Способ получения дистиллятных фракций
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способу получения ДИСТИЛЛЯТНЫХ фракций вакуумной перегонкой мазута и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. С целью повышения выхода дизельного топлива и тяжелой фракции вакуумного газойля исходньй мазут перегоняют в первой вакуумной колонне. При этом получают дизельное топливо, легкую и среднюю фракции вакуумного газойля, а также остаток. Легкую фракцию вакуумного газойля направляют в стриппинг, затем нагревают до 390-420 с. Часть нагретого газойля (50-80 мас.%) возвращают в низ стриппинга, оставшуюся -часть направляют во вторую вакуумную колонну под нижнюю тарелку ее отгонной секцит1. В этой второй колонне перегоняют остаток первой вакуумной колонны. Из второй колонны отводят легкую и тяжелую фракции вакуумного газойля. В результате расчетный выход дизельного топлива возрастает с 3,5 (по известному способу) до 4,5% от массы исходного сырья, а расчетньп1 выход тяжелой фракции вакуумного газойля - с 10,5 до 11,3% от массы исходного сырья. 1 ил., 6 табл. с о (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 С 10 G 7/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCHOMV СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4048942/31-04 (22) 17.02.86 (46) 07. 10.87. Бюл. У 37 (71) Уфимский нефтяной институт (72) Б.К.Марушкин и И,А.Беликова (53) 665.63(088,8) (56) Марушкин Б.К. и др. Перспективы глубокого отбора дистиллятов при вакуумной ректификации мазута.
Нефтепереработка и нефтехимия, 1981, У 10, с. 9-12.
Александров И,А. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. — M., 1981, с. 188-195. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ
ФРАКЦИЙ (57) Изобретение относится к способу получения дистиллятных фракций вакуумной перегонкой мазута и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, С целью повышения выхода дизельного топлива и тяжелой фракции вакуумного гаэойля исходный мазут перегоняют в первой вакуумной колонне, При этом получают дизельное топливо, легкую и среднюю фракции вакуумного гаэойля, а также остаток.
Легкую фракцию вакуумного газойля направляют в стриппинг, затем нагрео вают до 390-420 С, Часть нагретого гаэойля (50-80 мас,7) возвращают в ниэ стриппинга, оставшуюся часть направляют во вторую вакуумную колонну под нижнюю тарелку ее отгонной секции. В этой второй колонне перегоняют остаток первой вакуумной колонны.
Из второй колонны отводят легкую и тяжелую фракции вакуумного газойля, В результате расчетный выход дизельного топлива возрастает с 3,5 (по известному способу) до 4,5Õ от массы исходного сырья, а расчетный выход тяжелой фракции вакуумного гаэойля с 10,5 до 11,3Õ от массы исходного сырья. 1 ил., 6 табл.
1342909
Изобретение относится к способу получения дистиллятных фракций вакуумной перегонкой мазута и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промьппленно сти, Цель изобретения — повьпнение выхода дизельного топлива и тяжелой фракции вакуумного газойля, На чертеже представлена принципиальная схема проведения способа, Нагретое исходное сырье по линии 1 вводят в первую вакуумную колонну 2.
Иэ этой колонны по линии 3 отбирают дизельное топливо, которое по линии 4 возвращают в качестве верхнего цирКуляционного орошения, По линии 5 выводят среднюю фракцию вакуумного газойля. Через отпарной стриппинг 6 по линии 7 выводят фракцию легкого гаойля, которую нагревают в печи 8.
Часть нагретой фракции по линии 9 возвращают в Низ отпарного стриппинга, а оставшуюся часть по линии 10 подают под нижнюю тарелку отгонной секции второй вакуумной колонны 11 °
Остаток колонны 2 отводят по линии 12 нагревают в печи 13 и вводят в зону питания колонны 11. Из этой колонны по линии 14 выводят легкую фракцию газойля, часть которой по линии 15 возвращают в качестве верхнего циркуляционного орошения, по линии 16 тяжелую фракцию газойля и по линии 17 — гудрон.
