Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач . Коробка передач содержит механизм переключения передач, включаю (О о:) сл о .4:; J4)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

COUHAËÈÑTÈ×ÅÑHÈХ

РЕСПУ БЛИН

„„80„„1350416

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61} 1191656 (21) 4025977/25-28, 4129873/25-28 (22) 24.02.86 (46) 07.11.87. Бюп. У 41 (75) C..С. Диричев (53) 62 1.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1191656, кл. F 16 Н 3/12, 1983. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель — повышение надежности и долговечности коробки передач— достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач. Коробка передач содержит механизм переключения передач, включаю1350416 ками.

40 щий рабочий элемент (ползун 16), взаимодействующий со ступенями передач (10-11, 8-9, 6-7) коробки, и орган управления ползуном. В органе управления установлено блокировочное устройство. При переключении передач блокировочное устройство обеспечивает рабочее перемещение ползуна 16 в

Изобретение относится к машиностроению и является усовершенствованием известного технического решения по авт.св. Н - 1191656, Цель изобретения — псвышение надежности и долговечности коробки пе. редач — достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач, На фиг.1 изображена коробка передач, продольный разрез, на фиг.2-5 управление обогонными муфтами в коробке передач; на фиг,6-8 — второй вариант выполнения механизма переключения передач;на фиг,9 — пример выполнения выемок на каретке органа управления по второму варианту, на фи .,10 и 11 — третий вариан"г выполнения механизма переключения передач; на фиг.12 — 13 — четвертый вариант выполнения механизма переключения передач, на фиг.14 и 15 — пятый вариант выполнения механизма переключения передач, на фиг.16 — вариант взаимодействия стопорной собачки с ползуном и подвижным звеном центробежного регулятора по пятому варианту; на фиг.17 — коробка передач по шестому варианту выполнения, продоль.ный разрез; на фиг.18 — сечение А-А на фиг. 17, на фиг.19 — сечение Б-Б на фиг„17; на фиг. 20-22 — управление обгонными муфтами в коробке передач по шестому варианту выполнения, на фиг.23 — коробка передач по седьмому варианту выполнения, продольный разрез,, на фиг,24 — коробка передач по седьмому варианту выполнения, вид слева, на фиг.25 — управление обгонными муфтами в коробке передач по седьмому варианту, выполнения, на

2Г, 30 строгой последовательности, обусловленной режимом работы приводного двигателя, определяющим готовность ступени передач к переключению. Дан ряд вариантов конструктивного выполнения органа управления и блокировочного устройства. 25 з.п. ф — лы, 26 ил, фиг,26 — пример крепления втулки на подвижном звене центробежного регулятора °

Коробка передач содержит корпус

1 (фиг. 1), в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий 2 и ведомый 3 валы, на валах укреплены образующие передачи пары цилиндрических зубчатых колес 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9, 10 и 11, расположенные на валах в порядке возрастания передаточного отношения, Ведущее колесо 4 низшей пепередачи жестко укреплено на валу 2 и находится в постоянном зацеплении с ведомым колесом 5, снабженным роликовой обгонной муфтой 12, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 3. Ведомые колеса 7 и 9, жестко укрепленные на валу 3, и ведомые колесо 11, выполненное как одно целое с валом 3, находятся в постоянном зацеплении с укрепленными на валу 2 ведущими колесами 6,8 и 10, которые снабжены управляемыми обгонными муфтами,, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 2, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с колесами 6,8 и 10, заклинивающие тела в виде клиновых колодок 13-15, отделенных от эксцентриковых рабочих поверхностей внутренних обойм ролиМеханизм переключения передач содержит консольно расположенные в органе управления ползуны 16. Управляемые обгонные муфты образуют несколько равномернс расположенных по окружности продольных рядов клиновых

3 13504 колодок 13-15, взаимодействующих с соответствующим числом ползунов 16, закрепленных с вîзможklîстью neppìåщения вдоль вала 2 между внутренними

5 и наружными обоймами и контактирующих одними боковыми поверхностями с продольными направляющими выступами 17 вала 2. Ползуны 16 одними концами скреплены с кареткой 18 органа управления, подвижно установленной на вал 2, а вторые концы ползунов 16 выполнены клиновидными и служат для последовательного выключения управляемых обгонных муфт, начиная с об- 15 гонной муфты, действующей на высшей передаче, состоящей иэ колес 10 и

11. Вторые боковые поверхности ползунов 16 предназначены для удержания обгонных муфт в выключенном состоянии 20

Ведущий вал 2 скреплен с соосным ему валом двигателя (не показан).

Перемещение ползунов 16 вдоль вала

2 осуществляется органом управления, включающим ручку 19 управления, раз- 25 мещенную на дополнительной каретке

20, которая укреплена на корпусе 1 с возможностью перемещения параллельно ползунам 16 и несет кинематически связанную с кареткой 18 вилку 21 30 (при этом вилка 21 укреплена в пр:— молинейных направляющих корпуса 1, так же как и дополнительная каретка

20) . Вилка 21 установлена на стержне

22, консольно закрепленном на высту пе 23 дополнительной каретки 20 параллельно ползунам 16 и имеюнем кольцевой выступ 24 на свободном конце.

