Устройство для счисления пути корабля при частой смене курса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Рй 1336.14

Класс 42с, 41

42с, 39io

42р, 1150 ссср

ОПИСАНИЕ ИЗ0

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Лодписная группа Л" 1б5

И. Ф. Головлев

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ КОРАБЛЯ ПРИ

ЧАСТОЙ СМЕНЕ КУРСА

Заяглено 14 октября 1959 r. за № 641271/26 в Комитет по делам изобретений и открытий при Сонете Министров СССР

»

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 22 за 1960 г.

Предлагаемое устройство для счисления пути корабля при частой смене курса, например во время охоты на китов, обеспечивает в отличие от известных устройств автоматический ввод в прибор составляющих курса в прямоугольной системе координат Эта особенность описываемого устройства повышает точность счисления, освобождает вахтенного штурмана от трудоемкой работы и ускоряет получение конечных данных счисления.

Указанные преимущества предлагаемого устройства достигаются путем применения в нем двух синусно-косинусных построителей с дисками, вращающимися от принимающих сельсинов.

Принципиальная схема устройства изображена на чертеже.

Устройство решает задачу счисления пути по правилам письменного счисления, по формулам:

РШ г„, =Х l cos К; ОТШ г„я =Х l sin К. где: PLU,.„, — генеральная разность широт, OTLU — генеральное отшествие, l — плавание за элементарный отрезок времени, К вЂ” курс элементарного плавления.

Устройство непрерывно производит умножение элементарных отрезков на sin К и cos К и суммирует элементарные РШ и ОТШ в генеральные. По полученным генеральным РШ и ОТШ строится треугольник, гипотенуза которого является генеральным плаванием между двумя точками нахождения судна.

Прибор включает четыре счетно-решающих механизма:

А — синчсный для получения значения sin К;

Л вЂ” косинусный для получения значения cos К;

С вЂ” механизм для получения произведения sin К на плавание;

D — M(. . 2íès÷ для полу;ения произведения cos К на плавание.

Механизм произведения 1зшК приводит в действие счетчик 1, а механизм произведения 1 cos К вЂ” счетчик 2. Принимающий сельсин 8 гирокомпаса приводит во вращение шестерню 4 картушки 5. На шестерне закреплен цилиндрический палец б, который входит в паз 7 кулисы 8 синусного механизма, перемещающегося по горизонтальным параллелям

9. Кулиса 8 связана с фрикционным роликом 10, опирающимся на диск

11. Диск 11 при помощи конических шестерен приводится во вращение принимающим сельсином 12 пройденного расстояния. Этот сельсин работает от штевеньлага или специального датчика, установленного на гребном валу

При изменении курса судном палец б передвигает кулису 8 вправо или влево от центра. Вместе с ней по диску 11 передвигается фрикционный ролик 10, приводящий в действие счетчик 1 генерального отшествия.

В зависимости от места нахождения ролика справа или слева от оси вращения диска он будет вращаться в ту или иную сторону.

Получение генеральной разности широт осуществляется косинусным механизмом, который так же, как и синусный приводится в действие тем же пальцем 6. его направляющие 18 расположены перпендикулярно направляющим синусного механизма так, как это показано на чертеже.

Вращение счетчика генеральной разности широт обеспечивается фрикционным роликом 14 и диском 15 так же, как и у синусного механизма.

Согласование картушек устройства с основным прибором гирокомпаса осуществляется рукояткой 1б, связанной с фрикционным механизмом 17.

Предмет изобретения

Устройство для счисления пути корабля при частой смене курса, например во время охоты на китов, содержащее два фрикционных механизма для непрерывной выработки произведения составляющих курса на длину элементарного плавания и счетчики суммарного отсчета координат, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что для автоматического ввода в при:бор составляющих курса в прямоугольной системе координат в нем применены два синусно-косинусных построителя с дисками, вращающимися от принимающих сельсинов.