Устройство для контроля знаний обучаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для расширения возможностей преподавателя в процессе организации обучения и контроля знаний учащихся с использованием технических средств обучения. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. В предлагаемом устройстве блок 17 памяти разбит на зоны по числу вопросов. Каждая зона представляет собой набор обязательных и дополнительных групп символов. Обязательные группы разделены символом л , а дополнительные - соответственно символом /. Группа представляет собой лексему и ее синонимы в ответе обучаемого. Введенный с блока 11 ввода ответов в регистр 2 в символьной форме ответ обучаемого циркулирует в нем за счет импульсов, поступающих с генератора 8. Дешифратор 4 по символам разделения слов в ответе обучаемого вырабатывает строб для блока 15 сравнения. Таким образом, каждое слово соответствующей зоны блока 17, считанное в регистр 16, проверяется на наличие его в ответе обучаемого . Узел 33 дифференцированной оценки по результатам сравнения и признаку обязательной или дополнительной группы вырабатывает оценку в интервале от «Уд до «Отл и результат выдает на блок 31 предъявления оценки. 1 ил. « (Л со со О5 О оо ю &ыход
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (so4 G 09 В 702
13 1
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Бн 6. 1 1 ;
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4050338/24-24 (22) 08.04.86 (46) 07.09.87. Бюл. № 33 (72) А. В. Кузин (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 896659, кл. G 09 В 7/02, 1978.
Авторское свидетельство СССР № 1001152, кл. G 09 В 7/02, 1982.
Авторское свидетельство СССР № 896660, кл. G 09 В 7/02, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для расширения возможностей преподавателя в процессе организации обучения и контроля знаний учащихся с использованием технических средств обучения.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. В предла„„SU„„1336082 А 1 гаемом устройстве блок 17 памяти разбит на зоны по числу вопросов. Каждая зона представляет собой набор обязательных и дополнительных групп символов. Обязатель ные группы разделены символом л, а дополнительные — соответственно символом /.
Группа представляет собой лексему и ее синонимы в ответе обучаемого. Введенный с блока 11 ввода ответов в регистр 2 в символьной форме ответ обучаемого циркулирует в нем за счет импульсов, поступающих с генератора 8. Дешифратор 4 по символам разделения слов в ответе обучаемого вырабатывает строб для блока 15 сравнения.
Таким образом, каждое слово соответствующей зоны блока 17, считанное в регистр 16, проверяется на наличие его в ответе обучаемого. Узел 33 дифференцированной оценки по результатам сравнения и признаку обязательной или дополнительной группы вырабатывает оценку в интервале от «Уд» до
«Отл» и результат выдает на блок 31 предьявления оценки. 1 ил.
1336082
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для расширения возможностей преподавателя в процессе организации обучения и контроля знаний учащихся с использованием технических средств обучения.
Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого устройства для контроля знаний обучаемых.
Устройство содержит элемент ИЛИ 1, первый регистр 2, элемент 3 ИЛИ, дешифраторы 4 и 5, элемент 6 задержки, элемент
И 7, генератор 8, триггер 9, элемент ИЛИ
10, блок 11 ввода ответов, третий регистр 12, элемент ИЛИ 13, счетчик 14, блок 15 сравнения, второй регистр 16, блок 17 памяти, элемент 18 задержки, триггер 19, дешифраторы 20 — 22, элементы И 23 и 24, четвертый регистр 25, элемент И 26, инвертор 27, элементы И 28 и 29, триггер 30, блок 31 предьявления оценки, регистратор 32 оценки, узел
33 дифференцированной оценки. элемент
ИЛИ 34.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии триггеры 9, 19 и 30 находятся в нулевом состоянии, счетчик 14 обнулен. С пульта преподавателя (не указан) в блок 17 занесена учебная информация, причем последний разбит по зонам, каждая из которых соответствует одному контрольному вопросу. Схематично показано содержание j-й зоны, представляющей собой массив слов, размер которого равен числу слов, подлежащих контролю в ответе обучаемого.
Следует отметить, что последний разряд каждого слова предназначен для занесения знаков A — соединение обязательных групп, или / — соединение дополнительных групп.
Предъявление контролирующих вопросов обучаемому может производиться либо автоматически на экране контролирующей машины, либо с помощью контрольных карточек. Ознакомившись с содержанием контрольных вопросов, обучаемый на блоке 11 набирает номер вопроса, на который он подготовил ответ. Переписанный в регистр 12, он является старшим разрядом адреса блока 17, который задает номер зоны, содержащей ответ на выбранный вопрос.
