тоннелей без применения специальных устройств, строительство и эксплуатация которых сопряжена с дополнительными капитальными затратами.
Формула изобретения
1. Вентиляционная установка для проветривания тоннелей метрополитена, включающая стволы вентиляцион1335712
Составитель N.Òîë÷åíêèí
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Бутяга
Редактор Г.Гербер
Заказ 4030/29
Тираж 429 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва,Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород,ул,.Проектная, 4 ной шахты, соединенные с тоннелями, вентиляционную камеру с вентиляторами и автоматически регулируемыми жалюзи, соединенную посредством верхнего вентиляционного тоннеля с вентиляционным киоском, и глушители шума, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности работы и надежности в холодный период года, 10 она снабжена горизонтальной перемычкой с отверстиями, установленной в вентиляционной камере с возможностью образования верхней и нижней частей, вертикальными перегородками,кла- 15 паном и затвором, при этом вентиляторы, установленные вертикально, и автоматически регулирумые жалюзи размещены в нижней части камеры под стволами вентиляционной шахты, причем вертикальные перегородки установлены между вентилятором и жалюзи каждого ствола с возможностью образования боковых полостей, соединенных через отверстия с верхней частью камеры, и центральной полости, соединенной с верхней частью камеры через клапан, а в месте соединения верхней части камеры с верхним вентиляционным тоннелем установлен затвор.
2. Установка по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что глушители шума установлены в стволе шахты,