Сцепная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения и разъединения валов преимущественно в транспортных средствах. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. Муфта состоит из неподвижной и подвижной кулачковых полумуфт (П) и механизма включения, содержащего пневмокамеру 11с диафрагмой и штоком 13, соединенным с вилкой 7 управления. Пневмокамера соединена с гидропневмоаккумулятором в виде цилиндра 14 с подпружиненным поршнем 15. Внутри цилиндра 14 расположен гидроцилиндр (ГЦ) 17 с плунжером 18 и штоком 19, соединенным со штоком 13 пневмокамеры. Полость 20 цилиндра 14 и ГЦ 17 соединены с источником сжатой жидкости , а в полости 22 находится воздух. В ГЦ 17, плунжере 18 и штоке 19 выполнены отверстия, соединяющие полость 22 с полостью 28 пневмокамеры 11. При включении муфты жидкость подается под давлением в полость 20 и перемещает поршень 15, сжимая воздух в полости 22. Одновременно жидкость через Дросселирующее отверстие подается в ГЦ 17, медленно перемещая плунжер 18, штоки 19 и 12, вилку 7 и подвижную П до касания торцов кулачков П. При дальнейшем перемещении подвижной П полость 22 соединяется с полостью пневмокамеры. Сжатый воздух перемещает шток 13, вилку 7. и подвижную П с большой скоростью, что уменьшает трение между боковыми поверхностями кулачков, т.е. уменьшает их износ. 2 ил. /fi 22 15 W / / / 20 а & (Л САЭ СЛ О с со 4 фиг. 2

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1

„„SU„„135Î (gg 4 F 16 D 11/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСКОЫУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4128216/31-27 (22) 29.07.86 (46) 07.11.87. Бюл. У 41 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Т.Скойбеда, Н.Н.Гобралев, А.И.Бобровник, А.А.Сабадаш, В.П.Краснов и В.А.Боровский (53) 629.113-585.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 513892, кл.. F 16 D ll/10, 1974. (54) СЦЕПНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения и разъединения валов преимущественно в транспортных средствах.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. Муфта состоит из неподвижной и подвижной кулачковых полумуфт (П) и механизма включения, содержащего пневмокамеру

11 с диафрагмой и штоком 13, соединенным с вилкой 7 управления. Пневмокамера соединена с гидропневмоаккумулятором в виде цилиндра 14 с подпружиненным поршнем 15. Внутри цилиндра 14 расположен гидроцилиндр (ГЦ) 17 с плунжером 18 и штоком 19, соединенным со штоком 13 пневмокамеры. Полость 20 цилиндра 14 и ГЦ 17 соединены с источником сжатой жидкости, а в полости 22 находится воздух.

В ГЦ 17, плунжере 18 и штоке 19 выполнены отверстия, соединяющие полость 22 с полостью 28 пневмокамеры

11. При включении муфты жидкость подается под давлением в полость 20 и перемещает поршень 15, сжимая воздух в полости 22. Одновременно жидкость через дросселирующее отверстие подается в ГЦ 17, медленно перемещая плунжер 18, штоки 19 и 12, вилку 7 и подвижную П до касания торцов кулачков П. При дальнейшем перемещении подвижной П полость 22 соединяется с полостью пневмокамеры. Сжатый воздух перемещает шток 13, вилку 7 и подвижную П с большой скоростью, что уменьшает трение между боковыми поверхностями кулачков, т.е. уменьшает их износ. 2 ил.

1350394

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения и разъединения валов преимущественно в транспортных средствах.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем улучшения процесса включения муфты.

На фиг.l показана сцепная муфта„ общий вид; на фиг.2 — механизм включения, осевой разрез.

Муфта состоит из неподвижной ведущей полумуфты 1, установленной посредством подшипников 2 в корпусе 3 и соединенной посредством шлицев с валом двигателя 4. Ведомая подвижная полумуфта 5 установлена на ведомом валу 6 и связана вилкой 7 с механизмом 8 включения. На торцах полумуфт выполнены сцепляющиеся между собой кулачки (зубья) 9 и 10. Механизм включения состоит из пневмокамеры II c диафрагмой 12 и штоком 13, соединенным с вилкой 7. С пневмокамерой соединен гидропневмоаккумулятор, состоя- 25 щий из цилиндра 14 с поршнем )5 и пружиной 16, В цилиндре 14 размещен гидроцилиндр 17 с плунжером 18, соединенным штоком 19 со штоком 13 пневмокамеры. Полость 20 цилиндра 14 ЗО соединена через отверстие 21 гидроли нией с источником жидкости под давлением. В полости 22 цилиндра находит- ся воздух, сжимаемый при движении поршня 15. Гидроцилиндр 17 связан с полостью 20 через дросселирующее отверстие 23. Пружина 24 обеспечивает возврат плунжера 18, а следовательно, полумуфты 5 в исходное положение, втулка 25 ограничивает перемещение 4р плунжера 18. В цилиндре 17, плунжере