Вилка 21 подпружинена к выступу 23 цилиндрической пружиной 25, установ- 40 ленной на стержне 22 и взаимодействующей одним концом с выступом 24, а другим концом — с поверхностью вилки 21.

Блокировочное устройство выполнено 45 в виде планки †тя 26, укрепленной на корпусе 1 с возможностью перемещения параллельно ползунам 16 и имеющей на обращенной к вилке 21 поверхности лунку 27 и выступ 28, взаимодействую- 50 щий с выступами 29 и 30 корпуса 1.

Тяга 26 взаимодействует через блокирующее тело-нарик 31, укрепленный на корпусе 1 в гнезде между его выступами 30 и 32 с возможностью перемещения 55 в направлении, перпендикулярном на-. правлению перемещения ползунов 16, с лунками 33 на вилке 21 и через фиксирующее тело — шарик 34, размещенный!

6 4 на конце тяги 26, с выемками 35 на дополнительной каретке 20, а другой конец тяги 26 связан с линейным регулятором (не показан) оборотов вала двигателя, например, с соосной тяге

26 рейкой топливного насоса высокоГо давления дизельного двигателя, подпружиненной в осевом направлении в сторону уменьшения подачи топлива.

Пружина рейки действует на тягу 26 в направлении ее перемещения вправо и поджимает поверхность выступа 28 тяги 26 к поверхности выступа 30 корпуса 1. 1Чирина лунок 33 на вилке 21 в полтора раза больше диаметра блоки- рующего шарика 31, а вилка 21 уста новлена на стержне 22 с возможностью относительного смещения в направлении перемещения полэунов 16 на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтами за вычетом радиуса блокирующего шарика 31.

Во втором варианте выполнения (фиг.б — 8) перемещение ползунов вдоль вал" осуществляется ручкой 36 управления, размещенной на дополни тельной каретке 37, укрепленной на корпусе 38 с возможностью перемещения параллельно ползунам и несущей кинематически связанную с ползунами вилку 39, подвижно установленную на стержне 40. Стержень 40 консольно закреплен:«a выступе 4 l дополнительной каретки 37 параллельно полэунам и имеет кольцевой выступ 42 на свободном конце, взаимодействующий с кольцевым упором 43 на поверхности вилки 39. Вилка 39 подпрулмнена к выступу 41 цилиндрической пружиной

44, установленной на стержне 40 и взаимодействующей одним концом с выступом 42, а другим концом — с поверхностью вилки 39.

Блокировочное устройство выполнено в виде планки-тяги 45, укрепленной на корпусе 38 с возможностью перемещения параллельно ползунам и имеющей на обращенной к вилке 39 поверхности лунку 46 и выступ 47, взаимодействующий с выступом 48 корпуса 38. Тяга 45 взаимодействует через блокирующий шарик 49, укреплен, ный на корпусе 38 в гнезде между его выступами 48 и 50 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном награвлению перемещения полэунов, с лунками 51 на вилке 39.

Через собачку 52 с хвостовиком 53, 5 13504 установленную с воэможностью поворота на оси 54, укрепленной на конце тяги 45, и подпружиненную к поверхности дополнительной каретки 37 тя1 5

ra 45 взаимодействует с выемками

55 на этой поверхности. Хвостовик

53 собачки 52 взаимодействует с наклонной поверхностью 56 выступа 57 на корпусе 38. Другой конец тяги 10

45 связан с соосной тяге 45 рейкой топливного насоса высокого давления дизельного двигателя, подпружиненной в осевом направлении в сторону уменьшения подачи топлива (не пока- 15 зано).

Пружина рейки действует на тягу

45 5в направлении ее перемещения вправо и поджимает поверхност:ь выступа

47 тяги 45 к поверхности выступа 48 корпуса 38, Ширина лунок 51 на вилке

39 в полтора раза больше диаметра блокирующего шарика 49, а вилка 39 установлена на стержне 40 с возможностью относительного смещения в направлении перемещения ползунов на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтами за вычетом диаметра блокирующего шарика 49, Диапазон регулировки оборотов ва- ЗО ла двигателя подобран с таким расчетом, чтобы обеспечить безударное включение всех повьппающих передач,, и в случае, если безударное включение одной или нескольких повышающих передач обеспечивается предварительным увеличением оборотов вала двига-теля до значения, меньшего максимального в диапазоне регулировки, то обеспечивающие безударное включение пп этих повьппающих передач выемки 58 на каретке 59 выполняют с фаской 60 на рабочей поверхности, причем фаска

60 на рабочей поверхности каждой выемки 58 имеет максимально возможную глубину, при которой обеспечивается безударное включение с.оответствующей этой выемке повьппающей передачи (фиг.9).

