Регулятор давления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 G 05 D 16 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Кп 1,5В, "
Вк где D
Dc кв
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3740011/24-24 (22) 28.03.84 (46) 23,09,87. Бюл. Р 35 (71) Винницкий проектно-конструкторский технологический институт гидроагрегатов (72) И.И.Бергер, M.È.Äðîíèí, И.M.Êîýà÷à, Л.С.Ломан, А.Э.Павлович, Э.M.Õîìèí, Ю.Е.Черный и В,Н.моргун (53) 621.646.4 (088.8) (56) Юрковский И.М. и др. Автомобиль
КамАЗ. Устройство, техническое обслуживание и эксплуатация. - M. ДОСААФ, 1975, с.292, рис.124.
Авторское свидетельство СССР
N 826295, кл. G 05 D 16/06, 1979. (54) (57) 1. РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ, содержащий корпус с входным, выходным и сбросным каналами, в котором установлен нагруженный пружиной задания исполнительный механизм, регулирующий клапан, обратный клапан, установленный между входным и выходным каналами, и сбросной клапан, установленный между входным и сбросным каналами, отличающийся тем, что, с целью упрощения, повышения надежности и чувствительности регуЛятора, регулирующий клапан выполнен в виде сопла и эластичной торообразной заслонки, установленной с натягом на цилиндрической кольцевой ка„„SU„„ I 339509 А1 навке штока, соединенного через кольцевой выступ с исполнительным механизмом, причем цилиндрическая кольцевая канавка соединена через радиальный и осевой каналы штока с атмосферой, а конец штока размещен с зазором в сопле, установленном между выходным каналом и герметично разобщенной с входным каналом полостью, образованной корпусом и полым поршнем, соединенным со сбросным клапаном.
2. Регулятор по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что кромка цилиндрической концевой канавки, обращенная к исполнительному механизму, выпол- ф нена на расстоянии менее половины диаметра поперечного сечения эластичной торообраэной заслонки от торца кольцевого выступа штока, при этом должны быть соблюдены соотношения диаметр поперечного сечения торообразной заслонки; ширина цилиндрической кольцевой канавки, К, Кс7 Кв диаметр центров поперечных сечений торообразной заслонки; диаметр сопла; внутренний диаметр торообразной заслонки.
1339509
Изобретение относится к области автоматического регулирования и может быть использовано в пневмотормозных системах транспортных средств для поддержания давления в заданных пределах, предохранения пневмосистемы от черезмерного повышения давления и защиты от загрязненности с возможностью отбора сжатого воздуха, например, для накачки шин.
Цель изобретения — упрощение, повышение надежности и чувствительности регулятора давления.
На фиг.1 изображен регулятор давления в момент вкл>очения на накачивание, общий вид; на фиг.2 — узел I на фиг.1; на фиг.3 — регулятор давления в момент перекачки воздуха из компрессора в атмосферу, общий вид; на фиг.4 — узел II на фиг.3.
Регулятор давления содержит корпус 1, верхнюю крышку 2, установленный между ними исполнительный механизм, выполненный в виде мембраны с нижней 3 и верхней 4 шайбами. Мембрана 5 жестко связана со штоком 6 и нагружена пружиной 7 задания.
В корпусе 1 выполнены входной 8, выходной 9 и сбросной 10 каналы, обратный клапан 11, установленный между входным 8 и выходным 9 каналами, сбросной клапан 12, установленный между входным 8 и сбросным 10 каналами, а также регулирующий клапан, выполненный в виде "îïëà 13 (фиг.2) и эластичной торообразной заслонки
14, установленной с натягом на цилиндрической кольцевой канавке 15 штока б, соединенного через кольцевой выступ 16 с мембраной 5. Цилиндрическая кольцевая канавка 15 соединена через радиальный 17 и осевой
18 каналы штока 6 и отверстие 19 в верхней крышке 2 корпуса 1 с атмосферой. Конец 20 штока б размещен с зазором в сопле 13, установленном между выходным каналом 9 и герметично разобщенной посредством уплотнительного кольца 21 с входным каналом
8 полостью 22„ образованной корпусом
1 и полым поршнем 23, соединенным со сбросным клапаном 10. Корпус 1 с мембраной 5 образуют подмембранную полость 24, соединенную через отверстие 25 с выходным каналом 9.
Цилиндрическая кольцевая канавка
15 с верхней обращенной к мембране
5 кромкой 26 и нижней кромкой 27 является седлом эластичной торообразной заслонки 14. Последняя установлена на штоке 6 с возможностью поочередного взаимодействия с соплом
13, верхней кромкой 26 и торцовой поверхностью 28 кольцевого выступа
16 штока б (фиг.2) или с кромками
26 и 27 цилиндрической кольцевой
>р канавки 15 (фиг.3). Центр поперечного сечения эластичной торообразной заслонки 14 при взаимодействии с торцовой поверхностью 28, кромкой 26 и соплом 13 расположен ниже уровня
15 верхней кромки 26 цилиндрической кольцевой канавки 15 штока б.
Кромка 26 выполнена на расстоянии менее-половины диаметра поперечного сечения эластичной торообразной зас20 лонки 14 от торца кольцевого выступа
16 штока 6. При этом до>вкны быть соблюдены соотношения рп- > 1 5 Вк >
30 где р
25 где р„, — диаметр поперечного сечения эластичной торообразной заслонки;
В, — ширина цилиндрической кольцевой канавки, рц" рс — диаметр центров поперечных сечений эластичной торообразной заслонки;
D — диаметр сопла;
D — внутренний диаметр эластичь ной торообразной заслонки (фиг.3).
