Магнитопровод электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в упрондении технологии изготовления и повы- Н1ении точности нри окончательной обработке торцовых поверхностей зубцовой зоны магнитопровода со скосом пазов. .Магнитопровод электрической машины имеет обмотку , закрепленную с помошью кольцевых канавок 3, 4, выполненных на его торцовых поверхностях. Благодаря тому, что торцовые поверхности магнитонровода выполнены ступенчатыми с превышением осевой длины активной части 6 зубцовой зоны, иск,1ючается повреждение обмотки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. О (Л со со со оо оо ISJ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 630707 (21) 3927893/24-07 (22) 10. 07. 85 (46) 23.09.87. Бюл. № 35 (72) А. P. Гуль, О. К. Епифанов, В. В. Иванов, В. С. Комиссаров, Е. А. Матусов и Э. А. Нокалн (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 630707, кл. Н 02 К 24/00, 1977.
„„SU„„1339788 A 2 (51) 4 Н 02 К 24/00 (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрошении технологии изготовления и повышении точности при окончательной обработке торцовых поверхностей зубцовой зоны магнитопровода со скосом пазов. Магнитопровод электрической машины имеет обмотку, закрепленную с HQMolllüþ кольцевых канавок 3, 4, выполненных на его торцовых поверхностях. Благодаря тому, что торцовые поверхности магнитопровода выполнены ступенчатыми с превышен1 ем осевой длины активной части 6 зубцовой зоны, исключается повреждение обмотки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
133, 788
4С 1«) 7 д ««F tóÀ» (J.p+Ac(7
Изобретение относ«« «ся к электрическим машинам, а именно к конструкции магнитопроводов электрических машин, например. многополюсных вращающихся трансформаторов (МВТ) для автоматических и следящих систем, и я влас «с rl усоиершс«tcTвt«âà t«èем ма IIIIToiipoBoда электрической машины
«и а вт. с в. Ко 630707.
Недостатком известной машины является невозможность притирок осевой длины активной части зубцовой зоны магнитопровода без снятия обмотки. Операция притирки необходима для повышения точности МВТ.
Конструкция магнитопровода Itpeд««олагает только закрепление обмотки, t для этого достаточно утопить в канавке только треть или половину диаметра обмотки в лобовой части. B результате, остальная «асть обмотки выступает за осевую длину зубцовой зоны магнитопровода.
В процессе изготовления и испытания
МВТ с известной конструкцией ротора, магнитопровод которого выполнен из сплошного (нешихтованного) куска электротехнической стали, установлено, что погрешность МВТ колеблется от +-6 до +-8 угл. с. Причиной такого разброса основного параметра МВТ является неточность выполнения угла скоса «азов ротора за счет технологических погреш««остей изготовления и погрешности мерительных средств при установке ротора на фрезерном станке для нарезки пазов. Это вызвало предложение tto изменению осевой длины зубцовой зоны ротора, что эквивалентно изменени«о величины скоса пазов.
В известной конструкции уменьшить длину зуáuOBoH зоны ротора, например, притиркой нли шлифовкой, без снятия обмот ки практически невозможно, так как лобовые части обмотки превышают осевую длину зубцовой зоны, что ведет при выполнении притирки (шлифовки) к повреждению обмотки. Поэтому, сейчас при необходимости уменьп«ения длины зубцовой зоны, с целью
t1ot«t IIlIcttHB точности МВТ (с 18 до 8 угл.с.) приходится снимать и вновь укладывать обмотку ротора, что значительно усложняет технологию изготовления МВТ и снижает производительность труда. Кроме того, повторная укладка обмотки приводит к перераспределению м агнитных полей и отгибу зубцов, что снижает точность МВТ, 1Ге.:«ь«о изобретения является упрошение технологии изготовления и повышение точности при окончательной обработке торцовых поверяистей зубцовой зоны магнитопровода со скосом пазов.
На фиг. 1 приведен пример конструктивного выполнения предлагаемого магнитопроиода; на фиг. 2 — — конструкция магнитопровода в зоне ступенчатых TopuoBû. Ito««е1«х««остей«.
