Частотно-управляемый асинхронный электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электротехники и может быть исf f 7 пользовано в электроприводах различного назначения для регулирования угла поворота вала асинхронного электродвигателя . Целью изобретения является минимизация потерь энергии в электродвигателе в процессе позиционирования . Применение в структуре электропривода программных переключателей задания уровня потерь 10 и угла поворота 9, датчиков момента 7 и ускорения 8 наряду с датчиком 6 частоты вращения при использовании вычислительного блока 3, реализующего заданный вычислительный алгоритм, позволяет электроприводу за минимальное время обрабатывать заданный угол поворота 6j при заданном уровне потерь энергии Qj.1 ил. 1 табл. I (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3927877/24 — 07 (22) 16.07.85 (46) 07..10.87. Бюл. ¹ 37 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.И.Панасюк, Ю.В.Лопатин, Э.Д .Политыко, Ю.Н.Петренко и Л,М.Дембовский (53) 621.313.3.072.9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 587589,.кл. Н 02 Р 7/42, 1978.
Авторское свидетельство СССР
¹- 629618, кл. Н 02 Р 7/42, 1978. (54) ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к области электротехники и может быть ис„„Я0„„1343536 А 1 (51) 4 Н 02 P 7/42 пользовано в электроприводах различного назначения для регулирования yr— ла поворота вала асинхронного электродвигателя. Целью изобретения является минимизация потерь энергии в электродвигателе в процессе позиционирования. Применение в структуре электропривода программных переключателей задания уровня потерь 10 и угла поворота 9, датчиков момента 7 и ускорения 8 наряду с датчиком 6 частоты вращения при использовании вычислительного блока 3, реализующего заданный вычислительный алгоритм, позволяет электроприводу за минимальное время обрабатывать заданный угол
<О поворота 8> при заданном уровне потерь энергии Q . t ил. 1 табл.
1343536 в виде
10 о где Л„, Л, Лз (R i + К )х х, - I р асо о
20 (3) х dt min т (4) 1 dt - min;
25 т
4dt45
50 о = Ь р cos r1> — bp
Р 6
+ h --)x
U — — sin у- (С 5 з1па - р, Э 5(р = g ps p„, sing!q
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различного назначения для регулирования угла поворо— та вала асинхронного электродвигателя.
Целью изобретения является минимизация потерь энергии в электродвигателе в процессе позиционирования.
На чертеже показана структурная схема частотно-управляемого асинхронр ного электропривода.
Электропривод содержит асинхронный электродвигатель 1, статорные обмотки которого подключены к выходам статического преобразователя 2 частоты, вычислительный блок 3, соединенный выходами через блоки управления частотой 4 и напряжением 5 с управляющими входами статического преобразователя 2 частоты, датчик 6 частоты вращения, датчик 7 статического момента,подключенные входами к асинхронному электродвигателю 1, датчик 8 ускорения, вход которого соединен с
I вторым выходом датчика 6 частоты вращения, программные перекпючатели задания угла поворота 9 и уровня потерь 10,первый, второй, третий, четвертый и пятый входы вычислительного блока 3 соединены соответственно с первым выходом датчика 6 частоты вращения и выходами программного переключателя 9 задания угла поворота, .программного переключателя 10 задания уровня потерь, датчика 8 ускорения и датчика 7 статического момента.
Для асинхронного электропривода, динамика которого описывается полной системой дифференциальных уравнениИ в полярных координатах — U сову dp + су cosa
U Р
sin у+ С -- sin gq+u), 1 э S на основе асимптотической магистральной теории аналитически определен оптимальный позиционный процесс °
Обобщенный критерий качества взят
+Л вЂ” Л <) dt- ппп, (2) неотрицательные весовые множители °
Критерий (2) учитывает быстродействие, потери и производительность и получен как взвешенная сумма критериев
Т т о
В (1) все величины выражены через параметры схемы замещения и обз0 щепринятые обозначения в декартовой системе координат:
U и — напряжение и частота питания статора; о, о — модули потокосцепления з 1"
35 статора и ротора;
dp — угол между потокосцеплениями статора и ротора; — момент сопротивления
У может зависеть от 4 не40 прерывно и монотонно; — частота вращения ротора;
I — момент инерции привода; а,Ъ,с,h,f — константы; В у= B — Ч = arctg
8 — угол поворота ротора; — угол поворота вектора потоз косцепления статора; — проекция вектора потокосцепSp ления статора на ось — проекция вектора потокоСцеп5Ы ленция статора на ось Ы;
В (3) i u i — квадраты то2 ° 2
5 ков в роторе и статоре; и Rs и R — сопротивление статора и ротора, 4
Решение задачи минимизации функционала (2) при условиях (1) нахо— дят по выражению (P», 4 g» )
= argmin F + (рэ, д ц ) для раз гона, 5 имеющего место до достижения 4 значения 1и(при этом / > р .) и по выражению (р, 4 Ч» )
= argmax F (р, 4q) для торможения
Я,й (при этОм p > (pà> ) Где
41() Р /(61) + Л2 — Л (аьт ):, 1343536
Учитываем ограничения на управление
0 (Б с Б„ и>„„„ о ы,„„, (6) и фазовые координаты
0(о с о яэ эмакс
0. „, „.„,= 1. (Rs + R1 ) . (1 — Cos
-1у2 Зр sin (24 ) /
+ LI + 1 m где L — — — --—
У
L „— индуктивности статора, ротора, взаимная:
b = 1
1. р — число пар полюсов.
