Кривошипно-шатунный механизм для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам для смазки подшипников шатуна ,. и охлаждения поршня двигателя внутреннего сгорания. Цель изобретения - улучшение условий маслоснабжения подшипников шатуна и поршня для снижения их повреждаемости и скорости изнашивания . Радиальные каналы 12 распо/ff /4 (Л сл 00 00 СП

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (И! ((!4 F 01 М !/06

11

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1f

7 фиЗ /

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4085079/25-06 (22) 15.04.86 (46) 23.11.87. Вюл. N 43 (71) Производственное объединение

"Турбомоторный завод им. К.Е.Ворошилова (72) Ю.А.Васильев и Ю.А.Габов (53) 621.43-242.-3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 898959, кл. F !6 С 3/14, 1982. (54) КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ

ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к устройствам для смазки подшипников шатуна и охлаждения поршня двигателя внутреннего сгорания. Цель изобретения улучшение условий маслоснабжения подшипников шатуна и поршня для снижения их повреждаемости и скорости изнашивания. Радиальные каналы 12 распо1353895

35 ложены в шатунной шейке 4 один относительно другого под углом больше

90 и меньше 120 . В подшипнике 6, с помощью которого коленчатый вал 1 сочленен своей шейкой 4 с нижней головкой 5 шатуна 2, имеются две маслораспределительные канавки 19 с отводными окнами 20 ° Кольцевая полость 21 выполнена в головке 5 с сужением над верхними кромками окон"20. Ширина полости 21 в нижней и боковых зонах равна ширине канавок 19, а в верхней

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, в частности к устройствам для смазки подшипников шатуна и охлаждения поршня двигателя внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности механизма путем улучшения условий маслоснабжения подшипников шатуна и поршня для снижения их по- . !О вреждаемости и скорости изнашивания.

На фиг.l изображен предлагаемый механизм, общий вид; на фиг.2 — подшипник нижней головки шатуна, разрез; на фиг.3 — сечение А--А на фиг.2. !5

Механизм (фиг.l) содержит коленчатый вал 1, шатун 2 и поршень 3 форсированного двигателя внутреннего сгорания. Коленчатый вал 1 сочленен своей шейкой 4 с нижней головкой 20

5 шатуна 2 посредством подшипника 6.

Поршень 3 сочленен с верхней головкой 7 шатуна 2 посредством подшипника

8 и пальца 9. Коленчатый вал 1 имеет осевые каналы 10 и ll и два радиальных отверстия 12 для подвода масла к подшипнику 6. Шатун 2 имеет канал 13 для.подвода масла к подшипнику 8 и в полость 14 поршня 3. Для сообщения полости. 14 с каналом 13 в 30 пальце 9 выполнены радиальные каналы

15 и осевой канал 16, а в поршне 3 канал 17. Для слива масла из полости

14 в поршне 3 выполнено также сверление 18, Радиальные отверстия 12 расположены между собой под углом о (фиг.2), зоне — толщине подшипника 6 или превышает толщину не более чем в 1,2 раза. Масло поступает в полость 14 поршня 3, где йод действием сил инерции взбалтывается и интенсивно охлаждает поршень. Кроме того, такое выполнение механизма позволяет предотвратить возникновение разрежения в канавках 19 и увеличить циркуляцию масла через подшипник 8 верхней головки и полость 14 поршня.

3 ил, величина которого больше 90 и меньо ше 120 . Для сообщения канала 13 с радиальными отверстиями 12 в подшипнике 6 имеются две маслораспределительные канавки 19 с отводными окнами 20, а в теле нижней головки 5 шатуна 2 — кольцевая полость 21. Последняя выполнена с сужением над верхними кромками отводных окон 20. !!!ирина В, (фиг.3) кольцевой полости

21 в нижней и боковых зонах равна ширине маслораспределительных канавок 19, а ширина В кольцевой полости 21 в верхней зоне равна толщине Т подшипника 6 или превышает последнюю не более чем в 1,2 раза.

Во время работы двигателя масло нагнетается насосом системы смазки в каналы 10 и 11 (фиг.l) коленчато— го вала 1 и по радиальным отверстиям

12 — в маслораспределительные канавки 19 и в зазор между шейкой 4 вала

1 и подшипником 6, предотвращая су-i хое трение рабочих поверхностей шейки 4 и подшипника 6. Из маслораспределительиых канавок 19 масло поступает через отводные окна 20 по кольцевой полости 21 в канал 13, в зазор между подшипником 8 и пальцем 9, в каналы 15 и 16 и далее по каналу 17 в полость 14 поршня 3. В полости 14 под действием сил инерции, возникающих в результате возвратно-поступательного движения поршня, масло взбалтывается, благодаря чему оно интенсивно охлаждает поршень 3. Отработавшее (нагревшееся) масло сливается из полости 14 по сверлению

18.

1353895 масла через подшипник 8 и полость 14 поршня 3.

При вращении коленчатого вала происходит поочередное сообщение маслораспределительных канавок 19 с радиальными отверстиями 12. При положении шейки 4 в верхней мертвой точке (фиг.2), при котором силы инерции 20 имеют наибольшую величину и в результате воздействия этих сил на поток масла в канале 13 шатуна 2 происходит наиболее интенсивный отбор масла из кольцевой полости 21 к подшипнику 8 и к поршню 3, оба радиальных отверстия 12 сообщены с маслораспределительными канавками 19 и в кольцевую полость 21 масло поступает из обеих распределительных канавок 19. 20

В тех случаях, когда с каналами коленчатого вала 1 сообщена только одна маслораспределительная канавка

19 (фиг.!), масло, выходящее из этой канавки в кольцевую полость 21, го- 25 ступает не только в канал 13, но и .по расширенной части кольцевой полости 21 поступает также в другую маслораспределительную канавку 19, не сообщенную в данный момент времени с ЗО каналами коленчатого вала 1. Это позволяет предотвратить возникновение разряжения в маслораспределительных канавках 19 и увеличить циркуляцию

Формула изобретения

Кривошипно-шатунный механизм для двигателя внутреннего сгорания, содержащий поршень, сочлененный с верхней головкой шатуна при помощи поршневого пальца, коленчатый вал, связанный с нижней головкой шатуна, и систему смазки, выполненную в виде последовательно соединенных по меньшей мере двух радиальных каналов, выполненных в шатунной шейке коленчатого вала, маслораспределительных канавок с отводными окнами — в подшипнике нижней головки шатуна и кольцевой полости и осевого канала — в шатуне, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения маслоснабжения элементов механизма, радиальные каналы расположены в шатунной шейке один отноо сительно другого под углом больше 90 о и меньше 120, кольцевая полость выполнена в нижней головке шатуна с суЖением над верхними кромками отводных окон, причем ширина кольцевой по лости в нижней и боковых зонах равна ширине маслораспределительных канавок, а в верхней зоне равна толщине подшипника нижней головки или превышает толщину не более чем в I 2 раза.

1353895

PQg

Составитель A.Ãëàäêèõ

Техред A. Кравчук Корректор Л.Пилипенко

Редактор A.Êîçîðèç

Заказ 5677/29 Тираж 482 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4