Ротор турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет повысить надежность. В пазах бочки ротора 5 размешена обмотка из концентрических катушек. Бандажные кольца 3, закрепляющие с обеих сторон ротора лобовые части этих катушек, прижаты к торцу 8 бочки ротора устройством, выполненным в виде тяг 9, проходящих между боковыми поверхностями лобовых частей наружных катушек смежных полюсов фазы обмотки. Конец тяги со стороны бочки может иметь Т-образную форму, а ее положение на роторе регулируется подбором толшлны прокладок с и клиньев. Это позволяет упростить конструкцию. 1 з.п. ф-лы, 11 ил. SS (Л 23 ОО NI Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1347121 А1 (51) 4 Н 02 К 3/51 1/22

1.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ.(21 ) 4031195/24-07 (22) 13, 01,86 (46) 23,10.87, Бюл, ¹ 39 (71 ) Научно-исследователь ский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода

"Электротя»а аш" им, В.И.Ленина (72) В,В,Кузьмин и Д,Б,Карпман (53) 621,313.04 (088.8) (56) Патент Швейцарии № 106318, кл. 110с, 1924, Патент Швейцарии № 290709, кл, 110с 1953, (54) РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА (57) Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет повысить надежность, В пазах бочки ротора 5 размешена обмотка из концентрических катушек. Бандажные кольца 3, закрепляющие с обеих сторон ротора лобовые части этих катушек, прижаты к торцу 8 бочки ротора устройством, выполненным в виде тяг 9, проходящих между боковыми поверхностями лобовых частей наружных катушек смежных полюсов фазы обмотки. Конец тяги со стороны бочки может иметь Т-образную форму, а ее положение на роторе регулируется подбором толщины прокладок

Ю и клиньев, Это позволяет упростить конструкцию, 1 з,п, ф-лы, 11 ил, Изобретение относится к электро машиностроению, в частно сти к производству роторов турбогенераторов двойного питания °

Цель изобретения — упрощение конструкции ротора и повьняение его надежности, На фиг,1 показана часть предложенного ротора; на фиг,2 — разрез

А-А на фиг.1; на фиг,3 — вариант исполнения концевой части ротора; на фиг,4 — схема размешения концентрических катушек обмотки ротора; на фиг, 5 — разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг, 6— разрез В-В на фиг ° 3; на фиг, 7 и 8— возможный способ установки и закрепления опор тяги ротора по фиг,3;,на фиг,9-11 - отдельные детали ротора, Ротор содержит вал 1, в пазах которого раэмешена обмотка 2 иэ концентрических катушек, Бандажные коль-ца 3 закрепляют с обеих сторон ротора лобовые части 4 этих катушек. Бандажные кольца размещены одной стороной на бочке ротора 5 и другой — на упорном кольце 6, закрывающем торцоа вую поверхность 7 лобовых частей обмотки ° Бандажное кольцо с каждой стороны ротора прижато в осевом направлении к торцу 8 бочки ротора устрой.ством, выполненным в виде тяг 9 и 10, проходящих в пространстве 1 1 между боковыми поверхностями 12 лобовых частей проводников наружных концентрических катушек 13-16 смежных полюсов одной иэ фаз 17 обмотки (фаэа с выводами Hl и КI), Дпя роторов турбогенераторов двойного питания ширина пространства 11 между боковыми поверхностями проводников определяется шириной зубца на бочке ротора, которая должна быть достаточной дпя размещения балансировочных грузов 18 и поэтому увеличена по сравнению с шириной пространства между остальными катушками, Тяги имеют концы 19 (реэьбовой конец тяги 9) и 20 (конец тяги

I0), закрепленные на зубцах 2 1. вала на краях бочки ротора, Второй конец каждой тяги проходит через отверстия

22 в упорных кольцах и заканчивается резьбой, на которую навинчена гайка

23, прижимаюшая бандажное кольцо к торцу бочки ротора через упорное кольцо 6,. Конец 20 тяги 10 со стороны бочки ротора имеет Т-образную форму и размещен на зубце ротора в пазу

24 ответной формы, Другой конец тяги

7121 2

10 содержит участок 25, расположенный в отверстии упорного кольца промежуточной втулки 26, Положение тяги

10 на роторе регулируется подбором толщины прокладок 27 и 28 и клиньев

29 и 30. Втулка 26 центрирует конец тяги 10 в окончательно установленном и оложении °

Средняя часть тяги подразделена сквозными прорезями 3! на расположенные один над другим участки с установленными между ними дистанционными прокладками 32, Количество прорезей определяется из условий прочности тяги, Тяги 10 дополнительно поджаты к внутренней поверхности бандажного кольца путем установки под их поверха ность обращенную к оси ротора и вы полненную со скосом, распорного клина 33 в паз на зубце ротора, а также поворота в сторону подьема тяги промежуточной втулки 26, центрирующей ее вторую цилиндрическую опору, При этом клин 33 застопорен от смещения вставкой 34, Сверху через углубление