Далее с этого же блока 11 он вводит ответ, используя его символьную клавиатуру.
Вводимый ответ в символьной форме записывается в регистр 2, причем начало и конец его ограничивается символами «Начало текста» (НТ) и «Конец текста» (KT}. Слова в тексте разделены символами «Пробел».
Запись информационных разрядов, поступающих с блока 11 через элемент 1 на информационный вход регистра 2, осуществляется тактирующей последовательностью импульсов с блока 11 через элемент 3. По окончании ввода ответа с блока 11 поступает сигнал «Готовность», по которому устройство
5 переходит в режим автоматического контроля правильности введенного ответа.
Сигнал «Готовность», пройдя через элемент 13, поступает на вход «Чтение» блока
17 памяти и одновременно на вход «Запись»
1 регистра 16. В соответствии с подготовленным адресом младшие разряды формируются счетчиком 14, а старшие — регистром 12, в регистр 16 записывается первое слово из выбранной зоны блока 17. В этот же момент времени сигнал «Готовность», пройдя через
1 элемент 10, переводит триггер 9 в единичное состояние, тем самым разрешая прохождение импульсов с генератора 8 через элементы 7 и 3 на тактирующий вход регистра 2.
Поступающие на тактирующий вход импульсы продвигают информацию, записанную в регистре 2. Подключение выхода регистра 2 через элемент 1 к его входу обеспечивает циркуляцию записанной в нем информации.
При появлении на выходе первого регистра 2 кодов символов НТ и «Пробел» на выходе дешифратора 4 появляется сигнал, а при появлении кода символа КТ сигнал появляется на выходе дешифратора 5. Появившийся сигнал на выходе дешифратора 4
30 переводит триггер 9 в нулевое состояние, тем самым препятствуя прохождению импуль сов с генератора 8 на тактовый вход регистра 2. Таким образом, в блоке 15 происходит поразрядное сравнение текущего слова входного текста, записанного в регистре 2, с оче35 редным словом, считанным с блока 17. Для предотвращения ложных сигналов с блока
15 он стробируется сигналом с выхода дешифратора 4. По окончании сравнения задержанный элементом 6 сигнал с выхода
40 дешифратора 4 через элемент 10 переводит триггер 9 в единичное состояние и описанный процесс продолжается до тех пор, пока на выходе регистра 2 не появляется код символа КТ. Код символа КТ ведет к появлению сигнала на выходе дешифратора 5, который
45 наращивает содержимое счетчика 14 и, проходя через элемент 13, считывает в регистр
16 с блока 17 очередное слово.
В случае совпадения слов в очередном цикле срабатывает триггер 19, переводимый в нулевое состояние через элемент 18 в конце каждого цикла сигналом с дешифратора 5.
Упомянутая задержка введена для надежного срабатывания логики в узле 33.
Если поиск в ответе обучаемого альтернативных слов, заданных в блоке 17 и заклю55 ченных соответствующими символами, оказывается безуспешным, триггер 19 находится в нулевом состоянии. На выходе дешифратора 22, анализирующего дополнительные
l 336082 разряды элементов блока 17, появляется сигнал, поступающий на элемент 24. По приходу сигнала с дешифратора 5 открывается элемент 24, сигнал с которого, пройдя через элемент 34, является стробом записи неудовлетворительного ответа в регистраторе 32 и высвечивании транспаранта «Неуд» в блоке 31. В случае же, если между группами встретился символ /, то сигнал появляется на выходе дешифратора 21, открывается элемент 26 и триггер 30 переводится в единичное состояние. Перевод триггера 30 в единичное состояние исключает высвечивание блоком 31 транспаранта «Отл» и запись кода «Отл» в регистратор 32 оценки.
Вместе с тем, данный переход подготавливает элементы 28 и 29 для выдачи сигнала об оценке «Удовл» или «Хор». Выставление упомянутых оценок осуществляется с использованием регистра 25. Если число сигналов с дешифратора 21, соответствующее числу дополнительных групп в эталонном ответе, и число срабатываний триггера 19, соответствующее числу найденных дополнительных ключевых слов в ответе обучаемого, достаточно для сдвига первоначально записанной в регистре 25 «единицы» на его выход, то выставляется оценка «Хор», в противном случае — «Удовл». Указанные оценки регистрируются регистратором 32 и высвечиваются блоком 31 в виде транспарантов
«Удовл», «Хор», «Отл». Управляющим стробом для указанных операций является сигнал с дешифратора 20, выделяющий символ );! — конец зоны, и объединенный элементом 34 с сигналом о неудовлетворительной оценке с выхода элемента 24.