Для сравнения результатов работы колонн выполнены расчеты на ОВМ разделения мазута по известному и предлагаемому способам. Сырьем является мазут в количестве 49,77 от нефти, полученный расчетом основной атмосферной колонны установки АВТ при типовых условиях. Состав мазута приведен в табл. 1.
Из мазуT;l отoèðàþò дизелbное тoïлино, легкую, среднюю и тяжелую фракции вакуумного газойля. В обоих вариантах остаточное давление в колоннах выбрано одинаковым 1,92 кПа для первой и 1,33 кПа для второй вакуумных колонн (14,5 и 10,0 мм рт.ст. соответственно). Такое давление необходимо для испарения тяжелых газойлевых фракций. Температура нагрева мазута, ос.татка первой колонны перед вводом во вторую колонну и легкой газойлевой фракции 410 С, что соответствует 374 С > зоне питания первой колонны и 387 С в зоне питания второй
»
2»
55 колонны. Отбор легкой и средней га— зойлевых фракций н обоих вариантах составляет 6,0 и 11,24 мас.7 на нефть соответственно. Причем при расчете по известному способу легкую фракцию выводят через отпарной стриппинг, в низ которого подают 3 мас.7 на отбираемую фракцию водяного пара.
При расчете предлагаемого способа легкую газойлевую фракцию выводят иэ отпарного стриппинга в количестве
15 мас.7 на нефть, нагревают в печи, 60 мас.7. ее возвращают в низ стриппинга, а оставшуюся часть (6 мас.7. на нефть) подают под нижнюю тарелку отгонной секции второй вакуумной колонны.
Выход дизельного топлива и тяжелой фракции вакуумного газойля в обоих вариантах подбирают таким образом, чтобы доля компонентов, выкипающих по ИТК до 37U С, в дизельном топливе до 570 С в тяжелом вакуумном газойле. была 95 — 96 мас,7 по ИТК, При расчете по известному способу отбор дизельного топлива составляет 3 5 мас.7., а при расчете по предлагаемому способу 4,5 мас.7 на нефть. Отбор же тяжелой фракции вакуумного газойля составляет 11,3 и 10,5 мас..7 на нефть соответственно для предлагаемого и известного способов.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет на 1,0 мас.7 на нефть увеличить отбор дизельного топлива и на 0,8 мас.7 на нефть тяжелой фракции вакуумного газойля.
В табл. 2 и 3 приведены составы продуктов разделения при расчете по известному и предлагаемому с1 особам.
В табл. 4 представлен материальный баланс колонн по известному и предлагаемому способам.
В табл. 5 представлены данные зависимости отбора дизельного топлива и фракции тяжелого вакуумного газойля, от количества перегретой до
400 С легкой фракции вакуумного газойля, вводимой в стриппинг для создания парового орошения.
В табл, 6 представлены данные зависимости отбора дизельного топлива и тяжелой фракции вакуумного газойля от температуры легкой фракции вакуумного газойля, возвращаемой в стриппинг в количестве 60 мас.7 общего потока.