Значение ) может быть опреи делено из формулы (-1 Г=г) ., и
Ю МИН 1 1" 1 1-11МИН
11 (Ы
4 sbL (= зр
EQ макс I 1 ломаке
С11 ) При разгоне имеем
U< ь U1 - Пмакс
35 о Ф (у», 4y+) = (1; 0,5 arccos Х,), (9) (13) омакс 1
U111c1xc р»-2
+ — — (а
1.40 где ю„= btg dV 4Р
При торможении г " „+2
Cos Л 11») (— — —"
Ь 2Ь на участке I (1 ) J ъ 4 = — -)
Л2 и
Ю 3, (p», д y») = (1; 0,5 arccos х ), (10) 45 (14) Р х sin 2 8LI + p ) +)2 — (, 2 + + btg el% + ) (15) П, р»
Таким образом, получены аналитические выражения для оптимального в смысле критерия (2) управления асинхронным электроприводом.
Электропривод работает следующим образом.
Сигналы с программных переключателей задания уровня потерь 10 и
Л,(Rs + R,) где а = — — — — — — ——
1 2 (Ь1)2 У
Х 1 Й9 С 1 < (+ )+
Л2- Л, o(1 а
15 на У 4астке ТТ к (Р 89 » ) = (1; -0,5 arccos х ), (11) 2
20 1+ с4+Нь 2d, +о(1 +
2 (1 + d)2+ 2
Управления U и м", удерживающие систему (1) в точках (р »„
25 йq» ) при разгоне и (р», Ь1 » } при торможении, определяются как
30 4 = ы, 1 о м„„11
1 лба кс 1 (12) 1 угла поворота 9 поступают в вычислительный блок 3, где по заранее пост— роенным таблицам определяется Л, и (параметр Л> noaaraevcz pae ным 1). Далее вычислительный блок 3
Рассчитывает значение 1 и по фоРмУле (8) и "к 12/ 1з и s каждом такте управления выполняет (до тех
Зб
1+ х>
В
tg 4 += + Г1
ы + 1 1+ х,. (2 1
+ X1IZ
sin 24 + = + агссоз х 2 ) = — 1 — х 2
Введем обозначения х, при разгоне, х при торможении, у+ = k1,Г х+2
2 где
1 — при разгоне на участке
I торможения, 1 + Cos 24M
Gos д
Ф м — Ь вЂ”.— -- +ур + -—
1+ х+ я2
tg4q = Ф
Ф где А= а — — — (1+ х ).
2Ь
sin 24М = +
Алгоритм, реализованный в вычислительном блоке 3, выглядит в общем виде так: (+ 0 5 arccos x z) вычисление и задание постоянных
2 коэффициентов;
k, .= -1 признак разгона), 1 (знак "+" перед у );
2 разгон (х = х,), пока получаем
1+Cos 2
Cos dq+ — — — — ——
1+ Соз (+ arccos x 2 ) 5 13435 йор, пока асинхронный двигатель 1 не отработает заданный программным переключателем 9 угол поворота ротора
9> ) следующую процедуру: рассчитывается 44 о, U д, . Теперь
5 + значения U и ш+ с выхода вычислительного блока 3 поступают на входы блоков управления напряжением 4 и частотой 5, которые через статический преобразователь 2. частоты управляют асинхронным двигателем 1. Информация о состоянии двигателя (значение скорости, ускорения, статического момента) через датчики частоты вращения 6, статического момента 7 и ускорения 8 поступает на входы вычислительного блока 3, который переходит к следующему такту управления.
