Способ пуска частотно-управляемого асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является повышение надежности пуска. Цель достигается тем, что в способе пуска частотно-управляемого асинхронного электродвигателя с помощью датчика тока 5 измеряют ток асинхронного электродвигателя (АД) 1 в момент подачи команды на останов АД 1. Запоминают в блоке 13 это значение. Устанавливают интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения обратно пропорционально указанному значению тока. Подают команду на пуск, контролируя фактический ток АД 1. Сравнивают фактический ток с пороговым значением, равными току холостого хода АД 1, и при превышении этого значения изменяют с помощью блока деления 12 интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения обратно пропорционально .фактическому току АД 1. 1 ил. i (Л Lvta со 4: со )
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1347139
Ai (51)4 Н 02 Р 1/30, 7/63
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4037982/24-07 (22) 17.03.86 (46) 23. 10. 87. Бюл. II 39 (71) Новомосковский филиал Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (72) Г.И.Бабокин и Е.Б.Колесников (53) 62-83:621.316.71(088.8) (56) Синдлер А.С., Сарабатов P.Ñ.
Автоматическое частотное управление асинхронными электродвигателями.
M.: Энергия, 1974, с. 297-298.
Авторское свидетельство СССР
1Ф 640412, кл. Н 02 P 7/42, 1978. (54) СПОСОБ ПУСКА ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение надежности пуска. Цель достигается тем, что в способе пуска частотно-управляемого асинхронного электродвигателя с помощью датчика тока 5 измеряют ток асинхронного электродвигателя (АД) 1 в момент подачи команды на останов АД 1. Запоминают в блоке 13 это значение. Устанавливают интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения обратно пропорционально указанному значению тока. Подают команду на пуск, контролируя фактический ток АД I Сравнивают фактический ток с пороговым значением, равными току холостого хода АД I, и при превышении этого значения изменяют с помощью блока деления 12 интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения обратно пропорционально фактическому току АД ). 1 ил.
1 !34
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с переменной нагрузкой и работающих в повторно-кратковременных режимах, например в выемочных комбайнах, конвейерах и т.д.
Цель изобретения — повьппение надежности пуска.
На чертеже приведена блок-схема электропривода, реализующего предлагаемый способ.
Электропривод содержит асинхронный электродвигатель 1, статорная обмотка которого через преобразователь 2 частоты подключена к источни- ку питания. Преобразователь 2 частоты выполнен в виде последовательно соединенных между собой управляемого выпрямителя 3, инвертора 4, на выходе которого включены датчики 5 тока и 6 напряжения. Электропривод содержит задатчик 7 частоты вращения, выход которого через замыкающий контакт 8 "Пуск", соединен с задатчиком 9 интенсивности. Выход последнего подключен к управляющему входу инвертора 4 и одному входу регулятора 10 напряжения, другой вход которого соединен с выходом датчика 6 напряжения, а выход — с первым входом регулятора 1) тока . Второй вход последнего подключен к вьгходу датчика 5 тока, а выход соединен с управляющим входом выпрямителя 3. В электропривод введены блок )2 деления, запоминающий блок 13 с антидрейфным корректирующим узлом, источник 14 опорного напряжения, пороговый элемент )5, индикатор 16 нуля, формирователи 17 и 18 импульсов, RS-триггер
)9 и исполнительное реле 20 с замыкающим 21 и размыкающим 22 контактами. Выход датчика 5 тока связан через пороговый элемент 15, формирователь 17 импульсов с Б-входом RS-триггера 19. R-вход последнего подключен через формирователь 18 импульсов и индикатор 16 нуля к основному входу задатчика 9 интенсивности, а к прямому выходу RS-триггера !9 подключено исполнительное реле 20. Первый вход запоминающего блока )3 через замыкающий контакт 21 исполнительного реле
20 подключен к выходу датчика 5 тока и через размыкающий контакт 22 реле 20 к своему второму входу, связанному с антидрейфным корректирующим узлом. Выход запоминающего блока
Т.е. начальная интенсивность изменения напряжения на выходе задатчика интенсивности обратно пропорциональ35 на току электродвигателя в момент подачи команды на его остановку. Напряжение на выходе источника 14 опорного напряжения можно определить для конкретного механизма из уравнений
40 о о мокс 3 хх 11ион о Омин 9н
I К
Пион оома о ь мин соответственно максимальный и минимальный начальный темп изгде
45 менения напряжения на выходе задатчика 9 интенсивности; соответственно
3xr Зн ток холостого хо да и номинальный ток электродвигателя; допустимый коэффициент перегрузки I(o току элек55 т
7)39
13 подключен к входу "Делитель" блока 12 деления, вход "Делимое" которого соединен с выходом источника 14 спорного напряжения. Выход блока 12
5 деления связан с управляющим входом задатчика 9 интенсивности.
Способ пуска осуществляется следующим образом.
При пуске электродвигателя 1 сигнал задания U> с выхода эадатчика 7 частоты вращения поступает.на основной вход задатчика 9 интенсивности, с помощью которого определяется конечное значение частоты вращения электродвигателя 1. Начальный темп изменения напряжения U на выходе
3и задатчика интенсивностй зависит от величины сигнала на дополнительном входе задатчика интенсивности, который поступает с выхода блока 12 деления. Причем этот сигнал и начальный темп изменения o(, напряжения П „
U ион
25 пропорциональны d, =U
Ое f Б у з где U напряжение на выходе ис- точника 14 опорного напряжения;
Б — напряжение, пропорциональное запомненному значению тока электро30 двигателя 1, выдаваемое запоминающим блоком 13.