18 и штоке 19 выполнены отверстия

26 и 27, соединяющие полость 22 с полостью 28 пневмокамеры. Для обеспечения работы муфты ход плунжера 18, размеры отверстий и расстояний между ними находятся в зависимости

H — С вЂ” В/2 < А «(Н вЂ” B/2.

Муфта работает следующим образом.

При отсутствии давления в гидролинии за счет действия пружин 16 и

24, а также упругости диафрагмы 12 поршень .15, плунжер 18, штоки 19 и

13 и вилка 7 включения с полумуфтой

5 находятся в исходном, крайнем правом положении — муфта выключена.

При подаче давления в цилиндр 14 рабочая жидкость поступает в его гидравлическую полость 20 и начинает воздействовать на поршень 15, Возникающая осевая сила преодолевает силу упругости пружины 6, и поршень 15 перемещается дс упора в буртик гидроцилиндра 1/. Находящийся в полости

22 воздух сжимается. В то же время рабочая жидкость поступает также через дросселирующее отверстие 23 корпуса гидроцилиндра !7 в его поршневую полость и создает на плунжере 18 осевую силу, которая преодолевает сопротивление пружины 24 и вследствие падения давления на дросселе медленно перемещает плунжер 18, шток 19,. диафрагму 12, шток 13 и вилку / включения с полумуфтой 5 до касания торцов кулачков 10 и 9 полумуфт. При повороте полумуфты 2 кулачки сходят с торцов друг друга, и в то же время кольцевая проточка на плунжере

18 совмещается с отверстием 27 в корпусе гидроцилиндра 17. Находящийся под давлением в полости 22 воздух устремляется по отверстию в штоке 19 в полость 28 пневмокамеры !! и воздействует на ее диафрагму 12. Созданная осевая сила толкает шток 13, вилку 7 включения и полумуфту 5 с такой скоростью, что кулачки (зубья) достигают дна впадины прежде, чем замкнутся своими боковыми поверхностями.

Таким образом, при включении жесткой сцепной муфты обеспечивается медленное сближение полумуфт до касания их . торцов, что снижает ударные динамические нагрузки, а значительная осевая скорость движения кулачков зубьев во впадине обеспечивает их сцепление без скольжения по боковым поверхностям, что уменьшает износ их боковых граней и подвижного соединения ведомый вал-полумуфта, т.е. повышает долговечность и надежность муфты.

При сбросе давления рабочей жидкости поршень 15 поц действием сжатого воздуха и пружины 16 возвращается в свое исходное положение. Возникающее B полости 22 гидропневмоаккумулятора разрежение засасывает через отверстия 26 и 27 воздух из полости

28 пневмокамеры 11. Распрямляясь, диафрагма 12 увлекает эа собой шток

12, вилку 7 включения, полумуфту 5 и перемещает их до выхода кулачков (зубьев) из зацепления, в том же направлении действует на плунжер 18 пружина 24. При этом скорость переме— щения полумуфты 5 гри выходе кулач1350394

Формула изобретения

Составитель Т.Орлова

Техред А.Кравчук Корректор Л.Пилипенко

Редактор Н.Рогулич

Заказ 5244/35 Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

li3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ков из впадин выше, чем при дальнейшем движении, что обусловлено медленным истечением жидкости через дросселирующее отверстие 23 из поршневой полости гидроцилиндра 17.

Сцепная муфта, содержащая две кулачковые полумуфты и механизм включения в виде пневмокамеры со штоком, который связан с одной из полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и на— дежности, механизм включения снабжен гидропневмоаккумулятором, выполненным в виде расположенных концентрично один в другом силовых цилиндров, в наружном цилиндре расположен подпружиненный кольцевой поршень, одна из полостей наружного цилиндра заполнена жидкостью и соединена с источни-. ком давления, а другая заполнена воздухом во внутреннем цилиндре уста10 новлен плунжер со штоком, соединенным со штоком пневмокамеры, при этом во внутреннем цилиндре, плунжере и штоке выполнены радиальные и осевые отверстия, расположенные с возмож15 ностью соединения пневматической полости наружного цилиндра с полостью пневмокамеры.