В третьем варианте выполнения 50 (фиг.10. и 11) перемещение ползунов вдоль вала осуществляется ручкой 61 управления, размещенной на,цополни— тельной каретке 62, укрепленной на корпусе 63 с возможностью перемещения параллельно ползунам и несущей кинематически связанную с ползунами вилку 64, Вилка 64 подвижно установлена на стержне 65> консольно эакрепленном на выступе 66 дополнительной . каретки 62 параллельно полэунам и имеющем кольцевой выступ 67 на свободном конце. Выступ 67 взаимодействует с кольцевым упором 68 на поверхности вилки 64, подпружиненной к выступу бб цилиндрической пружиной 69, установленной на стержне 65 и вэаимодействующей одним концом с выступом

67, а другим конном — с поверхностью вилки 64. Блокировочное устройство выполнено в ниде кулачка 70„ жестко установленного на валике 71, укрепленном на корпусе 63 с возможностью поворота относительно последнего.

Наружная поверхность кулачка 70 выполнена по окружности, центр которой находится на оси симметрии валика 71.

На наружной поверхности кулачка 70 имеются углубление 72 и лунка 73, а на боковой поверхности кулачка 70 выполнен паз 74, в котором размещена подпружиненная вдоль паза 74 собачка

75 с выступом 76, взаимодействующим с упором 77 на боковой поверхности паза 74, ограничивающим перемещение собачки 75 вдоль паза 74.

Кулачок 70 взаимодействует через собачку 75 с выемками 78 на дополнительной каретке 62 и через блокирующий шарик 79, укрепленный на корпусе

63 в гнезде между его выступами 80 и 81 с воэможностью перемещения в направлении, перпендикулярном направлению перемещения ползунов, с лунками

82 на вилке 64. Валик 71 скреплен с поворотным регулятором (не показан) оборотов вала двигателя, например с соосно ему расположенной осью дрос сельной заслонки карбюраторного двигателя, подпружиненной в.направлении закрывания дроссельной заслонки. Пружина дроссельной заслонки действует на валик ?t и укрепленный на нем кулачок 70 в направлении их поворота по часовой стрелке и поджимает поверхность углубления ?2 на кулачке

?О к поверхности упорного штифта

83, укрепленного на корпусе 63

,фиг.10). Ширина лунок 82 на вилке

64 в полтора раза больше диаметра блокирующего шарика 79, а вилка 64 установлена на стержне 65 с возможностью относительного смещения в направлении перемещения полэунов на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтами за вычетом радиуса блокирующего шарика 79.

135041

С целью повышения компактности механизма переключения передач кулачок может быть выполнен в ниде сектора (не показано) с центральным углом, равным максимальному н диапазоне регулировки углу поворота регулятора оборотов вала двигателя (для дроссельной заслонки карбюраторного двигателя этот угол не превышает 10

90 ), а выемки на дополнительной каретке и лунки на вилке при этом лежат в одной плоскости, расположенной между набором зубчатых колес и кулачком. 15

Возможен такой конструктивный вариант (не показан), когда ползун взаимодействует с укрепленной на валу с возможностью осевого перемещения кареткой органа управления, а 20 блокировочное устройство выполнено в виде планки, установленной на том же валу с возможностью перемещения параллельно ползуну и взаимодействующей через укрепленное на ней фиксирующее тело с выемками на каретке, и через блокирующее тело, укрепленное на валу с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном направлению перемещения ползуна, 30 с лунками на ползуне.

Этот вариант выполнения механизма переключения передач, аналогичен первому варианту, и отличается тем, что в первом варианте выполнения механизма переключения передач дополнительная каретка с нилкой, орган управления и блокировочное устройство укреплены на корпусе, а блокирующее тело взаимодействует с ползуном 40 через кинематически связанную с ним вилку, тогда как н рассматриваемом варианте выполнения механизма переключения передач каретка органа управления и блокировочное устройство 45 укреплены на том же валу, что и ползун, а блокирующее тело непосредственно взаимодействует с ползуном.

Планка блокировочного устройства в этом случае должна быть связана 50 с регулятором оборотов вала двигателя, а каретка — с рычагом управления кинематически.

В четвертом варианте выполнения (фиг.12 и 13) расположение валов коробки вертикальное. Механизм переключения передач содержит дополнительную каретку 84, несущую кинематически связанную с ползунами вилку

6 8

85 и укрепленную на корпусе 86 с возможностью перемещения параллельно ползунам. Вилка 85.подвижно установлена на стержне 87, консольно закрепленном на ныступе 88 дополнительной каретки 84 параллельно ползунам и имеющем кольцевой выступ 89 на свободном конце, Выступ 89 взаимодействует с кольцевым упором 90 на поверхности вилки 85, подпружиненной к выступу 88 цилиндрической пружиной

91, установленной на стержне 87 и взаимодействующей одним концом с выступом 89, а другим концом — с поверхностью вилки 85. Блокировочное устройство выполнено в виде планки

92, укрепленной на корпусе 86 с возможностью перемещения параллельно ползунам и имеющей на обращенной к вилке 85 поверхности лунку 93, а на обращенной к дополнительной каретке

84 понерхности — упор 94, Планка 92 взаимодействует через блокирующий шарик 95, укрепленный на корпусе 86 в гнезде между его высвыступами 96 и 97 с возможностью перемещения н направлении, перпендикулярном направлению перемещения ползунов, с лунками 98 па вилке 85.