1342909
Продолжение табл.) а
Фракция, С
Содержание фракции в мазуте
Из данных табл. 1-6 видно, что способ согласно изобретению позвопяет увеличить выход дизельного топлива и фракции тяжелого вакуумного га5 зойля. мас.7 т, 360-370
370-380
3,23
11, 75
3,75
15,50
18,46
21,48
24,50
380-390
15 390-400
400-410
2,96
3,02
3,02
3 01 27,51
410-420
420-430
3,25
430-450
25 450-460
460-470
6,48
3,25
3,25
470-480
480-490
3,25
3,25
490-510
510-530
530-550
550-560
Т а б л и ц а 1
5,41
5,41
3,25 мас.7 7
2, 16
2,16
560-570
570-590
45 590-610
610-630
630-650
Газы разложения
0,05
0,05
3,25
290290-310
310-330
330-350
350-360
0,64
0,54
3,25
1,49
0,85
3,25
2,86
1,37
3,25
5,98
650-700
3,12
7,57
10,81
700+
8,52
2,54
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Способ получения дистиллятных фракций путем перегонки мазута в первой вакуумной колонне с отводом боковым погоном через стриппинг легкой фракции вакуумного газойля, последующей перегонки остатка первой вакуумной колонны во второй вакуумной колонне с получением в этих колоннах дизельного топлива, средней и тяжелой фракции вакуумного газойля, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения выхода дизельного топлива и тяжелой фракции легкого газойля, легкую фракцию вакуумного газойля после стриппинга нагревают до 390-420 С и часть ее в количестве 50-80 мас.7. возвращают в низ стриппинга, оставшуюся часть направляют под нижнюю тарелку отгонной секции второй вакуумной колонны и процесс проводят с отбором средней фракции вакуумного газойля из первой вакуумной колонны. о
Фракция, С Содержание фракции в мазуте
30,76
37,24
40,49
43,74
46,99
50,24
55,65
61,06
64,31
66,47
68,63
71,88
75, 13
78,38
81,63
89,20
100,01
1342909
Фракция, С
Фракция вакуумного гаэойля
Дизельное топливо
Легкая
Средняя мас.% Я,% мас.% F, % мас.% E:, % мас % Е, %
2908,25
8,25
0,02
0,02
290-310 11,91
310-330 18,81
330-350 36,42
350-360 13,32
0,25
0,23
4,22
3,97
7,68
0,02
0,02
2,82
0,03
0,05
0,12
0,07
0,69
6,68 14,56 0,17
0,29
0,09
0,1
0,33
0,62
0,52
1,14
0 86
2,00
4,58
2,58
0,03 99,98
6,77
2,19
0,02 1pp р
5,88 12,65
3,94 98,44 10,38 23,03
1,52 99,96 12,70 35,73
Ое02 99ю98 20ю85 56ь58
0,02 100,00 21,29 77,87
510-530
10,39 88,26
4,98 93,24
3,52 96,76
2,74 99,50
530-550
550-560
560-570
570-590
360-370
370-380
380-390
390-400
400-410
410-420
420-430
430-440
450-460
460-470
470-480
480-490
490-510
20, 16
38,97
75,39
88,71
96,39
99,21
99,90
99,99
100,00
12, 12 16,34
20,00 36,34
25112 61,46
17, 15 78, 61
11,97 90,58
6,03 96,61
2,31 98,92
0,70 99,62
0,33 99,95
0,02 0,02
0,06 0,08
0,32 0,40
0,57 0,97
1, 14 2, 1 1
2, 19 4,30
3,58 7,88
9,71 24,27
11,44 35, 71
12,98 48,69
25,51 74,20
11,95 86, 15
8,35 94,50
T а о л и ц а 2
1342909
1!родолжение табл.-" и оС
Фракция вакуумного газойля
Легкая
Средняя Тяжелая мас.X Я,7. мас X с, 7 мас 7 E 7 мас.7, Е, Х
0,47 99,97
590-61О
0,02 99,99
610-65О
650-700
Фракция, С
Фракция вакуумного газойля легкая средняя тяжелая
