Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем увеличения коэффициента перекрытия. Колеса 1 и 2 имеют сопряженные профили зубьев, выполненные в виде плавно соединенных друг с другом участков дуг окружностей. Радиусы дуговых участков на головках зубьев выбраны в пределах 1,,0 модуля, на ножках зубьев с радиусами, на 20% превышающими радиусы дуг на головках, а начальный угол зацепления выбран в пределах 15 25, 2 ил. (Л со 4 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК (51)4 F 16Н! 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3624642/25-28 (22) 21.07.84 (46) 30.09.87. Бюл. № 36 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) В. В. Едунов и А. В. Едунов (53) 621.833 (088.8) (56) Цепков А. В., Коновалов А. Д. Проектирование и производство зубчатых передач с зацеплением Новикова на Кунгурском машиностроительном заводе. Сб. докладов конференции «Зубчатые передачи с зацеплением Новикова». Одесса, 1964, вып. 1.
„,SU„, 1341418 А 1 (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в с»ловых и кинематических приводах. Целью изобретения является повышение нагрузоч»ой способности путем увеличения коэффиц»е»та перекрытия. Колеса 1 и 2 имеют со»ряже»ные профили зубьев, выполненные в виде плавно соединенных друг с другом участков дуг окружностей. Радиусы дуговых участков на головках зубьев выбраны в пределах 1,7 — 6,0 модуля, на»ожках зубьев с радиусами, »а 20% превышающ»ми радиусы дуг на головках, а началь»ый угол зацепления выбран в пределах 15
25, 2 ил.
1341418
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических приводах.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности путем увеличения коэффициента перекрытия.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача с контактом зубьев в полюсной точке, общий вид; на фиг. 2 — то же, с контактом зубьев в заполюсной точке, общий вид.
Зубчатая передача (фиг. 1) содержит колеса 1 и 2 с центрами в точках OI и 02, сопряженные профили зубьев которых выполнены в виде плавно соединенных друг с другом участков дуг окружностей, для которых R,i и R„.,2 — радиусы начальных окружностей; точка П вЂ” полюс зацепления; хр — начальный угол зацепления;
К. — радиус окружности, очерчивающей головку зуба колеса 1; R. радиус окружности, очерчивающий ножку зуба колеса 1;
О. и Π— центры этих окружностей; 3 — 6 —— соответственно профили головок и ножек зубьев колес 1 и 2.
Радиусы R- дуговых участков на головках зубьев первого колеса выбраны в пределах 1,7 — 6,0 модуля, на но>кках зубьев радиусы R выбраны не менее, чем на 20Я превышающими радиусы R, дуг на головках, а начальный угол ао зацепления выбран в пределах 15 — 25 . Профили головок и ножек зубьев второго колеса получены как огибающие ножек и головок зубьев первого колеса.
Указанные пределы для геометрических параметров выбраны с учетом следующих факторов.
Контактная прочность и выносливость околополюсной зоны на зубьях определяется (при прочих равных условиях) величиной приведенного радиуса R»p кривизны их профилей, который связан с углом хо зацепления и радиусами R-„„i и К.„,.2 начальных окружностей зависимостью
R р = 0,5R=.iR. sinno/(R-.i+R >)
Коэффициент е,„профильного перекры тия должен быть в пределах 2,1 ) в ) 1,1.
Это, в свою очередь, требует обеспечения соответствующей величины дуги зацепления или линии зацепления. Известно, что длина дуги зацепления колес при одинаковых модулях m, числа Z зубьев и максимальных углах сс,„„зацепления увеличивается с увеличением высот h- головок зубьев и с увеличением максимальной длины профильной нормали. Величины последних определяются параметрами огибаемых кривых и в первую очередь такими, как а» и Rã, Так при мо = 15 и к„= 1,1 величина Кг равна
1,7 m; при аo == 15 и е. = 2,! радиус R- =
= 5,5m. С увеличением ао растет К.. Расчеты показали, что в синтезе предлагаемой
10 зубчатой передачи выбор ао и в должен быть дифференцированным и в первую очередь зависимым от угла р наклона зубьев, а наибольший диапазон по е„и по
R. будет у прямозубой зубчатой передачи.
15 Расчеты также показали, что, с целью получения достаточно высоких показателей нагрузочной способности по изгибу, не худших, чем у эвольвентной передачи, а по контакту не хуже, чем в передаче Новикова, для предлагаемой зубчатой передачи следует при
29 нять м, = 1,5-2,5;
К- = 1,7 — 60m;
К ) 1,2Rr
Этот диапазон охватывает цилиндрические зубчатые передачи при р = Π— 20, в = 1,1 — 2,1.
Зубчатая передача работает следующим образом (фиг. 2).
При вращении колеса 1 в направлении
0>i его зуб профилем 6 воздействует на профиль 5 зуба второго колеса в точке К, вызывая его вращение в направлении в>, при этом направление воздействия будет определяться величиной а текущего угла зацепления, так как а ) ид.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая колеса, сопряженные профили зубьев которых выполнены в виде плавно соединенных друг с
40 другом участков дуг окружностей, отличающаяся тем, что, с цельк> повышения нагрузочной способности, радиусы дуговых участков на головках зубьев одного из колес выбраны в пределах 1,7 — 6,0 модуля, на ножках зубьев радиусы не менее чем на
4> 2ОО превышают радиусы дуг на головках, а начальный угол зацепления выбран в пределах 15 — 25 .
1341418
Составитель М. Левинский
Редактор А. Ревин Техред И,.Верес Корректор Н. Король
Заказ 4420/41 Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, OK — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4