Способ торможения роста усталостных трещин в листовом материале

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к ремонту деталей из листового материала с трещинами и может быть применено для увеличения срока службы элементов конструкций авиационной техники. Целью изобретения является повышение эффективности торможения усталостной трещины. В листовом материале 1 осуществляют взаимные динамические перемещения берегов трещины 2. Выполняют в вершине трепщны с двух сторон поверхности канавки 3. Осуществляют наклеп поверхности в зоне канавок. Выполняют в окончаниях канавок 3 сквозные отверстия, а также отверстия -8 и 10, 11 симметрично плоскости и вершины трещины. Устанавливают в каждое отверстие крепежные элементы . Перед их затяжкой осуществляют попарное стягивание с ка)адой стороны листа вдоль линии, соединяющей окончание канавки и центр ее дуги, а также Вдоль параллельной ей линии. В результате создают изменение напряженного состояния перед вершиной трещины , что изменяет плоскость движения трещины, снижает скорость ее распространения и, в конечном итоге, увеличивает долговечность конструкции . 2 3.п. ф-лы, 4 ип. Г fi СЛ

C0O3 COBFTCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 23 P 6 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 403491 9/40-2 7 (22) 07. 03. 86 (46) 07.11.87. Бюл. 9 41 (71) Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (72) А.A.Øàíÿâñêèé (53) 621.6.004.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 456006, кл. С 21 D 7/02, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Р 1181844, кл. В 23 P 6/04, 1984. (54) СПОСОБ ТОР!10)(ЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЪ|Х ТРЕ!!1ИН В ЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ (57) Изобретение относится к ремонту деталей из листового материала с трещинами и может быть применено для увеличения срока службы элементов конструкций авиационной техники. Целью изобретения является повышение эффективности торможения усталостной трещины. В листовом материале 1 осуществляют взаимные динамические перемещения берегов трещины 2. Выполняют в вершине трещины с двух сторон поверхности канавки 3. Осуществляют наклеп поверхности в зоне канавок.

Выполняют в окончаниях канавок 3 сквозные отверстия, а также отверстия 8 и 10, 11 симметрично плоскости и вершины трещины. Устанавливают в каждое отверстие крепежные элементы. Перед их затяжкой осуществляют попарное стягивание с каждой стороны листа вдоль линии, соединяющей окончание канавки и центр ее дуги, а также вдоль параллельной ей линии. В результате создают изменение напряженного состояния перед вершиной трещины, что изменяет плоскость движения трещины, снижает скорость ее распространения и, в конечном итоге, увеличивает долговечность конструк(1 ции. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

1 3, <<н< (в<<к т л т яжк v Y ðåï å73 ïbtx элемен т<?13 .

Составитель Л. Назарова

Техред Л.Оли1<н<п< Корректор M. Иароши

Редактор С.Патрушева

Зак<1з 5217/12 Тираж 970 Подписное

Б11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 лист<<в< го материал;3 и II<7 крайней ме—

17е < 1 3< . )<13<1 c. .I< вг< 31н <х Отве17стня II<7 P мальtt<7 к нл:. <:ко< ти лнстоного материлJI;I < 0< лмн pR(<1ОЛОженными в ПЛО<. кости, проходящей через ось отвер< тнй

I3 ОкОнчаниях ка наВОк и параллельной плоскости трещины, в дополнительные отверстия устанавливают крепежные элементы, производят попарное стягивание крепежных элементов с. каждой стороны листа, расположенных по разные стороны трещины и смещенных друг относительно друга, а затем осуществ—

2. Сн<7с<7б7 по и. 1, О т л и ч а ющ и и < я тем, что до выполнения ка<нанок Осуществляют взаимные динамические перемещения берегов трещины вблизи ее ве ршнны.

3. Спо<об по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что выполняют наклеп с обеих сторон листового материала в районе вершины трещины в пределах зоны, ограниченной дуговыми канавками, 1