Магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения заключается в упрощении конструкции и повьшении надежности. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо и зубцовую зону. Последняя навита на ребро по меньшей мере из двух лент различной высоты. Благодаря тому, . что зубцы 6 и 7 соединены между собой жестко при помощи по меньшей мере одной навитой на ребро ленты 8, которая расположена в выемках зубцовой зоны, образованных зубцами 6 и 7 разной высоты, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 8 ил. fpaa

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) 01) (51) 4 Н 02 К 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3916793/24-07 (22) 20.05.85 (46) 07.10.87. Бюл. У 37 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (53) 621.313.713(088.8) (56) Патент и!вейцарии Ф 428913, кл. Н 02 К 1/06, 1967.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1302378, кл. Н 02 К 1/06, 1984. (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА ШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения заключается в упрощении конструкции и повышении надежности. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо и зубцовую зону. Последняя навита на ребро по меньшей мере из двух лент различной высоты. Благодаря тому, что зубцы 6 и 7 соединены между собой жестко при помощи по меньшей мере одной навитой на ребро ленты 8, которая расположена в выемках зубцовой зоны, образованных зубцами 6 и

7 разной высоты, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п, ф-лы, 8 ил.

1343500

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам, зубцовая зона и .ярмо которых выполнены раздельно.

Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности магиитопровода °

На фиг.! представлен магнитопровод электрической машины; на фиг ° 2 — 10 ротор для полузакрытых и закрытых па, зов со стороны воздушного зазора; на фиг.3 — раскрой участка ленты для получения зубцовой зоны магнитопровода по малоотходной технологии; íà )5 фиг.4 — участок соединительной ленты статора; на фиг.5 — участок жесткого соединения зубцов ротора при помощи витков соединительной ленты; на фиг. 6соединительная лента магнитопровода 20 с увеличенной толщиной в пазовой части; на фиг.7 — зубцовая зона ротора в процессе сборки; на фиг.8 — участок магнитопровода, у которого число витков соединительной ленты меньше числа витков зубцовой.ленты, поперечный разрез.

Магнитопровод электрической машины состоит иэ витого на ребро ярма статора 1, низких 2 и высоких 3 элемен- ЗО тов зубцов статора, витков 4 соедини,тельной ленты статора, ротора 5, низких 6 и высоких 7 зубцов ротора, витков 8 соединительной ленты ротора и ярма 9 ротора ° Зубцовая зона как статора, так и ротора может изготавливаться по малоотходной технологии.

Наряду с формированием зубцов 10 выштамповываются просечки 11, которые .предусматривают получение шлицов па- 40 зов„ необходимых для вскрытия перемычек в собранном магнитопроводе.

Витки 4 соединительной ленты зубцов статора могут ю еть выемки 12, которые располагаются в пазу статора и служат для уменьшения полей рассеяния пазов. Для ротора этих просечек не требуется, так как витки 8 ленты

7 при соединении зубцов 6 и 7 в то же время частично выполняют функции ярма ротора, Низкие элементы зубцов 2 и 6 соответственно статора и ротора должны быть жестко соединены со своими смеь- 55 ными высокими элементами зубца, так как только высокие элементы зубца жестко соединены со своими витками соединительнои ленты.

Соединение элементов зубцов между собой и витками соединительной ленты может осуществляться склеиванием, контактной сваркой и пр. С целью уменьшения магнитного сопротивления магнитопровода витки 4 и 8 соединительной ленты магнитопровода могут иметь увеличенную толщину в зоне паза. Количество витков соединительной ленты магнитопровода может быть меньше количества витков зубцовой зоны, при этом желательно, чтобы витки соединительной ленты равномерно распределялись по длине магнитопровода, Высота витков ленты магнитопровода должна быть не более разности высот двух смежных витков зубцовой зоны, лучше всего если их высота будет равна этой разности высот зубцовых зон при минимальном сопротивлении магнитопровода.

Конструктивное выполнение по фиг.1, целесообразное для микромашин, позволяет производить укладку обмотки в открытые пазы с последующей напрессовкой (или тепловой сборкой) ярма статора 1 на зубцовую зону, Особенно перспективно конструктивное выполнение ротора по фиг.2, где левая сторона пазов имеет открытую, а правая— закрытую форму. При этом зубцовая зона ротора сочленяется с его ярмом известными способами — напрессовкой, за счет тепловой сборки и др.

Между зубцовой зоной 2 и 3 статора и ярмом должна ставиться изоляционная прокладка — оксидная пленка, тонкая перегородка и др., а между ярмом 9 ротора и зубцовой зоной ротора постановка изоляционной прокладки не обязательна, так как частота вращения ротора относительно магнитного поля мала и потери в закороченных контурах незначительны, Скрепление зубцовой зоны при помощи витков соединительной ленты может производится при одновременном их сворачивании в цилиндр (фиг.7).

Изобретение может использоваться в магнитопроводах машин постоянного и переменного тока.

Изготовление магнитопровода производится в следующей последовательности: резка лент зубцовой зоны на полосы различной ширины для статора и ротора; резка соединительных лент для статора и ротора; штамповка зубцов в лентах статора и ротора и. получение просечек для дальнейшего вскры1343500

Фиг 2

Риг I тия пазов ротора (если в этом имеется необходимость); выполнение просечек в соединительных лентах статора; жесткое скрепление между собой низких и высоких зубцов зубцовых зон (зубцовые зоны между собой могут соединяться до штамповки зубцов путем сварки смежных лент); навивка на ребро парных витков зубцовой зоны и соединительной ленты {навивка соединительной ленты на ребро может производиться заранее до соединения ее с . зубцовой зоной); жесткое соединение при необходимости витков соединительной ленты с высокими зубцами ярма; механическая обработка (при необходимости) посадочных поверхностей зубцовой зоны статора вплоть до вскрытия пазов; навивка на ребро витков ярма статора и ротора и жесткое соединение их смежных витков между собой; механическая обработка (при необходимости) посадочной поверхности ярма; производство намоточных работ (для .статора) и заливочных работ для ротора; соединение зубцовой эоны с ярмом путем прессовой посадки либо тепловой сборки; обработка поверхности ротора.

Предлагаемый магнитопровод имеет повышенную жесткость зубцовой зоны и позволяет применять роторы с полуотВ крытыми пазами, улучшающими энергети". ческие параметры.

Ф о р м у л а изобретения

1. Магнитопровод электрической машины, содержащий ярмо, зубцовую зону, . навитую на ребро по меньшей мере иэ двух лент различной высоты, образующих выемки с предварительно выштампованными в них пазами, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью упро-! щения конструкции и повышения надежности, зубцы между собой жестко соединены по меньшей мере при помощи одной ленты, навитой на ребро и расположенной в выемках зубцов, образованных разновысотностью витков зубцо20 вой зоны, при этом высота витков, образованных из этой ленты, не превышает разницы в высотах смежных витков зубцовой эоны.

2. Магнитопровод по п.1, о т л и25 ч а ю шийся тем, что применительно к ротору по меньшей мере два смежных элемента каждого зубца жестко соединены между собой.

3. Магнитопровод по п.1, о т л иЗо ч а ю шийся тем, что примени,тельно к ротору элементы зубцовой зоны жестко соединены с витками сое" динительной ленты.

1343500

fl 10

Фиг. Ч

Составитель В.Константинов

Техред М.Ходанич Корректор А.Ильин

Редактор А.Козориз

Заказ 4834/54 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная,4