Преобразователь "код-вал"

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 42m, 14

741>, 8вь № 135288

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа № 174

Г. И. Панов

П РЕОБ РАЗО ВАТЕЛ Ь «КОД- ВАЛ»

Заявлено 27 мая 1960 г. за № 668217/26 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 2 за !96! г.

Известны преобразователи «код-вал», в которы.; применены следящие системы релейного типа, использующие широтно-импульснук> модуляцию для пропорционального управления двигателем.

Предлагаемый преобразователь «код-вал» отличается от известных применением преобразователя «вал-код», работающего по принципу счета импульсов, генерируемых датчиком при его вращении, в сдвигающем регистре с логической обратной связью, кодосравнивающей схемы, выдающей импульс в момент совпадения кодов во всех разрядах, и схемы сравнения углов, выдающей импульс в момент равенства угла поворота датчика с углом поворота следящего вала. Выходы кодосравнивающей и углосравниваюшей схем подключены к схеме управления реверсом двигателя. Такое построение предлагаемого устройства позволяет улучшить динамические характеристики системы при одновременном ее упрощении.

Преобразователь «вал-код», входящий в состав предлагаемого усгройства, содержит два диска 1 и 2 (см. Функциональную схему), вращающиеся с постоянной скоростью о>. Диск 1 имеет зубцы из магнитного материала, наводящие импульсы счета в неподвижной считывающей головке 8. Диск 2 имеет одну магнитную метку, наводяще ю один импульс за оборот в неподвижной считывающей головке 4 и в подвижной головке >, связанной через редуктор 6 со следящим валом двигателя 7. Импульс, наведенный в головке 4, соответствует моменту начала отсчета отрабатываемого угла.

На тактовый вход 8 сдвигающего регистра 9 с логической обратной связью 10 непрерывно поступают импульсы с головки 3.

Импульс с головки 4 является синхронизирующим и поступает через вход 11 в одну из ячеек регистра 9. Таким образом, с поступлением каждого импульса головки 8 на выходах 12 сдвигак>щего регистра появляются комбинации импульсов, являющиеся кодом угла, образуемого точкой начала отсчета (головкой 4) и зубцом диска 1, вызвавшим появ№ 135288 ление данного импульса в головке 8. Иными словами, преобразователь

«вал-код» непрерывно генерирует коды углов с частотой следования импульсов от головки 8.

Импульсы кодов с выходов 12 сдвигающего регистра сравниваются в схеме сравнения с импульсами кода заданного положения вала, поступающими с выходов программного (или запоминающего) устройства И.

Схема сравнения кодов составлена из схем 14 «НЕТ»по числу разрядов, а выходы схем «НЕТ» подключены по входу собирательной схемы 15, «ИЛИ», выдающей импульс на выходную схему 1б «НЕТ», если значения сравниваемых кодов хотя бы в одном из разрядов не совпадают

Выходной импульс схемы 15 «ИЛИ» запрещает прохождение импульсов от головки 8, поступающих на вход 17 выходной схемы 1б «НЕТ». Таким образом, импульс на выходе схемы 16 «НЕТ» (на выходе кодосравнивающей схемы) возникает только в момент совпадения значений сравниваемых кодов во всех разрядах.

Выходной импульс кодосравнивающей схемы поступает на вход И триггера 19, управляющего работой балансного усилителя l и, в конечном счете, работой двигателя 7. На вход 20 триггера 19 поступает импульс от подвижной головки 5 при равенстве угла поворота датчика с углом поворота следящего вала. При срабатывании триггера от импульса кодосравнивающей схемы на двигатель подается напряжение отрицательного знака, а при срабатывании от импульса головки 5 — напряжение положительного знака. Соотношение времени действия этих напряжений (соответственно т1 и т ) определяет величину и знак результиL руюшего напряжения, управляющего работой двигателя. Отношение —

2 пропорционально отношению заданного и действительного углов. Тогда при т1 —— т результирующее напряжение равно нулю, положение следящего вала согласовано с требованиями программы и двигатель неподвижен. В этом случае импульс от головки 5 возникает ровно на середине

2-,. периода T= одного оборот-датчика импульсов,,для этого голов(!) ка 5 сдвинута на 180 относительно заданного угла. При т«т, или при т1)т двигатель получает вращение и путем перемещения головки 5 стремится достичь положения т1=т .

Таким образом, двигатель работает в режиме вибрационной линеаризации системы, выбирая люфт редуктора, ликвидируя влияние сухого трения и т. д., что улучшает динамические характеристики устройства.

Предмет изобретения

Преобразователь «код-вал» с применением следя щей системы релейного типа и использованием широтно-импульсной модуляции для пропорционального управления электродвигателем, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью улучшения динамических характеристик системы при одновременном ее упрощении, применены преобразователь «вал-код» по принципу периодического счета импульсов в регистре с логической обратной связью, кодосравнивающая схема, выдающая импульс в момент совпадения кодов во всех разрядах, схема сравнения углов, выдающая импульс в момент равенства угла поворота датчика с углом поворота следящего вала, а выходы кодосравнивающей и углосравнивающей схем подключены к схеме управления реверсом двигателя. № 135288

Редактор Н. С. Кутафина

Техред А. М. Токер Корректор И. Бронштейн

7ogtt. ti tt(. i. 29Г61

Зак. 4820

Объем 0,34 усл. и. л.

Цена 5 коп.

Форм ат бум. 70 X 108 />6

Тираж 700

ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6

Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, 14.

Г

t

l

Ф с