Сбросной клапан 12 выполнен в виде заслонки 29 и седла 30, которое
40 фиксируется нижней крышкой 31. Заслонка 29 поджата пружиной 32. Для очистки сжатого воздуха от твердых частиц внутри корпуса 1 установлен фильтр (не показан). Для ограниче4, ния хода заслонки 29 в нижней крышке
31 выполнен упор 33, Регулятор давления снабжен предохранительным клапаном и клапаном отбора сжатого воздуха, например, для накачки шин (не
Регулятор давления работает следующим образом.
Сжатый воздух от компрессора подводится к входному каналу 8, через внутренние полости корпуса 1, фильтр
55 поступает к обратному клапану 11, отжимает его и далее подается потребителю, в. пневмосистему. При этом часть воздуха через отверстие 25 по339509 4
3 1 дается в полость 24 под мембрану 5. . Сбросной клапан 12 под действием пружины 32 прижат к седлу 30, предотвращая выход сжатого воздуха в атмосферу. В этот момент торообразная заслонка 14, поджата соплом 13 корпуса 1, контактирует с торцовой поверхностью 28 кольцевого выступа 16 штока 6 и верхней кромкой 26 цилиндрической канавки 15. При этом полость
22 соединена через каналы 17 и 18„ внутреннюю полость верхней крышки
2 и отверстие 19 с атмосферой, а нижняя шайба 3 при этом упирается в корпус 1.
При достижении в пневмосистеме заданого давления, на которое отрегулирована пружина 7, мембрана 5 поднимается, перемещая вверх шток
6 (фиг.3 и 4), при этом торообразная заслонка 14 освобождается от воздействия сопла 13 корпуса 1 и благодаря силам упругости садится на верхнюю
26 и нижнюю 27 кромки цилиндрической канавки штока 6, отсоединяя полость
22 от канавки 15 и разобщая ее с атмосферой.
При взаимодействии торообразной заслонки 14 с соплом 13, выполненном в корпусе 1, верхней кромкой 26 ци" линдрической канавки и торцовой поверхностью 28 кольцевого выступа 16 штока 6 торообразная заслонка своей внутренней поверхностью контактирует с верхней кромкой 26 цилиндрической канавки, имеющей больший диаметр, чем внутренний диаметр заслонки (установка заслонки с натягом), Учитывая, что центр поперечного сечения (фиг.2) торообразной заслонки 14 находится ниже уровня верхней кромки
26 цилиндрической канавки штока 6, возникает действующий в данном положении момент, обеспечивающий установку торообразной заслонии 14 на две кромки 26 и 27 цилиндрической канавки при подъеме мембраны со штоком. При этом исключается возможность воздействия сопла 13 корпуса 1.на торообразную заслонку.
30
Установка торообразной заслонки
14 с натягом на цилиндрической канавке штока обеспечивает необходимую герметичность в крайних положениях торообразной заслонки, а именно при контакте торообразной заслонки 14 с двумя кромками цилиндрической канавки или с верхней кромкой канавки и соплом 13. Контакт заслонки 14 с торцом 28 кольцевого выступа 16 обеспечивает фиксацию положения торообразной заслонки 14, а также способствует возникновению дополнительных сил упругости в самой заслонке, способствующих перемещению заслонки в направлении возврата в положение контакта с двумя кромками 26 и 27 цилиндрической канавки штока 6, исключая залипание.
Величина дополнительных сил упругости в торообразной заслонке 14 определяется величиной деформации заслонки и ограничивается упором нижней шайбы 3 мембраны 5 в корпус 1 (фиг.2).
Дальнейший подъем штока 6 дает возможность воздуху из полости 24 через зазор между торообразной заслонкой 14 и соплом 13 и через зазор между штоком 6 и расточкой в корпусе перейти в полость 22.
25 . Под действием давления в полости
22 цилиндр вместе с заслонкой 29 начинает перемещаться вниз, сжимая пружину 32 сбросного клапана до его соприкосновения с упором 33. При этом открывается отверстие в седле 30 и поток воздуха устремляется вдоль стенок корпуса и нижней крьппки 31 через сбросной канал 10 в атмосферу, т.е. происходит перекачка воздуха .из компрессора в атмосферу (фиг.4).
Вместе с потоком воздуха из устройства выносятся частицы пыли, влаги и масла. Давление в полости 24 понижается, обратньп клапан 11 при этом закрывается (фиг.1) .
При расходовании сжатого воздуха давление в пневмосистеме и подмебранной полости 24 понижается, При достижении определенного давления пружина
7 разжимается, мембрана 5 опускается и перемещает вниз шток 6, перекрывая поступление воздуха из полости 24 в полость 22. Торообразная. заслонка
14 садится .на сопло 13 и контактирует с торцовой поверхностью 28 и верхней кромкой 26 цилиндрической канавки штока 6. Нижняя шайба 3 при этом упирается в корпус. Полость 22 сообщается через каначы 17 и 18, внутреннюю полость верхней крышки 2 и отверстие 19 с атмосферой. В этот момент пружина 32, разжимаясь, перемещает вверх заслонку 29 с поршнем 23, прижимая седло 30 к заслонке 29. Вы1339509 ходной канал 9 при этом разобщается с атмосферой. Начинается процесс на3
25. качивания воздуха в полость пневмотормозной системы. !цикл повторяется, 1339509
Составитель Е.Долгий
Техред М.Ходанич Корректор М.Демчик
Редактор В.Петраш
Заказ 4218/36 Тираж 863 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграйическое предприятие, г.Ужг р д, у ° р о о -л.П оектная, 4