J мас.Е Е,Z мас.Е Е,7 мас.7. мас.7 Е,7
6,45
2906,45
0,01
0,01
15, 64
30,20
62, 16
82, 11
290-310
9,19
0,04
0,05
310-330 14,56
330-350 31,96
350-360 19,95
0,12
0,17
0,59
0,76
4,07
4,83
360-370 13,29 95,40
3,86
99,26
99,90
99,98
0,64
0,08
0,02 100,00
0,45 99,90 10,04 66,04
460-470
9,02 75,06
0,07 99,97
370-380
380-390
390-400
400-410
410-420
420-430
430-450
450-460
Дизельное топливо
Дизельное топливо
13,15 17,98
22,10 40,08
16,87 56,95
14,66 47,61
11,47 83,08
8,04 91,12
4,82 95,94
3,51 99,45
0,02 О, 02
0,06 О, 08
0,17 0,25
0,66 0,91
0,96 1,87
1,65 3,52
2,64 6,16
3,09 9,25
4,52 17,77
5,95 19,72
7э29 27э01
9,16 36,17
19,83 56, 00
Т а б л и ц а 3
0,04 0,04
0,17 0,21
0,40 0,61
0,48 1,09
0,72 1,81
1,04 2,85
1,52 4,37
2,46 6,83
6,73 13,56
4,02 17,58
5,27 22,85
1О
1342909
Продолжение табл.3
Фракция, С дизельное топливо
Фракция вакуумного газойля легкая средняя тя7келая ма с. 7., Й мас.й Е,X мас.X Е,X мас.Х Е,X
6,51 29,36
7,70 37,06
6,62 89,49
0,01 100,00
4,24 93,73 19,19 56,25
4,56 98,29 19,00 75,25
1,08 99,37 11,59 86,84
560-570
570-590
590-610
610-630
630-650.650-700
700+
Таблица4 редлагаемыи спосо
<<заест<<ы
Продукт
Вторая вакуумная колонна о
Входит в колонн, Выходит Входит ! из в
Выходит из колонны колонну< колонны
49,70
49,70
Мазут
0,03
0,03
0,03
0,03
Газы на отсос
4,30
3,50
Дизельное топливо
6,00 6,00
6,00
6,00
Легкая газойленая фракпия
11,24
1 l,24
10, 30
Ср< дняя газойл< вая фракция
Тях<елая 1аэойлевая фракция
11,30
Остаток первой вакуумной колонны
40, 17 40, 17 27,93 27,93
18, 40 16, 60
49,70 40,17 40 17 49,70 49 70 33 93 33 93
Гудрон
49,70
470-480
480-490
490-510
510-530
530-550
550-560
0,02 99,99 7,81 82,87
0,31 99,68
0,17 99,85
0,11 99,96
0,03 99,99 Первая вакуумная Вторая вакуумная Первая вакуумная колонна колонна колонна (Вь<холит Входит Выходит Входит из в из, в
1 колонны колонну кол< нны колонну!
5,88 92,72
4,03 96,75
2,85 99,60
0,38 99,98
0,01 99,99
1342909
Таблнца$
Лараме три
Лредлагаемый способ г г нв на,на ) нв 11нв
1 1 ( нефть фракцию нефть (фрвкц нефт
1 (! на на
1 1. на
1 ,нефть
Количество легкой гаэойлевой фракции (линие 7}1 Выводимой из стриппиига 6 6,0
12 0 100 15 0 100 20 0 100 30 0 100
6 0 50 9 0 60 14 0 70 24 0 80
6,0 50 6,0 40
60 30 60 20
Отбор дизельного топлива, мас.К на нефть
4,65
3, 50
4,20
4,60
4,50
Отбор тетелой гаэойлевой фракции, чэс.X на нефть
11, 40
1 l,45
10,$0
11, 30
11, 00
Т а б л и ц а 6
Параметры
Температура перегрева легкой газойлевой фракции, С
390 400
Отбор дизельного топлива, мас.7 на нефть
4,0 4,5
3 5
Отбор тяжелой газойлевой фракции, мас.7. на нефть
10,5 10з 8 11,3
ВНИИПИ Заказ 4602/24 Тираж 462 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул . Проектная, 4
Количество легкой гвэойлевой фракции (линия 9), возвращаемой в стрнппинг 6
Количество легкой газойлевой фракции (линия 10), вводимой в колонну 11
Известный способ нв нефть
Известный способ
Предлагаемый способ