Через фиксирующую собачку 99 с хвостовиком 100, установленную с - .îçìîæностью поворота на оси 10";, укреп-. леннои на конце планки 92, и подпружиненную к поверхности дополнительной каретки 84, планка 92 взаимодействует с выемками 102 на этой поверхности. Хвостоник 100 собачки 99 взаимодействует с упорным штифтом 103, укрепленным на корпусе 86. Ширина, лунок 98 на вилке 85 н полтора раза больше диаметра блокирующего шарика

95, а вилка 85 установлена на стержне 87 с возможностью относительного смещения в направлении перемещения ползунон на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтами за вычетом рациуса блокирую— щего шарика 95. На корпусе 86 укреплена ось 104, на которой установлена с возможностью поворота стопорная собачка 105 с хвостовиком 106, подпр ",киненная к говерхности дополнительной каретки 84 и взаимодействующая с выемками 102 на этой поверхности.

Хвостоник 106 собачки 105 взаимодействует с упором 94 на поверхности планки 92. Планка 92 шарнирно связа1350416

H

TIoJIoz

yI

Демпфер может стс J < c.. i Bавать а взаимадействуюпие са с i ol<срной собачкой выемки на дополнительной ка-. ретке или часть этих выемск HTI дспал- с<0 нительной каретке. с IQTB<3òcTBóþã<èõ предпочтительным передачам, могут образовывать ступенчатую поверхность (не показана), В О з м О ж е н т а к а и I< o F I c T p J 1< T и в н ый d*", вариант (пе показан), когца механизм переключения передач с одер:кит блокировачное устройство, укрепленное на ведущем валу. 1<ехатгизм вь<полнен в виде каретки, укрепленной на валу с вазможностью:IceBoI перемещения и кинематически связанной = рычагам упра.вления, и плаHT выполнено в виде собачки, креплен»ой на там же валу и взаимодействующей = выемками на ползуне и

:<ареткай. Ф,II

1теремещетгия палзунав в сторону выклю. чения обгонных муфт савпадает с направлением действ ющей на них силы тяжести.

Такой механизм переключения пере,тач может содержать демпфер, укрепленный на на.:у и взаимодействующий

< ползунам, Демпфер мажст Отсутствовать, а взаимадейстнуI<3!IIHe со стопарным телом выемки на палзуне„ или часть этих выемок на палзуне< соответствующих предпочтите тьным передачам, могут

Образовывать ступе1гчатую поверхность, Рассмотренный вариант выполнения .";еханизма переключения передач ана.тогичен четвертому варианту. Однако в четвертом варианте исполнения ме:<анизма переключения передач блокированное устройство укрепгтена HB. корпусе, блакируюгпее тело взаимодействует с ползу: ам через вилку, а фиксиругощее и стопорггое тела взаимодей< TBóþT с IIDJ-зунам через дополнитель. ую каретку и вила у, тогда как в рассматриваемом варианте вьгполнения ггеханизмга переклю-<еггия передач бла«НРОВОННОе 1iCTPOHCTBO I

«епосредствснно в=-,аимодействуют с .. Олз унам, Г я тый вариант выполнения меха ни зма переключения передач (<ниг. 1<< и

i5) развивает .рассмотренньй. В рас,мотренном варианте конструктивной

<кемь< выполнения механизма переключения переда< стат.арное тела взаимо13504 установленного на ведомом валу центробежного регулятора ° 10

15 цилиндрической пружиной 136. Пружина 136 установлена на втулке 134 и

20 взаимодействует одним концом с бурдействует с палэуггогл и кареткой, подвижна установленной на валу и кинематически связанной с рычагом пере— ключения передач. Б пятом варианте выполнения механизма переключения передач стопорное тело взаимодействует с ползунам н подвижным звеном

Блакировочное устройство выполнено в виде жестко укрепленной ня ведомом валу 109 гильзы 110 с установленной на ней с воэможностью осевого перемещения кареткой 111. Планка

112 установлена на валу 109 с воэможностью перемещения параллельно ползуну 113 и размещена в выполнен" ном на наружной поверхности полэуна

113 продольном направляющем пазе

114, в расположен.ых напротив паза

16 ) 2 укрепленным .ня основании )30.öåíòðoбежнага регуля7opa, выполненного з виде разрезной втулки, жестко укрепленной на валу 109. На основании

130 укреплена ось 131, ча которой установлена с возможностью поворота . стапорная собачка 132 с хвостовиком

133, взаимодействующяя с образуюшими ступенчатую поверхность яа полэуне

113 выемками 128. Конец хвостовика

133 собачки 132 ра;»er„-еп з радиальном отверстии втулки 134, установленной на основании 130 с воэможнастью осевого перемещения и подпружиненной B осевом направлении вала

109 к упора«135 на основании 130 цитом 137 втулки 134, а другим концом "

114 продольной направляющей прорези

115 гильзы 110 и продальногл паэе

116, выполненном на внутренней поверхности каретки 111. На боковых поверхностях планки 112 имеются продальные направляющие выступы, сопряженные своими продольными позерхнастями с поверхностью паза 114 и с внутренней поверхностью гильзы 110.

