Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромапшностроению. Цель изобретения - повышение надежности. Зубцовая зона ротора электрической машины состоит из центральной части 1 и двух крайних частей, расположенных по ее торцам. В зубцовых зонах имеются пазы для расположения обмотки 3. Части 1 и 2 зубповой зоны выполнены путем навивки на ребро лент с вырубленными пазами. Перемычки зубцов центральной части 1 находятся со стороны воздушного зазора , а перемычки крайних частей 2 - со стороны ярма 4. Зубцы между собой жестко соединены, например, при помощи сварки. Роторы со значительной длиной пакета могут состоять из нескольких таких частей, что повышает жесткость конструкции. з.п. ф-лы,3 ил. i (Л со СП О ел 00 иг.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Ш4 Н 02 К 1/22 — 4L

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3935348/24-07 (22) 29.07.85 (46) 07.11.87. Бюл. 9 41 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (72) Н.А.Морщаков (53) 621.313.04(088.8) (56) Конструкция и охлаждение специальных электрических машин безот.ходной технологии. Тематический сборник научных трудов ХАИ им. Н.С.Жуковского, Харьков, 1980, с. 18.

Патент Франции Ф 1497420, кл. H 02 К, 1968.

SU 1350758 А1 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— повышение надежности. Зубцовая зона .ротора электрической, машины состоит из центральной части 1 и двух крайних частей, расположенных по ее торцам. В зубцовых зонах имеются пазы для расположения обмотки 3. Части 1 и 2 зубповой зоны выполнены путем навивки на ребро лент с вырубленными пазами.

Перемычки зубцов центральной части

1 находятся со стороны воздушного зазора, а перемычки крайних частей 2— со стороны ярма 4. Зубцы между собой жестко соединены, например, при помощи сварки. Роторы со значительной длиной пакета могут состоять из нескольких таких частей, что повышает жесткость конструкции.1 з.п. ф-лы,3ил.

50758

35

50

1 !

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к роторам электрических машин, зубцовая зона и ярмо которых выполнены раздельно, и особенно применительно к короткозамкнутым роторам асинхронных двигателей.

Целью изобретения является повышенне надежности.

На фиг.! показана конструкция ротора; на фиг.2 — центральная часть зубцовой зоны в процессе ее сборки; на фиг.3 — крайняя часть зубцовой зоны в процессе ее сборки., Ротор элеткрической машины состоит из центральной части 1 зубцовой зоны и двух крайних частей 2, расположенных по торцам центральной части зубцовой зоны.

В зубцовых зонах имеются пазы для расположения обмотки 3 (на фиг.1 показана обмотка в виде короткозамкну-, той клетки). Зубцовая зона расположена на ярме 4, содержащем вал 5.

Ярмо ротора выполняется известным способом: шихтованное, сплошное из стали и др. Центральная часть 1 зубцовой зоны выполнена путем навивки на ребро ленты 6 с вырубленными па-. зами (фиг.2), которая сама в свою .очередь изготовлена из мерной полосы путем получения двух зубцовых зон практически безотходным способом.

Зубцы между собой могут жестко соединяться, например, при помощи сварки в местах 7 (на лентах везде цифрой

7 показаны пуклевки для рельефной сварки).

Перемычки зубцов центральной части зубцовой зоны 1 находятся со стороны воздушного зазора„ что позволяет иметь хороший коэффициент воздушного зазора. По этой причине центральная часть зубцовой зоны может составлять 90 и более от длины пакета ротора.

Крайняя часть зчбцовой зоны 2 выполнена путем навивки на ребро ленты 8 с вырубленными пазами, которая в свою очередь изготавливается из мерной полосы отходным способом, при этом величина отходов незначительна из-за того, что ширина паза в мерной полосе меньше ширины паза в навитой ленте. Ширина зубцов Ь в обеих лен2 тах одинакова. Из-за того, что шири— на шлица Ъ „ь ленты 8 больше ширины шлица Ъц, ленты 6 в рабочем состоянии, длина каждой крайней части зубцовой зоны может составлять не более

57. от общей длины пакета ротора.

Зубцовая перемычка вспомогательной зубцовой зоны h расположена со стороны ярма (она и сама является частью ярма) и служит для удержания зубцов в радиальном направлении после жесткого соединения частей 1 и 2 зубцовой зоны, например, при помощи рельефной сварки в местах 7.

Зубцовая перемычка h перекрывает часть паза, поэтому она должна иметь небольшую высоту (2-5 мм в зависимости от габарита ротора). После жесткого соединения частей зубцовой.зоны

1 и 2 зубцовые перемычки основной зубцовой зоны могут быть утонены либо вовсе убраны путем механической обработки (фиг.2, пунктирная линия а-а), при этом зубцы центральной части зубцовой зоны будут удерживаться за счет зубцовых перемычек крайних частей зубцовой эоны и жесткого соединения всех зубцов между собой.

Роторы со значительной длиной пакета могут состоять из нескольких описанных составных частей, что увеличивает жесткость и надежность зубцовой ! зоны пакета (составной пакет не пока зан) .

Данное техническое решение может быть использовано в роторах электрических машин постоянного и переменного тока.

Изготовление магнитопровода производится в .следующей последовательности: резка полосы на ленты мерной ширины, штамповка пазов в ленте крайней части зубцовой зоны и навивка ее на ребро в пакеты необходимой длины; штамповка из ленты двух центральных частей зубцовых зон безотходным способом и навивка их на ребро в пакеты мерной длины; соединение центральной и крайних частей. зубцовой зоны в пакет ротора и жесткое соединение зубцовых зон между собой, например, при помощи рельефной сварки; заливка пазов короткозамкнутой клеткой; механическая обработка внутренних посадочных поверхностей (механическая обработка внутренних поса55 дочных поверхностей может производить— ся для других типов обмоток перед их укладкой в пазы); напрессовка зубцовой зоны с обмоткой на ярмо с ва-. лом.

Составитель В.Петри

Техред М. Ходанич Корректор П. Пилипенко

Редактор С.Пекарь

Заказ 5293/53 Тираж 659 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграФическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 135075

Формула и з о б р е т е н и я

1. Ротор электрической машины, содержащий вал, ярмо и зубцовую зону, 5 навитую на ребро из ленты, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, зубцовая зона состоит по меньшей мере из одной центральной и расположенных по ее 1р торцам крайних частей, из которых центральная часть имеет зубцовые перемычки со стороны воздушного зазора, а крайние части — со стороны ярма, при этом зубцы центральной и крайних частей жестко соединены между собой, например при помощи сварки.

2.Ротор по и.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что крайние части эуб цовой эоны выполнены из ленты, толшина которой отличается от толщины ленты центральной части.