Асинхронный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в упрощении конструкции и технологии изготовления, а также расширении функциональных возможностей двигателя. Двигатель содержит корпус 1 с герметичными подшипниковыми щитами 2 и пакетом 5 статора. Во внутрен6 3 ней герметичной полости размещен ротор с короткозамкнутой на торцах стержневой обмоткор. Полость ротора заполнена магнитопроводной жидкостью. Благодаря тому, что торцовые короткозамыкающие элементы обмотки ротора выполнены в виде дисков 10, насаженных на вал, а стержни обмотки выполнены в виде радиально установленных пластин 11, закрепленных своими концами в торцовых элементах, вращающееся поле статора увлекает за собой магнитопроводную жидкость, которая взаимодействует с короткозамкнутой обмоткой ротора, как с рабочим колесом гидротурбины, приводя его во вращение. Одновременно жидкость играет роль сердечника ротора, обеспечивая дополнительный вращающий момент от взаимодействия тока в стержнях (Л ротора ил. /О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (5д 4 Н 02 К 9/19

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н АBTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4014597/24-07 (22) 27.01.86 (46) 15. 10.87. Бюл. М - 38 (71) Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (72) Ю.Л. Черников, Н.А. Весновский, А.С. Самряков и В.А. Черновол (53) 62 1.313.713 (088.8) (56) Черноусов Н.П. и др. Герметичные химико-технологические машины и аппараты. (54) АСИНХРОННЬЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрощении конструкции и технологии изготовления, а также расширении функциональных возможностей двигателя. Двигатель содержит корпус

1 с герметичными подшипниковыми щитами 2 и пакетом 5 статора. Во внутренней герметичной полости размещен ротор с короткозамкнутой на торцах стержневой обмоткой. Полость ротора заполнена магнитопроводной жидкостью.

Благодаря тому, что торцовые короткоэамыкающие элементы обмотки ротора выполнены в виде дисков 10, насаженных на вал, а стержни обмотки выполнены в виде радиально установленных пластин 11, закрепленных своими концами в торцовых элементах, вращающееся поле статора увлекает за собой магнитопроводную жидкость, которая взаимодействует с короткозамкнутой обмоткой ротора, как с рабочим колесом гидротурбины, приводя его во вращение. Одновременно жидкость играет роль сердечника ротора, обеспечивая дополнительный вращающий момент от взаимодействия тока в стержнях ротора с полем статора. 2 ил.

1 1345288 2

Изобретение относится к специальному электромашиностроению и может быть использовано в конструкциях герметичных машин, в герметичных электронасосах, ректорах, автоклавах.

Целью изобретения является упрощение конструкции, технологии изготовления и расширение функциональных возможностей. 10

На фиг. 1 показан асинхронный электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.

Двигатель содержит корпус 1, герметичные подшипниковые щиты 2, в которых установлен вал 3 на герметичных подшипниках 4. Пакет 5 статора с обмоткой 6 имеет перегородку 7, отделяющую внутреннюю полость 8 двигателя, которая заполнена магнитопровод- 2О ной жидкостью 9. Обмотка ротора содержит торцовые короткозамыкающие элементы 10 в виде дисков, жестко насаженных на вал 3. Стержни обмотки ротора выполнены в виде радиально уста- >5 новленных пластин 11, закрепленных своими концами в элементах 10.

Работа двигателя основана на совмещении нескольких физических эффектов, приводящих к возникновению на 30 валу 3 двигателя вращающего момента.

Магнитопроводная жидкость 9, увлекаемая вращающимся полем статора, приходит во вращение и, взаимодействуя с пластинами 11 обмотки ротора, передает вращение валу 3. В этом процессе обмотка ротора выполняет функцию рабочего колеса гидротурбины, ло-: пастями которого являются пластины

11. Процесс протекает независимо от 10 наличия или отсутствия тока в пластинах 11 обмотки ротора. Вторая составляющая вращающего момента связана с обычным взаимодействием тока в короткозамкнутой обмотке ротора с 45

«ращающимся полем статора. В этом процессе магнитопроводная жидкость 9 выполняет функцию сердечника ротора, по которому замыкается магнитный поток, причем эта функция жидкости 9 не зависит от того, вращается жидкость или неподвижна.

В двигателе может быть применена как непроводящая, так и электропроводная жидкость. Если жидкость непроводящая, то она вращается синхронно с полем статора. Однако, так как вторая составляющая вращающего момента, связанная с током в пластинах 11 обмотки ротора, является асинхронной, результирующее вращение ротора остается асинхронным. Третья составляющая вращающего момента связана с возможностью применения электропроводной жидкости. Тогда в ней как в массивном роторе, возникают вихревые токи, взаимодействующие с полем статора и дающие дополнительный вращающий момент, который жидкость передает валу двигателя через пластины 11 обмотки ротора. Это вращение также является асинхронным.

Пластины 11 обмотки ротора могут быть выполнены из ферромагнитного материала. В этом случае появляется еще одна составляющая вращающего момента, связанная с усилением магнитного потока в роторе °

В необходимых случаях двигатель Ф может быть снабжен замкнутой системой принудительного охлаждения, в которой хладагентом будет являться магнитопроводная жидкость 9. При этом наличие дополнительного осевого движения жидкости не влияет на вышеописанные процессы.

Таким образом, магнитопроводная жидкость в предлагаемой .конструкции является составной частью ротора. Ее применение позволяет в максимально возможной степени упростить конструкцию и технологию изготовления ротора, что обеспечивает снижение производственных затрат, а также в связи с отсутствием традиционного сердечника ротора уменьшить металлоемкость двигателя и расширить его функциональные возможности. Возможны неэлектрические способы регулирования частоты вращения, что для асинхронного двигателя является принципиально важным. Такое регулирование может осуществляться вниз от основной скорости путем изменения количества магнитопроводной жидкости в полости ротора, что изменяет величину вращающего момента.

При использовании двигателя в погружных электронасосах возможно закачивание в полость ротора магнитопроводной жидкости с избыточным давлением, что позволяет повысить надежность герметизации двигателя.

Формула и з о б р е т е н и я

Асинхронный электродвигатель, содержащий корпус с герметичными подСоставитель В. Константинов

Редактор A. Лежнина Техред А.Кравчук Корректор И. Муска

Заказ 4928/52 Тираж 659

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4 з 1345288 шипниковыми щитами, пакет статора, ширения функциональных возможностей образующий герметичную полость с маг- торцовые короткозамыкающие элементы нитопроводной жидкостью, и ротор с обмотки ротора выполнены в виде насакороткозамкнутой на торцах стержне- женных на вал дисков, а стержни обвой обмоткой, отличающийся мотки выполнены в виде радиально устем, что, с целью упрощения конструк- тановленных пластин, закрепленных ции, технологии изготовления и рас- своими концами в торцовых элементах.