35 в пазу установлены прокладки 36 и 37 толщиной по месту и клин 38, Для осушествления подъема тяги

10 на другой ее конец под втулку 26 надета обойма 39 ° . Фактическая несоосность д тяги л отверстия 22 в упорном кольце определяется путем проведения замеров на роторе (возможен и частный случай центрального расположения тяги в отверстии, когда

Д = О). Эксцентриситет втулки 26 по наружной поверхности радиуса R относительно ее внутренней поверхно40 сти принят определенной постоянной величины 1, например 1 = 1 мм. Эксцентриситет обоймы 39 по наружной поверхности радиуса r выполняется величиной d = 1 — g. Втулки 26 со45 прягаются с обоймой 39 и поверхностью отверстия 22 в упорном кольце .по хо/ довой посадке например, с зазором на диаметр около 0,05 мм). Обойма фиксируется на тяге шпонкой 40 и рас50 полагается утолщенной стенкой вниз, Подъем конца тяги обеспечивается на заданную величину при повороте втулки 26,- определяемую установленным эксцентриситетом. Например, если ъ

55 1 = 1 мм, то максимально возможный подъем тяги в опоре втулки составит

21 = 2 мм, Для захвата приспособления, поворачивающего втулку 26, в ее з 13471 фланце могут быть выполнены отверстия или шпицы. После установки втулка и. обойма закрываются шайбой 41, Конструкция работает следующим об5 разом, Тяги, расположенные в пространстве между боковыми поверхностями лобовых частей наружных катушек смежных полюсов фазы обмотки и закрепленные за зубцы вала, прижимают бандажные кольца через упорные кольца в осевом направлении к торцу бочки ротора.

Таким образом, крепление бандажных колец тягами через упорные кольца упрощает конструкцию ротора и повышает его надежность, Напряжения в тягах дополнительно снижаются благодаря наличию в них прорезей 31, повышающих эластичность тяг при прогибе, что относится также к обоим примерам исполнения конструкции ротора: с тягами 9 круглого сечения и с тягами 10. При этом тяга

9 более проста в изготовлении, чем тяга 10, Однако последняя обладает другими преимушествами, дополнительно повышаюшими надежность ротора в работе. Ее трапецеидальное сечение лучше, чем круглое сечение тяги 9, вписывается в пространство между катушками обмотки и поэтому обеспечивает более высокую прочность тяги на растяжение и изгиб. Снижению.. напряжений изгиба способствует возможность регулирования размещения

35 тяги 10 в пространстве на роторе (путем подбора толщины прокладок 27 и 28) с целью обеспечения ее опирания на внутреннюю поверхность бандажного кольца.

Поджатие тяги к поверхности бандажного кольца дополнительно гарантируется установкой клина 33, передвинутого под тягу путем его отжима

45 (рычагом) от стенки паза в зубце ва21 ла, и поворотом промежуточной втулки, центрирующей второй цилиндрический конец тяги с эксцентриситетом относительно отверстия в упорном кольце, Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1, Ротор турбогенератора, содержащий бочку, в пазах которой расположена многополюсная многофазная об- мотка, бандажные кольца, каждое.из которых установлено одной своей стороной на бочку, а другой — на упорное кольцо, закрывающее торцовую поверхность лобовых частей обмотки, и тяги, проходящие через отверстия в упорном кольце и закрепленные в зубцах бочки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, тяги размещены между боковыми поверхностями лобовых частей смежных полюсов фазы обмотки и прилегают к внутренней поверхности бандажного кольца.

2. Ротор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что конец тяги, закрепленный в зубце бочки, имеет Тобразную форму, и поверхность конца тяги, обращенная к оси ротора, выполнена со скосом, а между укаэанной поверхнбстью и бочкой установлен:: распорный клин, поджимающий тягу к внутренней поверхности бандажного кольца, другой конец тяги имеет цилиндрический участок, на котором расположена. цилиндрическая втулка, установленная в отверстии упорного кольцй, при этом отверстие втулки выполнено с эксцентриситетом относительно отверстия в упорном кольце, а втулка повернута в отверстии упорного кольца в сторону прижатия тяги к бандажному кольцу, l 34712 ) Фиа2

27 12

1347I21

6 Я

Составитель В, Петри

Редактор А. Козориз Техред А.Кравчук Корректор М,Лароши

Заказ 5123/48 Тираж 658 Подпи сное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Уж р д, у.. p

У го о л. П оектная 4