Тренажер для обучения вождению гусеничных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных, гусеничных транспортных средств и может быть использовано для подготовки механиков-водителей. Цель изобретения - повышение достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах и при встрече с препятствиями. Тренажер содержит макет 1 кабины с рычагами меха- . низмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, .кинопроектор, на кинопленку которого нанесена оптическая топограмма кривизны трассы, зеркало, просветный экран и привод перемещения, блок управда ления которого содержит мостовую схему , в плечи которой включен фотодиод и резисторы 9-12. В диагональ моста включено реле, контакт которого включен в цепь питания реле, через контакты которых запитан электродвигатель 16 привода перемещения зеркала, закрепленного на вертикальной оси.. Между зеркалом и экраном установлен макет передней части транспортного средства. За счет выполнения узла поворота зеркала в виде корпуса с опорными пазами, механически связанного с электродвигателем винта и ходовой гайки с радиальными выступами, при разбалансировке мостовой схемы происходит поворот зеркала. При этом обучаемый наблюдает на просветном экране съезд транспортного средства с трассы. Для осуществления имитации поворота обучаемый рычагами изменяет величину переменного резистора, в результате чего балансируется мостовая схема, зеркало становится неподвижным, тем самым имитируется осуществление поворота транспортного средства в соответствии с трассой учебного кинофильма. 3 ил. 6 а (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gy) 4 0 09 В 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4014402/27-11 (22) 24.01,86 (46) 15.10.87. Бюл. Ф 38 (72) В, П. Барабенов, А. И. Борисов, А. А, Денисов, В. Г. Кривых, Н, А, Надеев и Н. В. Суханов (53) 629.113.014,9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1164767, кл. G 09 В 9/04, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИИ

ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению наземных. гусеничных транспортных средств и может быть использовано для подготовки механиков-водителей, Цель изобретения — повышение достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах и при встрече с препятствиями. Тренажер содержит макет 1 кабины с рычагами механизмов поворота и датчиками контроля положения транспортного средства, кинопроектор, на кинопленку которого нанесена оптическая топограмма кривизны трассы, зеркало, просветный экран и привод перемещения, блок управления которого содержит мостовую схему, в плечи которой включен фотодиод и резисторы 9-12, В диагональ моста включено реле, контакт которого включен в цепь питания реле, через контакты которых запитан электродвигатель 16 привода перемещения зеркала, закрепленного на вертикальной оси,, Между зеркалом и экраном установлен макет передней части транспортного средства, 3а счет выполнения узла поворота зеркала в виде корпуса с опорными пазами, механически связанного с электродвигателем винта и ходовой гайки с радиальными выступами, при разбалансировке мостовой схемы происходит поворот зеркала, При этом обучаемый наблюдает на просветном экране съезд транспортного средства с трассы. Для осуществления имитации поворота обучаемый рычагами изменяет величину переменного резистора, в результате чего балансируется мостовая схема, зеркало становится неподвижным, тем самым имитируется осуществление поворота транспортного средства в соответствии с трассой учебного кинофильма, 3 ил.

1345236

Изобретение относится к техническим средствам обучения вождению на: земных гусеничных транспортных средств и может быть использовано в учебных заведениях при подготовке механиков-водителей.

Цель изобретения — повышение достоверности имитации изменения виэу( альной обстановки на поворотах и при встрече с препятствиями, На фиг. 1 схематично изображен тренажер; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — электрическая схема блока управления привода перемещения.

Тренажер для обучения вождению гусеничных машин содержит макет 1 кабины с рычагами 2 механизмов поворота и датчиками 3 контроля положения транспортного средства, кинопроектор

4, на кинопленку которого нанесена оптическая топограмма кривизны трассы, зеркало 5, просветный экран 6 и привод перемещения, блок 7 управления которого содержит мостовую схему сравнения (фиг. 3), в плечи которой включены фотодиод 8, переменные резисторы 9 и 10, связанные с датчиками

3, и подстроечные резисторы 1 и 1 2, в диагональ мостовой схемы сравнения включено поляризованное реле 13, кон-. такт 13,1 которого включен в цепь питания реле 14 и 15, контакты 14.1 и