Алгоритм работы вычислительного блока 3 позволяет существенно снизить количество арифметических операций и отказаться от вычисления прямых и обратных тригонометрических функций.
При его выполнении приняты следующие обозначения и допущения.
Для всего процесса p = 1, что позволяет этот сомножитель исключить из выражений (14) и (15).
Ингредиент (— p2 sin 24ц - )/I
2Ь иэ формулы (15) представляет собой преобразованную правую часть уравнения (з кз )iiI т е BUCKO рение.
В (14) и (15) имеются члены
Cos2 qadi» sin 2 4у+, tg 4q где л + — магистральные значения ((9)
40 (11)). На основании известных тригонометрических соотношений -1 — на участке II торможения.
Знак "-" в формулах соответствует второму участку торможения, где
4q (0.
Учитывая указанные выводы запи- шем выражения для U и ы, которые реализуются в вычислительном блоке 3. й>= А + t k у+(— + — — )+р
2 г ch Ь
2Ь 1+х+
1343536
Тогда
1 =z -1, 2 откуда
+ kg х
2 (Uý П )ах ); щ -мп иах(ы .,„,ul)I, где d д, k)
5 36 константы; промежуточные результаты.
k, := 1 (признак торможения); торможение (первый участок), поK B 1 к
k 2 . = -1 (знак — перед у») признак участка II торможения; торможение, пока 1 0 останов;
Выражение для х" упрощается следующим образом.
Пусть г„= 1+Ы,; z2 = z>++
d„+ 2с(„+ ps = ((d + 2Ы, +
+ 1) + P2) — 1 = (z2 т
В табличной записи алгоритма используются следующие соотношения:
40L Re+ Rr
Зр 262 L2
ch — х» =1+х»
3 2Ь У
Э ь
1р:В =-=- А=а — k x*
-+ х
Таблица описывает алгоритм работы вычислительного блока 3 как последовательность вычислительных операций.
Таким образом, применение в структуре электропривода программных переключателей задания уровня потерь
10 и угла поворота 9 датчиков момента 7 и ускорения 8 и использование указанного алгоритма работы вычислительного блока 3 позволяет электроприводу за минимальное время срабатывать заданный угол поворота 8 при заданном уровне потерь энергии
Формула изобретения Частотно-управляемый асинхронный электропривод, содержащий асинхронный электродвигатель, статорные обмотки которого подключены к выходам статического преобразователя частоты, вычислительный блок, соединенный выходами через блоки управления напряжением и частотой с управляющими входами статического преобразователя частоты, датчик частоты вращения ротора асинхронного электроЗ0 двигателя, первый выход которого подключен к первому входу вычислительного блока, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью минимизации потерь энергии в электродвигателе в
35 процессе позиционирования, введены программные переключатели задания угла поворота и уровня потерь, датчик статического момента, датчик ускорения, второй, третий, четвертый
40 и пятый входы вычислительного блока соединены с выходами соответственно программного переключателя задания угла поворота, программного переключателя задания уровня потерь, датчи45 ка ускорения и датчика статического момента, а вычислительный блок функционирует в соответствии с алгоритмом, представленным в таблице;!.343536
i л
1 1
Ь:(Э I 1
cC) г )t сс) с) )с) ° Ф л с с.)
Cl г
t .ф Х - N N N N N N "т + N N C) N
1 Ю
I E
1 )CI
I 1!! с- С)
М г сс) 1
+
) с: (1 ю
)Х
О а
О
СО сс с Ф ) сс) I)) Ф л- г
-б 00 г, N I N N N т 1 N Cd d
Х
Х Э
Э Ж
K Х
О Э
Х 1
Е " Э
Ь C(ссс гЬ
C)
N сс:) ) О)
4 Cd N
I cd I
О X
Ьс
Ц Х сю а
CO 0 О - < ) < с П сЮ
)Х
Ц и
CU
СС!