На наружной поверхности планки 112 имеется упор i 17, взаимоцействующий с выступом )18 на поверхности паза

116 каретки 111. Планка 112 подпру— жинена в осевом направлении вала

109 конической пружиной 119, установленной на гильзе 110 и взаимодействующей одним концом с кольце»

rr»w выступом 120 на гильзе 110, а другим концом — с упором 117 на планке 112. Кинематически связанная с педалью 121 переключения передач каретка 111 имеет на внутренней поверхности лунку 122 и взаимодействует через блокирующий шарик 123, укрепленный з радиальном отверстии гильзы 110 с вазможностью перемеще-. ния в направлении, перпендикулярном направлению перемещения ползуна 113, с лунками 124 на палзуне 1,3. Планка

112 взаимодействует через фиксирующую собачку 125 с хвастозиком 126, установленную с воэможностью поворота на аси 127, укрепленной на конце планки 112, и подпружиненную к на-. ружной поверхности ползуна 113> с выемками 128 на этой поверхности, Хвостовик 126 собачки 125 взаимодействует с упорным штифтом 129, с регулировочнай гайкой 138, связанной посредством резьбы с основанием

130 центробежного регулятора. На упорах 135 основания 130 укреплены оси

139,.на которых установлены с возможностью поворота грузы 140 с выступами 141, взаимодействующими с торцевой поверхностью втулки 134. Пол30 зун 113 подпружинен в направлении своего перемещения в корпус 142 канической пружиной 143, более слабой, чем пружина 119, установленной ня валу 109 и ззаимоцействующей одним концом с выступом 144 ня наружной поверхности пог:зуна 113, а другим

35 концом — с кольцам 145 жестко укрепленным на вяну 109. Педаль 121 жестка установлена ня оси 146 укрепленной на корпусе 142 с зоэгложностью поворота относительна паслецнего и связанной с поворотным регулятором (не показаны) оборотов вала двигатеv ля например с соосна ей расположенной осью дроссельной заслонки карбюраторного двигателя, а пружина 147 педали 121 действует Hp дроссельную заслонку в направлении ее закрывания. тью поворота на оси 150, укрепленной на основании 151 центробежного регулятора, подпружинена к ползуну 152 и взаимодействует со ступенчатой по55 верхностью 153 палзуна 152, Хвостовик

149 собачки 148 ззаимодечствует са ступенчатой поверхностью 154 втулки

155, установленной на основании 151

На фиг.16 изображен вариант, ког50 да стопорняя собачка 148 с хвастовиком 149, установленная с возможнос15

13504

Если фиксирующая пластина жестко скреплена с линейно перемещаемым органом управления, например с рейкой топливного насоса высокого давпения дизельного двигателя, то она имеет прямоугольную форму {не показана), В другом примере выполнения (фиг.26) втулка 202 укреплена на подвижном звене 203 на телах 204 качения с ьозможностью вращения, что позволяет уменьшить износ рабочих поверхностей фиксирующей пластины 205 и кольцевых клинообразных впадин 206 втулки 202, 15

Коробка передач по первому варианту выполнения работает следуюшим c6-: разом.

Дополнительная каретка 20 с установленной на ней вилкой 21, кинемати- 20 чески связанной с ползунами 16, пере мещена в крайнее правое положение (на фиг.1), в результате чего все повышающие передачи выключены и устройство работает на низшей передаче, состоящей из колес 4 и 5, а обороты вала двигателя имеют наименьшее в диапазоне регулировки значение.

Для повышения скорости вращения вала двигателя перемещают ручкой 19 30 управления дополнительную каретку 20, тягу 26, соединенную с дополнительной кареткой 20 фиксатором., рейку топливного насоса, скрепленную с тягой 26, влево, сжимая пружину рейки и увеличивая количество поступающего в двигатель топлива, что ведет к увеличению чиспа оборотов вала двигателя. Кинематически связанная с. ползунами 16 вилка 21, установленная на 40 стержне 22, укрспленном на выступе

23 дополнительной каретки 20, и подпружиненная к выступу 23, также перемещается вместе с дополнительной кареткой 20 влево на расстояние, 45 равное радиусу блокирующего шарика

31, после чего правая боковая поверхность лунки 33 и внутренняя (прямолинейная) поверхность тяги 26 входит в сопряжение с поверхностью блокирую- 50 щего шарика 31., делая невозможным дальнейшее продвижение вилки 21 влево, т.е. вилка 21 блокируется (фиг.2)

Продолжая перемещать ручкой 19 управления дополнительную каретку

20, тягу 26, соединенную с дополнительной кареткой 20 фиксатором, рейку топливного насоса, скрепленную с тягой 26, влево, увеличивает число