Маг««птопровод представляет сооой ротор 1 с пазами 2 для размещения обмоток.
На обеих торцовых поверхностях ротора 1 и его зубцовой зоне в «полнены кольцевые канавки 3 и 4.
Обмотка 5 (фи«.. 2) уложена в пазы 2, причем осевая длина активной части 6 зубцовой зоны выполнена превышающей осевую длину основания 7 зубцовой зоны. Лобовые части обмотки 5 утоплены в кольцевых канавках 3 и 4 и могут быть залиты компаунJом.
После изготовления магнитопровода ротора величина скоса его пазов определяется по величине погрешности МВТ.
Для этого в его пазы укладывается обмотка и определяется величина погрешности МВТ.
Такая методика определения истинного (изготовленногo) скоса пазов вызвана тем, что существую«цие методы инструментальных и о««тических способов не позволяют провести измерения с необходимой точностью.
Г!о величине погрешности МВТ определяется величина скоса пазов с помощью эм««ирической формулы где 64 погрешность МВТ;
««А — отклонение угла скоса пазов от расчетного;
k — эм пи ри чески и коэфф ициент.
После определения величины л проводится уменьшение длины активной части зубцовой зоны МВТ на величину, определяемую по выражению где 1 — длина магнитопровода;
Гр — расчетная длина магнитопровода:
d i — расчетная величина угла скоса пазов.
По сравнению с известной предлагаемая конструкция дает возможность изменить осевую длину зубцовой зоны магнитопровода после укладки обмотки притиркой или шлифовкой, что эквивалентно изменению величины угла скоса пазов.
Кроме того, в процессе ручной или механической операции уменьшения осевой длины зубцовой зоны металл снимается только с активной части м агнитопровода, что снижает затраты времени. Заниженная осевая длина магнитопровода в основании зубцовой зоны позволяет образовать плоскость формирования осевой длины обмотки по лобовым частям методом заливки ее компаундом или формовкой с пропиткой лаком.
В результате при операции уменьшения осевой длины зубцовой зоны обмотка не повреждается и не требует перемотки. Пред— лагаем ая конструкция позволяет достигнуть повышения точности МВТ на +- !-" . гл.с., так как процесс притирки производится гр неизменном характере ма! Н1:.тного поля в зоне торцовых частей. нарушение которого связано со снятием и укладкой обмотки.
Учитывая, что речь идет о точности МВТ на уровне +-5 угл. с достигается значительное повышение точности.
Удельный вес намоточно-монтажных работ в общей трудоемкости изготовления
МВТ, относящегося к малогабаритным электрическим м а шинам, составляет 25%. Поэтому при исключении дополнительной операции намотки и монтаже МВТ достигается сокращение затрат рабочего времени на 25% т.е. значительно повышается производительность труда.
Формула изобретения!. Магнитопровод электрической машины по авт. св. № 630707, отличающийся тем, 5 что, с целью упрощения техног!Ог!!и изготовления и повышения точи(; ти при окончательной обработке тор l(ых поверхностей зубцовой зоны маг "- провода со скосом пазов, его торцо: ь.:.;!Оверхности в зоне коль1Q цевых канавок выполнены ступенчатыми с превышением осевой д нны актив!гой l2( ти над осевой длин(.:!: Нация .1убцов и!
ЗОНЫ, а .10(ii :4! ",", ": Ы ООМОТК!! !ги1СПО.".(i
ЖЕНЫ В Е(л!! !(С .;ЫХ КанаВКаХ И ОГ!за! !! IcHhl плоскостью активной части 3óáöîâ.!, зон!:.
2. Магнитопровод по,:. !. От.!ичи((!илии. (: тем, что превышение осевой длины активной части зубцовой зоны над осевой длиной основания зубцовой зоны составляет 0,07—
0,03 указанной осевой длины.
Составитель В. Константинов
Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
За каз 4239/50 Тираж 659 Подписное
ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4