Статор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения заключается в повышении надежности статора при импульсных и кратковременных режимах. Статор электрической машины содержит сердечник 2 и обмотку , включающую проводники 3, корпусную изоляцию 4 и металлическую оболочку 5, образующую замкнутый контур. Благодаря тому, что указанная оболочка выполнена с отверстиями и имеет температурный коэффициент линейного расширения, равный температурному коэффициенту линейного расширения проводников обмотки, обеспечивается повышение надежности. 2 ил. Ч //////// / ///////////л (Л 00 СА: со сд 00 Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 5 А1 (51) 4 Н 02 К 3/48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCHOIVlV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3800934/24-07 (22) 15.10.84 (46) 23,09. 87. Бюл. N - 35 (71) Всесоюзный научно-исследова— тельский институт электромашиностроения (72) В.Н,Тарабанов, Ю,А.Бобков и Я, Б.Данилевич (53) 621.313.04 (088.8) (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения заключается в повышении надежности статора при импульсных и кратковременных режимах, Статор электрической машины содержит сердечник 2 и обмотку, включающую проводники 3, корпусную изоляцию 4 и металлическую оболочку 5, образующую замкнутый контур, Благодаря тому, что указанная оболочка выполнена с отверстиями и имеет температурный коэффициент линейного расширения, равный температурному коэффициенту линейного расширения проводников обмотки, обеспечивается повышение надежности, 2 ил, )
1339758
Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции электрической машины импульсного и кратковременного действия, и может быть использовано в электротехнической промышленности при создании крупных высоковольтных электрических машин, электромашинных накопителей эле ктро фи эич е ско ro о б орудо в ани я и пр .
Целью изобретения является повышение надежности .статора при импульсных и кратковременных режимах.
На фиг,! изображен статор с отверстиями в оболочке; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.1 °
В корпус 1 статора электрической машины встроен феррормагнитный сердечник 2. В пазы сердечника встроена обмотка с проводниками 3 с корпусной > изоляцией 4, Вокруг поверхности изоляции проводник охвачен металлической оболочкой 5, которая приклеена по всему периметру наружной поверхности корпусной изоляции по всей длине пазовой части и имеет отверстие 6„
Паз с изолированным проводником
3 и окружающей его оболочкой 5 заканчивается клином 7.
При рабате статора электрической машины в импульсных и кратковременных режимах железо сердечника 2 статора и проводник 3 испытывают интенсивный нагрев, сопровождающийся удли- нением и возникновением термомехани35 ческих напряжений в слоях изоляции 4 из-за разных коэффициентов линейного расширения меди проводника 3, оболочки 5 и.изоляции 4, причем величина температурного коэффициента линейного расширения значительно зависит от температуры.
В предлагаемой конструкции статора корпусная изоляция охватывается оболочкой из того же материала, что
45 и материал проводника, тогда температурные коэффициентылинейного расширения у них равны. В такой системе градиент термомеханических деформаций по слоям существенно меньше,чем в известном устройстве (для меди почти в 2,5 раза), так как растягивающие усилия от удлинения меди передаются на промежуточные слои изоляции с внутреннего (проводник) и наружного, который изготовлен из того же материала, что и проводник. Разогрев оболочки происходит под действием вихревых токов от магнитпых полей рассеяния в пазу, С целью регулирования нагрева в оболочке выполняют отверстия по всей длине и периметру пазовой части, Использование оболочки вокруг проводника с температурным коэффициентом линейного расширения, равным температурному коэффициенту линейного расширения проводника, и регулирование температуры оболочки путем изготовления в ней отверстий позволяют повысить надежность статора за счет уменьшения термомеханических напряжений в слоях корпусной изоляции, ее расслоения, Фо р мул а и з об р ет ения
Статор электрической машины, содержащий корпус, сердечник, обмотку > состоящую из проводников, корпусной изоляции и металлической оболочки, прикрепленной к поверхности изоляции по всему периметру стержня и образующей замкнутый и электроизолированный от сердечника статора контур, о т лич ающий ся тем, что, с целью повышения надежности при импульсных и кратковременнных режимах, оболочка выполнена с отверстиями и имеет температурный коэффициент линейного расширения, равный температурному коэффициенту линейного расширения материала проводников обмот,KB!
1339758
Фиг.2
Составитель В. Константинов
Редактор Н,Гунько Техред Л.Сердюкова Корректор А,Тяско
Заказ 4238/49 Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно †полиграфическ предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4