Газодинамический подшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет увеличить долговечность и надежность работы пары трения в подшипнике, составленном из материалов с различной микротвердостью рабочи.х поверхностей пары и выполненном из алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения. При вращении втулки 3 подшипника его рабочая поверхность увлекает газ в смазочный зазор переменного сечения. В результате сжатия газа в зоне .минимального зазора -создается повышенное давление, отделяюш.ее втулку 3 пары трения от вала 1. Силы аэродинамического давления уравновешивают нагрузку на втулку 3. 1 ил. С ел ю о KD
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1352102 (51) 4 F !6 С 17/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3250208/25-27 (22) 10.02.81 (46) 15.11.87. Бюл. ¹ 42 (72) E. П. Севодин, Н. Б. Анфимов и С. Г. Кан (53) 621.822.5 (088.8) (56) Подшипники с газовой смазкой./ Под ред. Н. С. Грэссема и Дж. У. Пауэлла. Пер. с англ. М.: .Чир, 1966, с. 237, 245. (54) ГАЗОДИНАМИЧЕСКИИ" ПОДШИПНИК (57) Изобретение позволяет увеличить долговечность и надежность работы пары трения в подшипнике, составленном из материалов с различной микротвердостью рабочих поверхностей пары и выполненном из алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения. При вращении втулки 3 подшипника его рабочая поверхность увлекает газ в смазочный зазор переменного сечения. В результате сжатия газа в зоне минимального зазора создается повышенное давление, отделяющее втулку 3 пары трения от вала 1. Силы аэродинамического давления уравновешивают нагрузку на втулку 3. 1 ил.
1352102
Формула изобретения
Составитель В. Хохлов
Редактор A. Ревин Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 5265/29 Тираж 755 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к точному м ашиностроению и приборостроеник1, а именно к скоростным газовым опорам прецизионных приборов.
Цель изобретения — увеличение долговечности и надежности работы газодинамического подшипника.
На чертеже изображен газодинамический подшипник, продольный разрез.
Газодинамический подшипник содержит неподвижный элемент пары трения, состоягций из вала 1, на котором жестко закреплены подпятники 2. На валу 1 с оптимальным см азочным зазором установлен подвижный элемент пары трения — втулка 3.
Детали газодинамического подшипника выполнены из алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения. При этом один из элементов пары трения (подвижный или неподвижный) выполнен из материала, например ЦМ-332, с микротвердостью 1900 — 2000 кгс/мм, а другой элемент выполнен из материала, например 22ХС, содержашего стеклофазу и имеющего микротвердость, равную 0,55—
0,68 единиц от микротвердости материала первого элемента.
Газодинамический подшипник работает следуюшим образом.
При вращении втулки 3 подшипника его внутренняя рабочая поверхность увлекает газ в смазочный зазор переменного сечения.
В результате сжатия газа в зоне минимального зазора создается повышенное давление, отделяющее подвижный элемент пары трения — — втулку от неподвижного вала 1, в результате чего вращающаяся втулка
3 «всплывает». Силы аэродинамического давления уравновешивают вес вращающейся втулки 3.
Во время запуска устройства до дости5 жения вращающейся втулки скорости
«всплытия», а также при остановке подшипника имеет место сухое трение рабочих поверхностей газодинамического подшипника.
Надежность и долговечность подшипника определяется его работой в режиме сухого трения.
Приведенные соотношения микротвердостей алюминооксидных минералокерамических материалов для подвижных и неподвижных элементов пары трения и наличие стеклофазы в материале с меньшей микротвердостью устраняют случаи заклинивания газодинамического подшипника и увеличивают его долговечность (по сравнению с известными) в 100 и более раз.
Газодинамический подшипник, содержащий подвижный и неподвижный элементы пары трения, выполненные из различных алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения, отличающийся тем, что, с цельк> увеличения долговечности и надежности работы, один из элеЗО ментов пары трения выполнен из материала, например ЦМ-332, с микротвердостью 19002000 кгс/мм"-, а другой элемент из материала, например 22ХС, содержащего стеклофазу и имеющего микротвердость, равную
0,55 — О,б8 единиц от микротвердости материала первого элемента.