16 оборотов вала двигателя до максималь-, ного в диапазоне регулировки значения, т, е. до тех пор, пока тяга 26 не упрется B выступ 29 корпуса 1, препятствуюший дальнейшему перемещению тяги 26 влево, При этом закрепленный на дополни:ельной каретке 20 стержень 22 также перемещается вместе с ней влегс и своим выступом 24 сжимает пружину 25, опирающуюся на поверхность ьилки - 1, оставшейся неподвижной (фи".3), Для включения повьппающей переда и

6 и 7 перемешают ручкой 19 управления дополнительную каретку 20 с укрепленным на ней стержнем 22 в прежнем направлении на расстояние, равное радиусу шарика 34 фиксатора. При этом шарик 34, сжимая пружину фиксатора, выходит из сместившейся cTBîñêòeëüío него влево выемки 35 дополнительной каретки 20 и освобождает тягу 26, а ссмкнувпплеся витки пружины 25 препятствуют дальнейшему перемещению дополнительной каретки 20 с укрепленным на ней стержнем 22 относительно вилки

21, остающейся неподвижной, Освободившаяся тяга 26 и скрепленная с ней рейка быстро перемещаются под действием пруя иы рейки вправо, т.е. B с-;орону уменьшения подачи топлива, что ведет к быстрому снижению сбороТоВ вала двигателя до минимальног0

B диапазоне регу -ирсвки значения, при котором тяга 26 занимает крайнее правое положение и своим выступом -8 упирается в выступ 30 корпуса 1, препятствуюш.*:, J,;-.льнейшему перемещению тяги 26 вправо.

Марик 34 фиксатора входит Во вто- рую слева выемку 35 на дополнительной каретке 20 (расстояние между соседними выемками нг каретке равно расстоянию меп,ду соседними обгонными муфтами), а лунка 27 тяги 26 располагается напрстиB блокирующего шарика

31, что гозвсляет вилкс 21, вь".теснив правой боковой поверхностью лунки

33 блокирующий шарик 3I в лунку 27 тяги 26 и заперев, тем самьп1, тягу

26 в крайнем правом положении, быстро переместить-я под действием пружины 25 влеьо -o соприкосновения с поверхностью выступа ?3 дополнительной каретки 20, т.е ° на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтами, за вычетом радиуса блокирующего шарика 31. При этом

:iб;ц ..»-. < ся р(11)н ((я расстоян".по и } (l;.) со(г,, - <Г>:

0ОГО)((т})!У(<{ (У())Т;- : 1:3 Р(.:,. .):BTOp I "I с }(е()а „-Г f(T(EI 3 ) т)т-; il : .-r -, l7. г ..0Л Я Г а (. } C Я . а П . ) О " . 1 );" 3! f, ) К и ., "; Н (r ". . } . : !!: } . ) Ми "! B»ЗНЛК Е Ран: 0 R!: С ТГ:.:. - и С }С. ", сос адни!>у)1 Об)гг>нн(Г -,т:у(1)173. (({) .;.. я -:.

ЛВДНИ. r ПОД »{ай Ств(! Е(>! С(.-и-i та;;. =С .--..

»3ХО)!. -!T )3 "1т<<нк")» 3.:",f)lK .f ... C, Дс1я !. Г Гу .(, <с IIC i ЯЗ 11<) «)!. I . ; к,-,,Ь((у)КО и 2 1 Гто )»T.,;,i I т->6-)т —, .>гт ° °

З ОРОВ МЕЖДУ IIP ÄÄC31 BIT) II" ..

I(()Л ОдКЯМ»f 1 .,. 0(.ВС>огя(г! я я ),;) Лаi! Jíò „.=

ОбЕСПЕ (Иная тЕМ Саf!6(k, ВКГ О=таяна Сб

От(НОВ у! <>ГЯ) ))т В() )! >тт(т(1" (! 1(С Г Е,, с) . г т,; соотт). " . )> =T il f((r!l }а!i j(Q . . . н!.-)))11!)Г)!) тПара)(ни<1 СО(Т,. ::1(P(1 1(Э Зу б -:, -IТ< >i 1(0

ЛЕС 6 И /ПОСЛЕ I 01()). }(Я;(: КС,РOС(>;il Н, ВЕДущЕГО КОЛŠ— (7 с яиз)3:"Гя Н)-, -„- ..-p! С ти вращенттня BBB1>ö,; О Bp(.ц актщ)--.;

IJеBpВяч, 0ÎpаB0В„-.:н>ттт-..г:, убт(.}т),;;;.." »-(0) !

cIj(".ß g и / 8 ((g I у3> и ) i I )! . Г()), Р

С К Ял Ь З ЫВ Я Н . т Я „0 У. „. (! Н С. )}Г) Я ."}Ц) = : :. Я т 0 . .

lifEJ3iI6(N ИЗНОС О;,; P<3: ????{???? ob.={>кfi)C7"-!(КЛИНОВ6Г(КОЛОДОК ) 1 .7, <т:О! ) 3 . ;.С!(с (16П(, П:);;ГГ.:: ", I );-. Ет ",.-т (ОГ" - и т-; ". - ...,-Гг обойм обгоннтсх .)уфс > и;Язr;B О..=" ..:. ровки оборотг В Ва-(я пнига-:-ля то;. " .: р<<(С)Т а ..ГМ об ) 3 !. . т б -- . I с

ТОГО Ч) Р СКОВХУС } 1>,}т)tа(ЦС;}-..). С:: дВНГятсл{я г - ((,ае . с"- б jc. Г tp.:- „ рость нращения недо:Oj 0 Вя -а О. и,.:О.

