Патент 1348

Автоматический электрический выпрямитель судового курса

 

№ 1348

Класс 65а

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

О П И САН И E автоматического электрического выпрямителя судового курса.

К патенту С. А. Ковганкина, заявленному 11 мая 1923 года (заяв. свид. № 76679).

0 выдаче патента опубликовано 30 июня 1926 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 19Z4 года, Предлагаемое изобретение имеет целью — автоматическое выпрямление судового курса посредством поплавка, служащего водяным тормазом, который замыкает электрическую цепь рулевого механизма или сигнальное устройство.

На фиг. 1 и 2 схематического чертежа изображены выпрямитель и видоизме-, нение, а на фиг. 3, 4 и 5 изображено второе видоизменен. (Поплавок е (фиг. 1), удельный вес которого равен, примерно, удельному, весу воды, связан с горизонтальным ответвлением коленчатого рычага b, при помощи троса с, длина которого равна, примерно, длине линя в винтовом лаге., Рычаг b проходит одним концом в корпусе судна А и вращает при по- I мощи зубчатого колеса М (фиг. 2), насаженного наглухо на его верхний . конец и зубчатых колес R u r замы- . катель q. В случае отклонения судна от курса поплавок е удерживает рычаг b в прежнем направлении, и тогда замыкатель q, в зависимости от поворота вправо или влево, замкнет через, контактные пластинки т или п и провода ik или i> Й электрическую цепь рулевого механизма, который будет поворачивать посредством руля р, вращающегося на оси 1, судно в одну или другую сторону до момента установки токозамыкателя в положение между контактными пластинками т и п. В этом положении ток будет разомкнут.

Вместо автоматического выпрямителя судового курса можно применить лишь одно сигнальное устройство. Видоизменение состоит в том, что взамен электроконтактного устройства для приведения в действие рулевого механизма применяется сигнальное устройство, состоящее из токозамыкателя q (фиг. 2) и контактов m и п для воздействия на сигнализацию. При этом устраняются все те части, которые служили для приведения в действие рулевого механизма и применяется менее мощный источник электричества. ! 1редлагается еще видоизменение, изображенное на фиг. 3 — 4, со следующими обозначениями: s — проходящая через зубчатое колесо M рулевая ось; ж -- зубчатое колесо, наглухо насаженное на верхний конец рычага b; R и М— зубчатая передача.

При отклонении судна от принятого курса, при помощи троса с, действующего на коленчатое ответвление рычага Ь, и зубчатой передачи (фиг. 2), повернется руль р на рулевой оси s в направлении обратном отклонению судна и будет его выпрямлять.

Для изменения судового курса предлагается приспособление, изображенное: на фиг. 5 со следующими обозначениями: s — рулевая ось; g — паз (продольная выемка) в оси s; M — насаженное на ось s зубчатое колесо, передающее при помощи зубчатой передачи движение рычагу Ь (фиг. 3 и 4);

D — насаженное на ту же ось s зубчатое колесо, сцепляющееся тем или иным устройством с рулевым механизмом; и и n — отверстия (прямоугольные или цилиндрические выемки) в зубчатых ко- лесах M и D; К перегороженная внутри пополам коробка, которая может при помощи рукоятки h передвигаться вдоль оси s на некоторое расстояние;

d — продольный гребенчатый выступ в нижней части коробки k (d может скользить в выемке g); т и т1 — штыри, которые могут впадать в отверстия и и и1, t и 1, — спиральные пружины; у и у,— скобы, охватывающие коробку k и прикрепленные к оси s, г и i,— пружинные собачки для удерживания коробки на оси s в том или ином положении.

Если нужно сохранять прямой ход судна, то коробка придвигается к зубчатому колесу M так, чтобы штырь т впал в его отверстие л, а штырь mI в то же время вышел из отверстия п1 зубчатого колеса D; в этом положении рулевая ось s, выйдя из неподвижного сцепления с зубчатым колесом D, войдет в таковое с зубчатым колесом М, а при посредстве этого последнего и связанной с ним зубчатой передачи с рычагом Ь, с которым и будет связано.

В случае необходимости изменить судовой курс, коробка придвигается к зубчатому колесу D, так, чтобы штырь m впал в отверстие из зубчатого колеса D, а штырь т в то же время выдвинулся из отверстия и колеса М; в этом положении рулевая ось s, выйдя из неподвижного сцепления с зубчатым колесом М, войдет в таковое с зубчатым колесом D, а при посредстве последнего — с рулевою машиной, от которой после этого и станет в полную зависимость. В обоих случаях собачки i и г, будут автоматически защелкиваться. Пружины 1 и 1, служат для отжимания штырей m и т1, причем коробку Й можно придвигать к колесам M или D, не дожидаясь того, чтобы штыри m или mI установились против соответственных отверстий. Впадение штырей может совершаться автоматически уже после того, как коробка будет сближена с тем или другим из вышеупомянутых колес. Зубчатые передачи могут заменяться другими передачами, например, при посредстве цепей.

ПРЕДМЕТ IIATFHTA.

1. Автоматический электрический выпрямитель судового курса, характеризующийся применением поплавка е (удельного веса — равного, примерно, удельному весу воды), служащего водяным тормазом и связанного тросом с с коленчатым рычагом Ь, проходящим верхиим концом в корпусе судна и вращающим при посредстве зубчатой передачи токозамыкатель q, замыкающий соответствующую электрическую цепь рулевого механизма, поворачивающего судно до момента вращения токозамыкателя q в нейтральное положение.

2. Видоизменение автоматического электрического выпрямителя судового курса, описанного в п. 1, применяемого как сигнальное устройство, отличающееся тем, что взамен электроконтактного устройства для приведения в действие рулевого механизма применяется лишь одно сигнальное устройство, состоящее из токозамыкателя q (фиг. 2) и контактов т и и.

3. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 автоматического электрического выпрямителя судового курса, отличающееся применением взамен электроконтактного устройства, по п. 1, коробки, охватываемой скобами у и у„ укрепленными к оси s руля р и скользящей в пазу g ocu s и имеющей пружины t и /„ отжимающие штыри т и т1, каковые штыри, впадая в соответствующие отверстия п и и, застопоривают, насаженные свободно на оси s — или шестерню М, связанную последующими шестернями с осью рычага Ь, или шестерню D, связанную тем или иным устройством с рулевым механизмом.