1347139
4 тродвигателя, если известны параметры о(,„ „, Зхх овин т ЗН
В период пуска электродвигателя l сигнал с выхода задатчика 9 интенсивности подается на регулятор 10 напряжения и с его выхода на регулятор ll lp тока. Сигнал с выхода последнего обеспечивает подачу выпрямленного регулируемого напряжения,с выхода управляемого выпрямителя 3 на инвертор
4, причем частота напряжения на выхо- 15 де инвертора 4 определяется сигналом с выхода задатчика 9 интенсивности.
В результате этого напряжение подается на электродвигатель и сигналы.обратных связей с датчика 5 тока и дат- 20 чика 6 напряжения поступают на входы соответствующих регуляторов ll тока и 10 напряжения.
В начальный момент пуска электродвигателя 1, пока его ток меньше то- 25 ка холостого хода электродвигателя, пороговый элемент 15 находится в исходном состоянии, и сигнал на его выходе не изменяется. Состояние RSтриггера 19 в этот период определяет- ЗО ся предыдущим режимом работы электропривода, а именно моментом подачи команды на остановку и последующим периодом остановки электропривода.
В момент подачи команды на остановку сигнал на выходе задатчика 9 интенсивности становится равным нулю, и индикатор 16 нуля вырабатывает сигнал, который после его формирования вторым формирователем 18 импульсов 4, устанавливает RS-триггер 19 в нулевое положение (Я = О), при этом ис полнительное реле 20 отпускает, и
его размыкающий контакт 22 замыкается. Запоминающий блок 13 переводится 45 в режим запоминания тока электродвигателя с момента подачи команды на остановку, для чего его первый вход замыкается со вторым с помощью контакта 22.
Вход запоминающего блока 13 соединяется с его выходом с помощью антидрейфного корректирующего узла, находящегося в запоминающем блоке 13.
В период остановки электропривода
55 напряжение на выходе запоминающего блока 13 сохраняется пропорциональным току электродвигателя на момент подачи команды на остановку. Это напряжение подается на блок 12 деления и с его выхода на дополнительный вход задатчика 9 интенсивности. Таким образом, в начальный период пуска, когда фактический ток электродвигателя меньше тока холостого хода, RS-триггер 19 находится в нулевом положении, а запоминающий блок 13 — в режиме запоминания.
В начальный период пуска, когда ток электродвигателя 1 превышает ток холостого хода, пороговый элемент 15 срабатывает, на его выходе появляется сигнал, который после формирования первым формирователем 17 импульсов переводит RS-триггер в единичное состояние. В этом случае срабатывает исполнительное реле 20, размыкается
его контакт 22 и замыкается контакт
21, и тем самым запоминающий блок 13 переводится из режима запоминания в режим слежения за током электродвигателя. При этом сигнал на выходе запоминающего блока 13 пропорционален фактическому току электродвигате,ля I, а сигнал на выходе блока 12 деления обратно пропорционален фактическому току. Если ток электродвигателя 1 отличается от запомненного, тока в момент остановки электродвигателя 1, текущая интенсивность изменения сигнала на выходе задатчика
9 интенсивности в процессе дальнейшего пуска изменяется обратно пропорционально фактическому значению тока электродвигателя 1. Если фактический ток оказывается выше запом-: ненного, интенсивность изменения напряжения U „ уменьшается, и, если фактический ток оказывается меньше запомненного, интенсивность изменения напряжения U „ увеличивается.
В установившемся режиме работы электродвигателя 1 и при изменении сигнала задания U в процессе работы состояние RS-триггера не меняется, и запоминающий блок 13 работает в режиме слежения за фактическим током электродвигателя 1.
В момент подачи команды на остановку электродвигателя срабатывает индикатор 16 нуля, и сигнал с его выхода через формирователь 18 импульсов переводит RS-триггер 19 в нулевое состояние, срабатывает реле 20 и его контакт 22 переводит запоминающий блок 13 в режйм запоминания.
Ф о р м у л а изобретения
Способ пуска частотно-управляемого асинхронного электродвигателя, при котором изменяют модуль и частоСоставитель А.Головченко
Редактор И.Горная Техред Л.Олийнык Корректор В.Бутяга
Заказ 5124/49 Тираж 658 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 .1347)
Таким образом, начальная интенсивность изменения частоты и напряжения электродвигателя 1 зависит от момента .сопротивления и пропорционального ему тока асинхронного электродвигателя, который запоминается в период остановки электродвигателя. Поэтому при максимальном моменте сопротивления интенсивность изменения частоты и модуля напряжения минимальна, что исключает срыв частотного пуска и
"опрокидывания" электродвигателя, т.е. повышается надежность пуска. В случае минимального момента сопротив- В ления начальная интенсивность изменения частоты и модуля питающего напряжения максимальна, что обеспечивает пуск электродвигателя за минимальное время, чем повышает производительность электропривода.
39
6 ту питающего асинхронный электродвигатель напряжения по линейному закону с переменной интенсивностью, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности пуска, измеряют значение тока асинхронного электродвигателя в момент подачи команды на остановку асинхронного электродвигателя, запоминают эro значение тока на период остановки асинхронного электродвигателя, устанавливают интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения электродвигателя обратно пропорционально указанному значению тока, подают команду на пуск асинхронного электродвигателя и измеряют в процессе пуска фактический ток асинхронно— го электродвигателя, сравнивают его с пороговым значением, равным току холостого хода, и при превышении фактическим током порогового значения изменяют интенсивность изменения модуля и частоты питающего напряжения обратно пропорционально фактическому току асинхронного электродвигателя.