MBHT B (J::EB»»eH13B -(. ),г Ой ПОП .()(;а .;: Ц и

Р ЕДЯ»(т{ BP )т\»1(!ЕЕ," П Е: го и .,,. ) B) "стт.

Вращапось с не . еньшей око,)()c J Bft)> скорость Вра(це(-(ия Веду(()е)г.-.. 1)аг а 2

) «ЧБНЯЯ jу)

ЛИРОВ КН Ст(од ОС )i i В аlв Н)1;- а )

Гатазт .), КЛ:т-:НОВ(>(Е (От) З,: (): } -, (НИВа)ВТСя. И ВЕДОМ: }-.—;. -".Jl .,:Г) Н}); .=-т .: со скорость!с). Оппе Iа..j " г»- Tlpkr ттл г -.:

1-6!м чнт ад ом эубт(-а 61.:.! r =;-;.-. 7 (Лиг., 1) . т)(.яя ПОВЫ)t!pfi!Bc{ ",;G 7 ) т . ii = i 0 яи

ВЯЛЯ Д БИГЯТЕПЯ ДO:НГ."!! В дияпязона 1) .Г)>(птргятки - :.(B эн:.::. Г)0

Д)О(тЖяЮ { }»()О. "гт;т "}, )» .()()7»<

Л Е »{И я и r l l) 0 Ti i (Т <> ) t 6 Н. (, т гу 20 > с (". Д! Гне!(ную с }»с)у(0,;1 (-, т -; Г> }) тй-, КарЕтКОй 20 (т)ИК а Г(.рО-, i Е,"-: -, т 0 {:ò —;-;

НГГО НЯСОСа, (Я OB 1. -,г О t;Hi

Влево io тех пор, -Ока -я i,- 2б:-(а! )

)Н}-,Е:-.1 : я !!

1 (!у.;!, r(if!)P fl).r я :.. ВЫСТУ я: )т: р.= .: —,." )-..= »1!. >(; б)10КНру(7ца) 0 .- -.-!::,,; -,! .;: ..::. B= î правая боковая (<;с и,, )-- ВН тт!РЕННЯЯ

: (01:r;;i!ОC T .. . l. .. ХОДЯТ В СОП)ЭЯ

С. (ОВ <Р:i, C: Тi) Î ОЛОКИ«0 >С>С(ЕГО )

:;lT! а ) I:,c i;- я .- :(з Воз (ожн6".i даль" т "- . т-t.)(););t }г)} г. if y", г:Н С г C ДОПОЛНИ

"»:ГН -ЗГ," О- о,-та-)жЕНВ 22 СВО-!

; „!jТ ж>Г»Ну 25 >

: — tl);. на(({у,()с., -,О); =.põ:(0c Tü Вилки 21, )) . ) я:. (Jc: Ic я i(}3!! 0). н!«жнОй .

Бт< )т(В:: е))т< (О k)6(it(Biff)BI(»r(1((! ер едач 8

l Q -, т,!Г) ьи- г>(.),,(,тся B той же ).ОВЗ < т )}ОГТ(, < т) И ПЕ 7ЕПЯ»(И гог !;-,.— "..с:-::,. «-.-:ки 19 влево. ,1С.тО);С.ГН(. —,;; КОТОРОМ ВКЛ!0»(ЕНЯ

":.-;вьк и;Я;-: -,ар.-:;тат -.. .0 и 1 и обороты

;,.: (Г jт . я г::!Кси(::а- 1-Н61. т(зображено н ) (<71> )

>(1 >. )>1. (; >К = .."-.Я С (ÎP OC H В17ЯЩЕ НИЯ .:.->П,гBii. ятгз я;;а: — е.(е Iанзт ру (кой, 19

:"- — )Я ЛЕ (Br i(.„-,;);,т-(С} та т ((у(д КарЕТКу

:,") с укр(- ял(}1) Г{1(м,- я ней стержнем 22 :.:,.>fIB(-:.. )tj)f3 -1-: ом тяга 26„соединенная

ДОЛ ОЛ.:.. 7 С. (61!)>.. т< - Ярат»(OA 20 ())ИКСЯТО,)о, ::,, и г, =:.:К)-; тOГ-) —.- 3НОГо насоса, 7e: —:лени;!B (г; г. и 2(7,, под действием

l .: ) .i: .: (: ) т ir <,—3 Г -. 0»I «) 131117 «)B O ) 1;l;:BЯ (C! () I); Bà Т: 0 Пост»„»у{а(С)ЩГЕГО В.-:и-:--eiif6- J,)-т<п;na> -что ведет к снижебо <<: ОТГ l БЯ.Г)с«ДБИГЯТСЛЯ,ЦО МИНИ

