Магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - улучшение коэффициента использования электротехнической стали. В магнитопроводе электрической машины полюса 2 выполнены отдельно от ярма 1 и состоят из аксиально-шихтованных элементов различной высоты. Чередование высоких и низких элементов полюса придает ему ступенчатую форму со стороны сочленения его с ярмом. В зазорах между витками ярма расположены сегменты из изогнутой на ребро лйнты. Это позволяет уменьшить магнитное со противление магнитопровода. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. 100 01 о ел ue.f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5д 4 Н 02 К I/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3995444/24-07 (22) 28.12.85 (46) 07.11.87. Бюл. N- 41 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (53) 621.313.04(088.8) (56) Патент США N - 2278139, кл. 310-254, 1942.

Патент Германии 9 602851, кл. 21 с1 49, 1934. (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Л0„„1350757 А 1 (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— улучшение коэшфициента использования электротехнической стали. В магнитопроводе электрической машины полюса

2 выполнены отдельно от ярма 1 и состоят из аксиально-шихтованных элементов различной высоты. Чередование высоких и низких элементов полюса придает ему ступенчатую форму со стороны сочленения его с ярмом. В зазорах между витками ярма расположены сегменты из изогнутой на ребро ленты.

Это позволяет уменьшить магнитное со-. противление магнитопровода. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

1350757

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к явнополюсным электрическим машинам с разъемным магнитопроводом, изготовленным по мЛлоотхопной технологии.

Пелью изобретения является улучшение коэффициента использования электротехнической стали путем уменьше ния ее отходов при изготовлении маг- 10 нитопроводов.

На Фиг.l представлен магнитопровод явнополюсной электрической машины; на фиг.2 — конструкция полюса; на фиг.3 — участок ярма магнитопро- 15 вода; на фиг.4 — конструкция сочленения полюса с ярмом; на фиг.5 участок сочленения полюса с ярмом статора, поперечное сечение; на

Фиг.6 — то же, с ярмом ротора. 20

Магнитопровод явнополюсной электрической машины (фиг.l) состоит из ярма статора 1, полюсов 2, ярма ротора 3 и полюсов (зубцов) ротора

4. Для небольших электрических машин 25 с высоким ярмом ротора оно может быть выполнено составным с добавочным ярмом 5.

Добавочное ярмо 5 может быть выполнено витым из ленты, массивным из 30 ферромагнитного порошка и др. Полюс

-.состоит из аксиально-шихтованных элементов (Фиг.2) высоких 6 и низких 7, которые выполнены в виде отдельных штамповок и жестко соединены между собой известным способом, например, при помощи рельефной сварки 8.

Чередование высоких 6 и низких 7 элементов полюса со стороны ярма 40 придает ему ступенчатую форму со стороны сочленения его с ярмом. Высту-. паюшая часть высоких элементов 6 равна высоте ярма h . Ярмо магнитопровода выполнено из непрерывной 45 ленты 9 с зазорами между витками и в зазорах расположены сегменты 10 из изогнутой на ребро ленты. Тангенциальное расстояние между сегментами равно ширине в выступающей части 6 сердечника полюса. Сегменты 10 изготавливают путем разрезания навитой на ребро ленты. Такое конструктивное выполнение ярма позволяет изготавливать его по практически безотходной технологии. Выступающие части 6 элементов полюса входят в зазоры ll ярма, образованные сегментами 10, образуя надежное замковое соединение (фиг.4). В процессе навивки ленты на ребро поперечное сечение витков ярма приобретает трапецеидальную форму, при этом участки, подверженные растяжению, утончаются, а участки, подверженные сжатию, уширяются (фиг.5, Л ст ) 1 со гДе с. — TovntHHa исхоДной стали; — наибольшая толщина витка) .

По этой причине при сочленении полюса с витками ярма может иметь место пониженный коэффициент заполнения пакета сталью и повышенное магнитное сопротивление магнитопровода.

Для устранения этого недостатка толщина элементов полюсов может быть отличной от толщины отдельных элементов витков ярма, наиболее целесообразен случай, когда толщина элементов полюса лс, равна или больше наибольшей толщины 4, витков ярма (фиг ° 6, где со = ст ) °

При этом получается жесткое крепление отдельных элементов магнитопровода между собой и хороший коэффициент заполнения пакета сталью. В случае, если требуется уменьшить магнитное сопротивление сочленения полюс — ярмо, то следует выполнить параллельные участки 12 (фиг.5 и 6) в витках 9 в зоне их контакта с выступающими элементами полюса 6.

Параллельные участки 12 могут быть выполнены и на всей поверхности вит-, ков 9 и сегментой 10, что приведет к повышению коэффициента заполнения пакета сталью и уменьшению магнитного сопротивления магнитопровода.

Жесткое крепление полюсов к ярму может производиться известными способами: склеиванием, скобами, сваркой и др.

Данное техническое решение может быть использовано в электрических машинах постоянного и переменного тока явнополюсного исполнения, хотя в отдельных случаях может быть использовано и для неявнополюсных машин.

Изготовление магнитопровода производится в следующей последовательности: изготовление полюсов с аксиально-шихтованными элементами различной высоты; резка полосы на ленты мерной ширины; навивка лент на ребро; резка спирали на сегменты (операция резки ленты может выполняться и до навивки ленты на ребро); сборка яр135075

Формула лельные участки. ма магнитопровода, включающего непрерывные витки и сегменты; установка полюса в выемки ярма; сжатие пакета и жесткое его скрепление между со- 5 бой.

Изобретение позволяет увеличить коэффициент использования электротехнической стали.

10 изобретения

1.Магнитопровод электрической машины, содержащий ярмо и аксиально- шихтованные полюса, у которых смежные 15 элементы имеют различную высоту, при этом выступающая часть элементов сердечника полюса равна высоте ярма, отличающийся тем, что, с целью улучшения коэффициента исполь-20 зования стали, ярмо выполнено витым из непрерывной ленты с зазорами меж7 ду витками и в зазорах расположены сегменты из изогнутой на ребро ленты, при этом тангенциальное расстояние между сегментами равно ширине выступающей части сердечника полюса.

2.Магнитопровод по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что аксиальношихтованные элементы полюса выполнены из ленты, толщина которой равна или больше наибольшей толщины участка витка, лежащего в одной радиаль" ной плоскости с соответствующим аксиально-шихтованным элементом полюса.

З.Магнитопровод по пп.1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения магнитного сопротивления, витки ярма по меньшей мере, в зоне их контакта с выступающими частями элементов полюса имеют паралФиг. i

1350757

Составитель В.Петри

Техред N.Õoäàíè÷ Корректор N.Ìàêñèìèøèíåö

Редактор С.Пекарь

Заказ 5293/53 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l3035, Москва, H(-35, Рачшская наб., д. 4/5

Производственно-полиграФическое предприятие, г. Ужгород, чл. Проектная. 4