14.2 и 15.1 и 15.2 включены соответ— ственно в цепь питания электродвигателя 16 привода перемещения, Между зеркалом 5 и просветным экраном 6 установлен макет 17 передней части транспортного средства, Зеркало 5 установлено на вертикальной оси 18 и снабжено закрепленным на его оправе

19 (фиг. 2} узлом 20 поворота, содержащим корпус 21 с опорными пазами 22, механически связанный с электродвигателем 16 винт 23 и навернутую на него ходовую гайку 24 с радиальными выступами 25, которые совмещены с опорными пазами 22 корпуса 21.

Тренажер работает следующим образом, Обучаемый, находящийся на тренажере, в соответствии с дорожной обстановкой, за которой наблюдает по просветному экрану 6, выбирает скорость движения машины путем изменения скорости проецирования фильма. Имитация изменения визуальной обстановки на поворотах и при встрече с препятствиями в движении осуществляется поворотом зеркала 5 в зависимости от обстановки на трассе учебного кинофильма.

Сопротивление фотодиода 8 является. функцией его освещенности, которая, в свою очередь, зависит от ширины оптической топограммы. При ширине топограммы, соответствующей прямому участку трассы, резисторами 11 и 12 мостовая схема сбалансирована, ток в ее диагонали отсутствует и контакт

l3.! поляризованного реле 13 находится в нейтральном положении.

При наличии поворота или препят-ствия на учебной трассе ширина оптической топограммы, а следовательно, освещенность и сопротивление фотодио20 да 8, изменяются, мостовая схема расбалансируется и в диагонали моста через обмотку поляризованного реле

13 потечет ток, направление которого определяется значением сопротивления

25 фотодиода 8. В зависимости от направления тока контакт 13,1 поляризованного реле 13 отклоняется и, замыкая правый или левый контакт, включает соответственно реле 14 или 15, кон-.

ЗО такты которых 14 ° 1, 14.2 и 15,1 и

15.2 замыкают цепь питания электродвигателя 16 привода перемещения, в результате чего начинает вращаться винт 23, механически связанный с

З5 электродвигателем 16, Ходовая гайка

24 и корпус 21 соединены с помощью радиальных выступов 25 и пазов 22 с возможностью осевых перемещений, а также радиальных смещений корпуса 21 10 относительно ходовой гайки 23.

Зеркало 5 поворачивается относительно вертикальной оси 18. При этом, на просветном экране 6 перемещается изображение трассы относительно ма45 кета 17, имитируя начало съезда с трассы. При воздействии обучаемым на один из рычагов 2 механизмов поворота изменяется соответственно величина сопротивления резистора 9 или 10, компенсируя изменение сопротивления фотодиода 8, в результате чего мосто— вая схема балансируется, а зеркало

5 — неподвижным, имитируя осуществление поворота в соответствии с трассой учебного кинофильма. Полотно трассы при этом двигается под макет

17, создавая у обучаемого визуальное восприятие достоверности движения с правильным выполнением маневра.

134523б

М 22

<> 2/

Со став и тель Л. P ез ников а

Редактор И, Сегляник Техред А. Кравчук Корректор С. Черни

Заказ 4924/49

Тираж 432 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Формула изобретения.

Тренажер для обучения вождению гусеничных машин, содержащий макет

5 кабины с рычагами механизмов поворота и с датчиками их положения, кинопроектор с кинопленкой с оптической топограммой кривизны трассы, узел имитации поворота транспортного

10 средства, зеркало и просветный экран, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности имитации изменения визуальной обстановки на поворотах при встрече с препятствиями, он . снабжен установленными между зеркалом и просветным экраном, макетом передней части транспортного средства, а зеркало снабжено механизмом поворота, закрепленным на его оправе, и выполненным в виде корпу са с опорными пазами и механически связанным с узлом имитации поворота транспортного средства при помощи винта с ходовой гайкой, выполненной с радиальными выступами, которые совмещены с опорными пазами корпуса.