В качестве блока 11 может быть использована алфавитно-цифровая клавиатура.
Блок предъявления оценки представляет собой набор транспарантов с надписям и
«Неуд», «Удовл», «Хор», «Отл», высвечиваемые лампочками. Причем каждая из них имеет элемент памяти и элемент И, на входы последнего подается сигнал оценки и управляющий строб, выход его подключен к входу «Запись» элемента памяти.
Регистратор 32 может быть выполнен в виде регистра. Записанная в нем информация может быть в дальнейшем использована для статистической обработки результатов обучения.
Таким образом, предлагаемое устройство для контроля знаний обучаемых позволяет за счет анализа входного текста на содержательном уровне контролировать ответы обучаемых, составленные на естественном языке. Причем ввод ответов не нуждается в предварительной его кодировке, которая зачастую создает психологический барьер между обучаемым и устройством. Кроме того, оно, анализируя ответ, оценивает и предъявляет обучаемому результат контроля в традиционно принятой форме. Все это расширяет дидактические возможности устройства.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответов, блок памяти, блок сравнения, информационные входы первой группы которого подключены к соответствующим выходам группы первого регистра, первый, второй и третий элементы ИЛИ, элемент И и триггер, отличаюи1ееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него
15 введены второй и третий регистры, блок предъявления оценки, регистратор оценки, счетчик, четвертый и пятый элементы ИЛИ, генератор, второй триггер, первый и второй элементы задержки, первый и второй дешифраторы и узел дифференцированной оценки, состоящий из третьего, четвертого, пятого дешифраторов, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого элементов И, четвертого регистра, третьего триггера и инвертора, причем первый, второй, третий, четвер25 тый и пятый входы блока предъявления оценки и регистратора оценки соединены соответственно с выходами пятого элемента ИЛИ, третьего элемента И, пятого и шестого элементов И и с прямым выходом третьего триггера, инверсный выход которого подключен к первым входам пятого и шестого элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами инвертора и четвертого регистра, выход которого подключен к входу инвертора. а вход — к выходу второго элемента И, выход третьего элемента И соединен с первым входом пятого элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу третьего дешифратора, вход третьего триггера соединен с выходом четвертого элемента И, первый, второй и
40 третий входы которого подключены к выходам соответственно второго дешифратора и четвертого дешифратора и прямому выходу второго триггера, соединенному с первым входом третьего элемента И, второй и тре45 THH Bxollbl KQTQPol o flo3,K.tllo eHbl K Bblxo3.ам соответственно пятого и второго дешифраторов, первый, второй и третий входы второго элемента И соединены с выходами соответственно второго и четвертого дешифраторов и инверсным выходом второго триггера, 5p R- u S-входы которого подключены к выходам соответственно блока сравнения и второго элемента задержки, вход которого соединен с выходом второго дешифратора. подключенным к входу счетчика и первому входу четвертого элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ и первым выходом блока ввода ответов., второй, третий и четвертый выходы которого подключены соответственно
1336082 (оставитель А. Карлов
Редактор Н. Бобкова Техред И. Верес Корректор Л. Бескид
Заказ 3807/48 Тираж 433 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 к первым входам первого и второго элементов ИЛИ и входу третьего регистра, выход которого соединен с информационным входом блока памяти, адресный вход которого подключен к выходу счетчика, а управляющий вход — к выходу четвертого элемента
ИЛИ, соединенному с синхронизирующим входом второго регистра информационный вход которого подключен к выходу блока памяти выход — к входам третьего, четвертого и пятого дешифраторов, а выходы группы— к соответствующим информационным входам второй группы блока сравнения, управляющий вход которого соединен с выходом первого дешифратора, подключенным к входу первого элемента задержки и входу первого триггера, S-вход которого соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, а выход— с первым входом первого элемента И, вто5 рой вход которого подключен к выходу генератора, а выход — к второму входу второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с одним управляющим входом первого регистра, другой управляющий вход которого подключен к выходу первого элемента
ИЛИ, а выход — второму входу первого элемента ИЛИ и входам первого и второго дешифраторов, выход первого элемента задержки соединен с вторым входом третьего элемента ИЛИ.