Зубчато-реечный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчато-ре- .ечным механизмам, и может быть использовано для преобразования возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное в устройствах , работающих в условиях периодического вывода рейки из зацепления, Цель изобретения - уменьшение ударных нагрузок и повышение плавности работы механизма за счет предварительного ориентирования рейки по отношению к зубчатому колесу при входе рейки в зацепление.При движении рейки 4 к дополнительному зубчатому колесу 6 зуб рейки 4 встретится с зубом этого колеса, произойдет подъем оси 7 дополнительного зубчатого колеса 6, зуб этого колеса проскочит над зубом рейки 4, затем под действием пружины 8 западет во впадину между зубьями рейки 4,и произойдет зацепление рейки 4 с дополнительным зубчатым колесом 6. Своим вращением колесо 6 увлечет рейку 4 к основному зубчатому колесу 3, при этом произойдет плавное безударное зацепление рейки 4 с колесом 3. 1 ил. (Л Г4 00 00 1 ел сх ел д // ,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (Ш (5И 4 Р 16 Н 19 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4031024/25-28 (22) 28.02.86 (46) 15.09.87. Бюл. № 34 (71) Институт технической кибернетики АН БССР (72) В.К.Тятенков (53) 621.833.12(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 149655, кл. F 16 Н 19/04, 1962.
Патент ГДР №- 217293, кл. F 16 Н 19/04, 1984.
Авторское свидетельство СССР
¹ 517728, кл. F 16 Н 19/04, 1974. (54) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ 1ЖХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчато — реечным механизмам, и может быть использовано для преобразования возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное в устройствах, работающих в условиях периодического вывода рейки из зацепления, Цель изобретения — уменьшение ударных нагрузок и повышение плавности работы механизма за счет предварительного ориентирования рейки по отношению к зубчатому колесу при входе рейки в зацепление.При движении рейки 4 к дополнительному зубчатому колесу 6 зуб рейки 4 встретится с зубом этого колеса, произойдет подъем оси 7 дополнительного зубчатого колеса 6, зуб этого колеса проскочит над зубом рейки 4, затем под действием пружины 8 западет во впадину между зубьями рейки 4,и произойдет зацепление рейки 4 с дополнительным зубчатым колесом 6. Своим вращением колесо 6 увлечет рейку 4 к основному зубчатому колесу 3, при этом произойдет плавное безударное зацепление рейки 4 с колесом 3. 1 ил.
1337585
ВНИИПИ Заказ 4111/32 Тираж 811 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности, к зубчатореечным механизмам, и может быть использовано для преобразования возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное в устройствах, работающих в условиях периодического выхода рейки из зацепления.
Цель изобретения — уменьшение ударных нагрузок и повышение плавности работы механизма за счет предварительного ориентирования рейки по отношению к зубчатому колесу при входе рейки в зацепление.
На чертеже схематически изображен зубчато-реечный механизм, работающий в условиях периодического выхода рейки из зацепления.
Зубчато-реечный механизм содержит основание 1, расположенные на нем по оси 2 зубчатое колесо 3 и рейку 4, имеющую воэможность совершать поступательные перемещения в направляющих 5 основания 1.
Перед зубчатым колесом 3 по ходу движения рейки 4 установлено дополнительное зубчатое колесо 6, имеющее одинаковые с основным колесом 3 модуль и число зубьев. Ось 7 дополнительного зубчатого колеса 6 расположена на подпружиненном пружиной 8 рычаге 9,, установленном поворотно на оси 2 основного зубчатого колеса 3. Длина рычага 9 может регулироваться винтом
10, а перемещение рычага 9 по направлению к рейке 4 ограничено жестким упором 11.
Кроме того, между основным зубчатым колесом 3 и дополнительным колесом 6 в зацеплении с ними установлено паразитное зубчатое колесо
12, ось 13 которого расположена на поворотных рычагах 14 и 15, соединяющих ось 13 с осями 2 и 7 основного колеса 3 и дополнительного колеса 6.
Зубчато-реечный механизм работает следующим образом.
Предварительно медленно вводят рейку 4 в зацепление с дополнительным зубчатым колесом 6, а затем,регулируя длину рычага 9 винтом 10,вводят в зацепление и с основным зубчатым колесом 3.Так как число зубьев и модуль колес 3 и 6 равны, и они кинематически связаны между собой паразит1) 0
35 ным зубчатым колесом 12, то линейные скорости зубьев на делительных окружностях колес 3 и 6 будут равны и направлены в одну сторону. Регулировку длины рычага 9 производят с целью синхронизации вращения колес
2 и 4. После регулировки длины рычага
9 рейку 4 выводят из зацепления.
При рабочем ходе рейки 4 в направлении к основному зубчатому колесу 3 вначале зубья рейки 4 встречаются с зубьями дополнительного зубчатого колеса 6. В случае, если произошло нормальное зацепление рейки 4 с дополнительным зубчатым колесом б,то при
l дальнейшем движении рейка 4 автоматически зацепится с основным зубчатым колесом 3 плавно беэ ударов и заклинивания.
В случае, если при движении рейки
4 к дополнительному зубчатому колесу 6 эуб рейки 4 встретится с зубом этого колеса, произойдет, подъем оси 7 дополнительного зубчатого колеса 6, эуб этого колеса проскочит над зубом рейки 4,затем под действием пружины
8 западет во впадину между зубьями рейки 4, и произойдет зацепление рейки 4 с дополнительным зубчатым колесом 6. Своим вращением колесо 6 увлечет рейку 4 к основному зубчатому колесу 3, при этом произойдет плавное безударное зацепление рейки
4 с колесом 3.
Ф о р м у л а и э о б р е т е н и я
Зубчато †реечн механизм, работающий в условиях периодического выхода рейки из зацепления, содержащий корпус, установленные в нем рейку, зубчатое колесо с осью, пружинулюдпружинивающую колесо к рейке,и привод, отличающийся тем, что, с целью уменьшения ударных нагрузок и повышения плавности работы, механизм снабжей дополнительным зубчатым колесом с осью, имеющим оди— наковые с основным модуль и число зубьев для взаимодействия с основным и дополнительным колесами,паразитным зубчатым колесом с осью, тремя рычагами, связывающими между собой оси колес,и упором, а рычаг, связывающий ось основного и дополнительного колес, регулируемый подлине предназначен для взаимодействия с упором и пружиной .