Узел упорного подшипника скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах , работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок . Цель изобретения - повьш1ение несущей способности и надежности за счет увеличения интенсивности охлаждения рабочей поверхности упорного гребня. Упорный гребень выполнен из соединенных между собой диска и кольцевых накладок, установленных со стороны упорных колодок. На поверхностях диска, сопрягающихся с накладками, выполнены кольцевые канавки и радиальные каналы, соединяющие между собой кольцевые канавки и расположенные в шахматном порядке. В накладках выполнены смазочные отверстия, расположенные в приближенных к внутренним торцам накладок зонах. При работе масло под давлением и под действием центробежных сил прокачивается по каналам. 2 ил. i (Л 00 4 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„$0„„43141
А1 (.)1) 4 F 16 С 33/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4043363/23-27 (22) 25.03.86 (46) 07.10.87. Бюл. У 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного MdllIHHocTpoe ния (72) В.С. Марцинковский, Л.В, Черепов, П.В. Барзыкин, В.И. Данилейко, Г.Н, Зиневич и В.И. Юрко (53) 62 1.822.5(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 768289, кл, F 16 С 17/04, 1984. (54) УЗЕЛ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах, работающих при больших удельных нагрузках и высокой температуре рабочих поверхностей упорных колодок. Цель изобретения — повышение несущей способности и надежности за счет увеличения интенсивности охлаждения рабочей поверхности упорного гребня. Упорный гребень выполнен из соединенных между собой диска и кольцевых накладок, установленных со стороны упорных колодок„ На поверхностях диска, сопрягающихся с накладками, выполнены кольцевые канавки и радиальные каналы, соединяющие между собой кольцевые канавки и расположенные в шахматном порядке. В накладках выполнены смазочные отверстия, расположенные в приближенных к внутренним торцам накладок зонах. При работе масло под давлением и под дейст-. вием центробежных сил прокачивается по каналам. 2 ил.
1 143141
Изобрете< и» Относится к упорным подшипникам, применяемым в турбомашинах, например турбинах или компрессорах, работающих пг)и больших удельных нагрузках и выс<)к )й температуре рабочих поверхностей упорных колодок.
Целью иэобр»тения является повышение несущей способности и надежности за счет увеличения интенсивности охлаждения рабочей поверхн<3»ти.
На фиг. 1 пока.< »f упорный подшипник, продольный р<33реэ; на фиг, 2 разрез А-А на фиг. 1.
Упорный подшипник скольжения содержит смонтированные l3 корпус.» 1 упорные колодки 2, упорный греб< нь
3, установленныи н;3 D IJIv 4 турбомашины, выполненные If к< рпусе 1 от<3»рстия 5 для подвода смазки в межколодочное пространстве.
Упорный греб»iif ) выполнен составным, включающим кольцевой ступенча.тый диск 6 и кольцевые накладки 7 на рабочей lf<)13<)p.If<<)ñòè, причем на поверхностях диска, сопрягающихся с накладками, выпо<<н<.ны кольцевые канавки 8, соедин»fiffhi< между собой радиальными каналами 9, расположенными в шахматном порядке, а в накладках выполнены от<<ерстия 10 для подвода смазки.
В корпусе 1 т<ыполнены отверстия 11 для слива отработанного масла.
Подшипник работает следующим образом.
Холодное смазочное масло по отверстиям 5 в корпусе 1 подводится частично в межколодочно» пространство, а частично — ч»р»э отверстие 10 каналам 9 и канавкам Я,i,:<я охлаждения упорного гр< бня 3. 1<1)3< вращении упорного гребня ) в м,lc. <я<<ой ванн» под действием ц< нтробежных сил происходит циркуляция мас"I
Конструкпия упорного подшипника может быть как реверсив<<о3< при э<<акоп<. p»ì<" iffi<3I(ос<)å<ОЙ н;f Гpузке что воэможн)), наприм< р, как на различных режимах работы многоступенчатffõ центробежных к<мир»ссоров, так и олносторонн»го действия. B последнем .) случае кольц»вая накладка м<)жет быть установлена и закреплена только на основной рабочей поверхности упорного гребня, а канавки и каналы выполнены только на этой же его стороне °
Устройство позволяет повысить надежность работы путем улучшения теплоотвода от рабочих поверхностей, уменьшить износ рабочих поверхностей упорного гребня и упорных колодок и соответственно увеличить ресурс работы упорного подшипника скольжения, обеспечить более высокую
2р несущую способность, снизить потери мощности в подш<<пнике, так как предлагаемая конструкция подшипника позволяет обеспечить требуемую несущую способность с меньшими радиаль25 33ыми размерами и тем самым снизить потери на вихреобраэование у наружного края упорного гребня и между колодками, которые значительно превышают дополнительные потери мощности на об»си<чение циркуляции масла для охлаждения низшего слоя масла между гребнем и колодками, Формула изобретения
Узел упорного подшипника скольжения, содержащий корпус, установленные в нем упорные колодки, вал с ус4б тановленным на нем упорным гребнем, сопрягающимся с упорными колодками, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности, упорный гребень
4 выполнен из соединенных между собой диска и кольцевых накладок, установленных со стороны упорных колодок, при этом на поверхностях диска, сопрягающихся с накладками, выполнены
50 кольцевые канавки и радиальные каналы, соединяющие между собой кольцевые канавки и расположенные в шахматном порядке, а в накладках выполнены отверстия для подвода смазки, расположенные в приближенных к внут55 ренним торцам накладок зонах, 1343141
Гб 7
Риг. 1
Составитель Т.Хромова
Техред М.Дидык
Корректор Л.Патай
Редактор Л,Гратилло
Тираж 756 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5
Заказ 4625/36 т
В
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, у, р л П оектная 4