Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить долговечность подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения, комО параторы 3, 7, логический элемент ИЛИ 4, преобразователи 5 и 6 перемещения , блок-картер, коленчатый вал, транзистор 10 и сигнальную лампочку 11. При деформациях блок-картера величина сигнала U преобразователя . 1 окааывается больше величины сигнала Uj преобразователя 2. Компаратор 3 вырабатывает положительный сигнал при отрицательном сигнале компаратора 7, и элемент ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 10. Последний отпирается и пропускает электрический ток в цепь лампочки 1I, которая загорается, сигнализируя появление предельной несоосности коренных опор двигателя. 3 ил. с S (Л 00 ел о СП to 4; ФШ.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1350524
И) 4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3940813/25-06 (22) 05.08.85 (46) 07.11.87. Бюл. № 41 (75) В.И.Титов (53) 621.43.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1090902, кл. Р 01 Р 5/14, 1981. (54) СИГНАЛИЗАТОР ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ОПОР КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить долговечность подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения, компараторы 3, 7, логический элемент
ИЛИ 4, преобразователи 5 и 6 перемещения, блок-картер, коленчатый вал, транзистор 10 и сигнальную лампочку
11. При деформациях блок-картера величина сигнала U преобразователя .
1 оказывается больше величины сигнала U> преобразователя 2. Компаратор
3 вырабатывает положительный сигнал при отрицательном сигнале компаратора 7, и элемент ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 1О.
Последний отпирается и пропускает электрический ток в цепь лампочки 11, которая загорается, сигнализируя появление предельной несоосности коренЩ ных опор двигателя. 3 ил.
1 !350524 2
Изобретение относится к машиностроению, в частности к автотракторному двигатслестроению, может быть использовано также автомобильным
5 транспортом общего пользования, сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, эксплуатирующими автомобили и тракторы.
Целью изобретения является повыше- 1О ние долговечности подшипниковых узлов коленчатого вала ДВС за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. 15
На фиг. 1 представлена блок-схема сигнализатора; на фиг, 2 — положение коленчатого вала и блок-картера в нормальном рабочем состоянии; на фиг.3 — положение коленчатого вала и блок-картера при его деформации.
Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения (фиг.l и 2), первый компаратор 3 напряжения, логический элемент ИЛИ 4, преобразовате- 25 ли 5 и 6 перемещения, второй компаратор 7, блок-картер 8, коленчатый вал 9, транзистор 10 и .сигнальную лампочку 11.
Преобразователи 1 и 2 перемещения 30 (фиг.2) устанавливают в верхней и нижней частях крайнего коренного под-. шипника, а преобразователи 5 и 6 в верхней и нижней частях среднего коренного подшипника, причем преоб— разователи 1 и 5 установлены в опорах блок-картера 8 выше шеек коленчатого вала 9, а преобразователи 2 и б— ниже, при этом расположены они в вертикальной осевой плоскости. Выходы щ преобразователей 1 и 2 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам первого компаратора 3 напряжения, выход которого соединен с входом логического 45 элемента ИЛИ 4, а выходы преобразователей 5 и 6 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам второго компаратора i .напряжения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ 4. Выход логического элемента 4 соединен через транзистор 10 с. сигнальной лампочкой 11.
Работает сигнализатор следующим образом.
При нормальном рабочем состоянии б>лок-картера,8 и коленчатого вала 9
I сигнал Б„преобразователя 1 будет меньше сигнала U2 преобразователя 2 (т.е. U, (U ) и первый компаратор напряжения 3 на выходе дает отрицательный сигнал U „„. Одновременно на
BT01>ом компараторе напряжения 7 также вырабатывается отрицательный сигнал U,„„, так как сигнал U< преобразователя 6 больше сигнала U преобз разователя 5 (т.е. U> U ). При этом логический элемент 4 выдает ну— левой сигнал U z>,qq, сигнальная лам-.. почка 11 не светится, что говорит о нахождении соосности опор в допустимых пределах. При деформации блок— картера 8, например, от релаксации остаточных напряжений (фиг.2) величина сигнала U„ преобразователя 1 оказывается больше величины сигнала
Б, так как металл шейки вала 9 приближается к.преобразователю 1 и удаляется от преобразователя 2, поэтому компаратор 3 напряжения вырабатывает положительный сигнал Б цц„„при отрицательном сигнале У,„ компаратора 7
311К. 2 напряжения, и логический элемент
ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 10, который отпирается и пропускает электрический ток в цепь сигнальной лампочки 11 которая загорается, что говорит о достижении предельного значения несоосности опор и подшипников.
При любой деформации блок-картера в ту или иную сторону (вверх или вниз, фиг.3) на выходе логического элемента ИЛИ 4 возникает единичный сигнал, вызывающий свечение сигнальной лампочки 11, которая позволяет контролировать появление предельной несоосности коренных опор двигателя.
Формул а и з о б р е т е ни я
Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания, содержащий преобразователи перемещения, логический элемент ИЛИ и сигнальную лампочку (индикатор), о т л и ч а ю шийся тем, что., с целью повышения долговечности подшипниковых узлов коленчатого вала ДВС путем св:.временной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор, сигнализатор дополнительно содержит перв:лй и второй компараторы напряжения и транзистор, преобразователи перемещения установлены в край1350S2+ нем и среднем коренных подшипниках в вертикальной осевой плоскости, причем в каждом подшипнике один преобразователь перемещения установлен вы5 ше, а другои — ниже соответствующей коренной шейки коленчатого вала, при этом выходы преобразователей перемещения, установленных в верхней и нижней частях крайнего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами первого компаратора напряжения, выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ, выходы преобразователей, установленных в верхней и нижней частях среднего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами второго компаратора напряжения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента
ИЛИ, а выход последнего через транзистор соединен с сигнальной лампочкой.