Упругодемпферная опора высокооборотных роторов турбомашин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к средствам гашения вибрации высокооборотньк роторов турбомашин, в частности для авиационных и ракетных двигателей . Целью изобретения является повышение ресурса опоры за счет создания оптимальных условий ее работы. Выполнение упругодемпферной опоры в виде корпуса 1, размещенного в нем подшипника 2, колец 4 и 5, одно из которых - кольцо 4 - запрессовано в корпусе 1. а другое - кольцо 5 - установлено на.наружной обойме под- : шипника 2, установленного с натягом между кольцами 4 и 5 пакета 6 гофрированных лент и выполнение установленного на наружной обойме подшипника 2 кольца 5 разрезным с выбором его толщины из соотношения (f - K-h/D h, где толщина кольца, D - наружный диаметр подшипника, h - высота волны гофра гс|фрированной ленты в свободном состоянии, h - то же, в деформированном состоянии в собранной опоре, К - коэффициент пропорциональности, позволяют создать оптимальные условия работы опоры, при которых предотвращаются заклинивание шариков между обоймами подшипника и разрушение опоры, что в конечной итоге повьш1ает ее ресурс. 2 ил. ш (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (58 4 F 16 F 7/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3961004/25-28 (22) 08.10.85 (46) 15.11.87, Бюл. № 42 (71) Куйбышевский авиационный институт им. акад. С.П.Королева (72) B.À.Àíòèïoâ и А.И.Дмитренко (53) 621 -567 . 2 (088 .8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 983340, кл.F. 16 F 7/00, 1980. (54) УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ВЫСОКООБОРОТНЬЙ РОТОРОВ ТУРБОМАШИН (57) Изобретение относится к средствам гашения вибрации высокооборотных роторов турбомашин, в частности для авиационных и ракетных двигате— лей. Целью изобретения является повышение ресурса опоры за счет создания оптимальных условий ее работы. Выполнение упругодемпферной опоры в виде корпуса 1, размещенного в нем подшипника 2, колец 4 и 5, одно из
80„„1352108 А1 которых — кольцо 4 — запрессовано в корпусе 1 а другое — кольцо 5
) установлено на .наружной обойме подшипника 2, установленного с натягом между кольцами 4 и 5 пакета 6 гофрированных лент и выполнение установленного на наружной обойме подшипника 2 кольца 5 разрезным с выбором его толщины из соотношения d = — К h/D h1 где d — толщина кольца, 0 — наружный диаметр подшипника, h < — высота волны гофра гсфрированной ленты в свободном состоянии, h - то же, в деформированном состоянии в собранной опоре, К вЂ” коэффициент пропорциональности, позволяют создать оптимальные условия работы опоры, при которых предотвращаются заклинивание шариков между обоймами подшипника и разрушение опоры, что в конечнои итоге повышает ее ресурс. 2 ил.
Установленное на наружной обойме подшипника 2 кольцо 5 выполнено раз30 резным и его толщина выбрана из соотношения К h
d= -- —-D h
35 где
h„толщина кольца; наружный диаметр подшипника; высота волны гофра гофрированной ленты в свободном состоянии; то же, в деформированном состоянии в собранной опоре;
К вЂ” коэффициент пропорциональности.
Для предотвращения проворачивания пакета 6 относительно прилегаемых поверхностей в кольцо 4 запрессована шпонка 7.
Для увеличения жесткости кольца
5 при нежелательности увеличения его толщины) оно может быть выполнено с отбортовкой как с наружной стороны, т.е. со стороны пакета 6, так и с внутренней стороны, т.е. со стороны подшипника 2.
5О
Отношение — характеризует наh
13521
Изобретение относится к средствам гашения вибрации высокооборот— ных роторов турбомашин, в частности для авиационных и ракетных двигате5 лей.
Цель изобретения — повышение ресурса опоры за счет создания оптимальных условий ее работы, при которых еще не происходит разрушения от 1ð вибрации и биения подшипника в опоре и обеспечивается возможность расширения наружной обоймы подшипника при больших угловых скоростях и увеличении температуры. 15
На фиг. 1 изображена предлагаемая упругодемпферная опора, продольный разрез; на фиг.2 — то же, поперечный разрез;
Упругодемпферная опора содержит 20 корпус 1, размещенные в нем подшипник 2 ротора 3, два кольца 4 и 5, одно из которых (кольцо 4) запрессовано в корпусе 1, а другое (кольцо
5 ) установлено на наружной обойме подшипника 2, и установленный с натягом между кольцами 4 и 5 пакет 6 гофрированных лент.
08 2 тяг в упруг одемпферной опоре . Чем больше этот натяг тем больше долж/ ны быть жесткость кольца и соответственно его толщина O", чем больше наружный диаметр подшипника, тем меньше удельное давление кольца на обойму подшипника, так как площадь контакта больше, и тем меньше должна быть толщина кольца d. Кроме того, толщина кольца. о" связана с геометрией гофров через коэффициент пропорциональности К, который зависит от числа гофров, их выгиба, ширины пакета, толщины и количества пластин и определяется опытным путем.
Упругодемпферная опора работает следующим образом.
Колебания ротора 3 гасятся паке" том 6 гофрированных лент за счет сил трения между лентами. При нагреве упругодемпферной опоры при больших угловых скоростях вращения ротора обеспечивается возможность расширения наружной обоймы подшипника 2 за счет увеличения диаметра разрезного кольца 5.
Выполнение кольца 5 разрезным предотвращает заклинивание шариков между обоймами подшипника g разрушение опоры. Опора рассеивает энер— гию вибрации и ударов, отводит ее с опоры вместе со смазкой. Все это обеспечивает оптимальные условия работы подшипникового узла и в конечном итоге приводит к увеличению ресурса опоры.
Формула изобретения
Упругодемпферная опора высокооборотных роторов турбомашин, содержащая корпус, размещенные в нем подшипник, два кольца, одно из которых эапрессовано в корпусе, а другое установлено на наружной обойме подшипника, и установленный с натягом между кольцами пакет гофрированных лент, отличающаяся тем, что, с целью повышения ресурса опоры, установленное на наружной обойме подшипника кольцо выполнено разрезным и его толщина выбрана из соотношения
К h
d = — - ——
D П где д — толщина кольца;
Фиг.2
Составитель Е.Савостин
Редактор А.Ревин Техред Л.Олийнык Корректор Л.Пилипенко
Заказ 5547/30 Тираж 804 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная, 4 з
1352108
D - наружный диаметр подшипни— ка; — высота волны гофра гофри1 рованной ленты в свободном состоянии;
h - то же, в деформированном состоянии в собранной опоре;
К вЂ” коэффициент пропорциональности.