Х
Ь
Х
Б .0
В с) о4 с
СсЬ а
Р )
Ь)4 г сС)
+ а
)-1 С4 к
)Д
))
Х
Ьс
Ф х а
CU и а cd
О Р
М Х
Э Э
Х Х Э
Х Х Х CU
Э Х Х
М Э Х
О Э
Я Х О Ь„
2 Е Ь» Э 0 ) О
Э CU
Х Х
Х A ц! с;Ь
ЬЬЬ Р
Х Х
Cd
О О
Х Х а а
Х 2
Х Х
Э Э
О Х
Х
Е ) 0
134353б
)g ж
Ef
Я
:» 1 1
t(Э 1 1
Ц и ф ф
1Х 17 N о сЧ сч
N N
° t
N .N м
4 N N
Ф I Ф
N N N 14
Ю i ll
+ 4
-б" счФ 4, 4 +
+ с4 и с.z$ -!
+ +
СЧ
1 л
1 . cv ъ
Ф
-! +
Я ч
Ф
\ +
N Х Х ч- ЮЪ Ф»ъ Юъ C4 144
О 4 N N 1 4,М N N Х N I м — с 1м
2 ж
<У
И о ж
Е 1
1 Ъ
Ж ol ж ж
Ф Ж
K э о ж о
Е о х Ф 1 ж
Ж Я Ф cd е ж И е о х о ц ж ! Ф Е
o <
Э ж ж
Ф
И о ж
Е I
1 ъ
Э с5
o oa о х
Е 1 Ъ м о
% Ч
N N
CV
N 14
Ф
4 N и .Ic p
N N N
<и сЧ I 4 л со
С N о
СЧ H
Р
СЧ л ч 1 1
c t п1 а! 1
1» 1
<у 1
g 1 е1 1 о! ц1 о! р,l I
)Я ь, а! о !!!
М И
ЗД
Е» ь0 Cd
Ж д, 0) Ь
Р <б о д
М Х!
1-4! 343536
1 1 (I ф !
Х » ,Х>
-т
Мс
1х !
Х Р
Ф, <," .О,И
+ ФЪ Я д ф ъ о.
eel Я
М
1
cd с4
tel
О A
Р Р
С1
< И 45 сч
N N
Э Ж Э х э х д э K э х
K o 1 е
О Х O С4
z ц о о W o
Э Ж х х х э
Э М
K o
О 4 Х
Х и
Э ж х х э
K о о х
Е I о
Э х х ! a!
Ц
I (U
1::(<О Э ж х о
С»4 I ч
В
1 у! !
Ж о 1 щ! ! 1
Э1 л х! х!
ЭI о, о г — 1
>. М -Ф r- ао ц, о с4 С4 с4 с 4 с4
N N gQ N И N И Я И
Г4
r ! Р .!.
4!С! х
1Х (О,О +
+ + с
М I
Ф
О щ
Ф
СЧ cv ! Х СХ N Ir !4 Н са о гз * с М е4 ill .а N N !4 N о,о л )»вЂ” Г 4 м м м м м с c М .0
CCI Т Ъ cubi С
tel И
N N N N м о о л ср .4 -Ф -4
l5!
343536
Ь
Х с 4 г> и х (» ("
M х — х > ° » >
>>-> ш х х и х >х х х н а р g !
0 t0
0J Э !:(0J а а э
Э Э и И I o
>х х
Й о я о !
0 > Х
Э 1:(Э а 0J а
Э Ц 0l и ц
К. (:( о
Х
0J
Q I
Э
1 с4
З З 3
1!0 !
1 Ф
1: х
ы
Е э
Э Э
Н I(Н
>0 >0
° е Ц э, о
Е И Г(0
0J Н
Н
>0 ° х
Е A х
ы ы
Е Е с
3 -! к
ы 6
Е Е ((э 3 3 о х х х э
l 0l Х ! 10 (0
О 0( а
o o
>> >
> с
3 3 3 3
1 сч I (1
СО O - СЧ п б V V Л" 0O а Π— сЧ
1»"»>"»>1 >>">»"> И 4>»> О"»>"> О Р
Ъ и х
Ц!
E» !
1 х
Э!!
1 л ж!!
k(!
„(о
И (Х б х
И И
>х ы (В х э а, Ц Э о х с
Е
E 3 з
Н Н 0(>О . а х
3 Э (х
Э Э х х
0(0J 0(Э
t0 Х (0 Х
4 Э Ю Э
Ф х х х
V t0 V
Х <б Х <б а а а а
o t» o о о х х
Ю Р
Clj е( а а
g g
Э II Э
Н Н
0 ° ° 0
Ц о с-> Q
CA „Я Щ
Э х х
Э 0(Э д х х х
0J <б Э
Ф х
V (0 х а о д о
1
1
I (0 1 о х
v о
1