:, }ЬI 0 (i =. j;! .Ятт,> -, .: т)агУЛ({РОВКИ ЗНЯ»"(е {ия,, гр:. «0(орг I тяга .20 эаHHìàåò

;}7(-.Й(:Еа Гтра.:! 0 t:0;: ОжЕН IO .И СВОИМ

) . .Г"г.),i 2 тт - }, .— =.* - TC7 В BBIC T!>Ti-; 30 ..PH у С - ;, i) .:. ({1" . i :. Я>>Н, )ЗИЙ, ЯЛ1>НЕЙПЕ(gii тя! 1-., .-: т аcH<;л: "-") а7:.,—; на(тротив оки)) )" гl!г:(пг:, ;:(тка 3:, снимая тем

Гл —.:",Лк" 2, с б,.t...-кировки, По меП . ЕН>ГI)(Е(.ИЯ: —, )г ОЛ»тт>" ЕЛЬНОй E(BPPТКИ т>, ) Впг> ", гт --:,.; .т.; >(а у ) От-ц(, - ащцая Ся э;:0Ä10„-.. )-)с::ан-Iyl(r:. (y 2 и сжатая и(;! Г(гяк:> . . )(зрхпгсть Вь(ступа . .-.Н . -,НГ) -. f(=lт) !.;-КИ 20 1.(Е Вг>йг (ГУ т ) ) )(, «)(ОП(>П > ГтОС BErj За— б)1 ) (иров".н »с)(.. ();=, Ii(i -t 21 (тос.тт(-. чего ., Г(-(Я и левая бокоJl » т ll )C ill т >3 BHJlkrir

1350416

20 входит в сопряжение с поверхностью блокирующего шарика 31.

Для выключения высшей передачи 10 и 11 продолжают перемешать ручкой 19

5 управления дополнительную каретку 20 с вилкой 21, кинематически связанной с ползунами 16, вправо на расстояние, равное расстоянию между соседними обгонными муфтаи . При этом шарики,0

34, сжимая пружину фиксатора, выходит из сместиншейся относительно него . впрано выемки 35 дополнительной ка" ретки 20 и входит в третью слева выемку 35 цополнительной каретки 20. 15

Блокирующий шарик 31 выходит из сместившейся относительно него вправо лунки 33 вилки 21 и под действием силы тяжести входит в третью слева лунку 33 вилки 21. Клинонидные концы 20 ползунов 16 входят в зазоры между продольными направляющими выступами

17 вяла 2 и клиновыми колодками 15, перемещая последние в тангенциальном направлении против эксцентриситета и обеспечивая тем самым выключение обгонной муфты ведущего колеса 10, что соответствует выключению высшей передачи 10 и 11. После того, как скорость вращения ведомого вала 3 ЗО снизится до скорости, определяемой передаточным числом зубчатых колес

8 и 9, клиновые колодки 14 заклиниваются, и ведомый нал 3 вращается со скоростью, определяемой передаточным числом зубчатых колес 8 и 9.

Для повышения скорости вращения вала двигателя перемещают дополнительную каретку 20 влево, а для выключения повышающей передачи 8 и 9 40 продолжают перемешать дополнительную каретку 20 вправо на расстояние, равное расстоянию между соседнчми обгонными муфтами (фиг.4), а для выключения всех повышающих передач 45 перемещают допог нительную каретку

20 в крайнее правое положение (фиг.1)

Выключение действуюшей передачи сопровождается предварительным снижением оборотов вала двигателя до ми- 50 нимального в диапазоне регулировки значения, при котором тяга 26 занимает крайнее правое положение. Скорость вращения вала двигателя снижается быстрее, чем скорость вращения ведомого вала 3, что ведет к расклиниванию обгонной муфты действующей передачи, Водитель имеет возможность перейти на любую понижающую передачу без затрат энергии на принудительное расклинивание ползунами

16 обгонных муфт. 11еремещением дополнительной каретк 20 нправо выключают действующую передачу (и каждую промежуточную понижающую передачу) пре>кце, чем действующая на этой передаче обгонная муфта заклинится.

Таким образом, при включении каж- дой повышающей пер дачи клиновые колодки обгонной муфты этой передачи автоматически заклиниваются после взаимодействия с ползунами 16, когда скорость вращения ведомого вала

3 снизится до скорости, определяемой передаточным числом зубчатых колес этой повышающей передачи, а при выключении каждой действующей передачи клиновые колодки обгонной муфты этой передачи автоматически расклининаются qa взаимодействия с чолзунами

16, когда начинают снижаться обороты вала двигателя, т.е. в процессе экс ° плуатации коробки передач ползуны 16 взаимодействуют с клиновыми колодками обгонных муфт„ находящимися в " расклиненном состсянии, а плавное переключение передач обеспечивается за счет изменения скорости вращения вала двигателя н за счет свойства обгонной муфты автоматически разъединять обоймы, позволяет повысить надежность переключения передач и

"-.íà÷ëò ïüía увеличить срок службы коробки передач.

Достижение поставленной цели и плавное переклю -;ание передач обеспечивается независимо от того, какие обгонные муфты применены в коробке передач, т.е. даже н случае