Зонд для измерения параметров морской воды на ходу судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной гидрофизической технике. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей обеспечения измерений в режиме буксировки с периодическим зондированием, увеличение глубины зондирования и сокращение эксплуатационных расходов. Зонд содержит герметичный контейнер 1 с двумя крышками 2 м 3, размеш,енными внутри него измерительными бдоками 4 и датчиками 5, установленными на нижней крышке 3 контейнера, обтекаемый балласт 6, жестко закрепленный на контейнере 1, амортизатор 14 и обойму 15, установленные в проточке балласта 6 под углом 35-45° к его продольной оси. Через амортизатор 14 и обойму 15 пропущен образующий вторую петлю 16 перед входом в амортизатор 14 конец кабель-троса 11. Герметичный контейнер 1 снабжен установленным на его нижней крышке 3 обтекателем 19, внешняя поверхность которого выполнена в виде продолжения повер.хности балласта 6. Обтекатель 19, открытый с нижнего торца, выполнен с продольными сквозными пазами, расположенными на его поверхности, и поперечными окнами, расположенными у его основания, закрепленного на нижней крышке 3 герметичного контейнера 1. Благодаря амортизатору 14 ввод кабель-троса 11 в балласт 6 разгружен от силовых нагрузок, что позволяет использовать зонд в режиме долговременной буксировки без повреждений кабель-троса 11. Вторая петля 16 кабель-троса 11 во время буксировки выполияет ъ некоторой степени роль стабилизатора. Обтекатель 19 предохраняет датчики 5, не препятствуя протеканию около датчиков 5 воды, параметры которой измеряются. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. с fS (О СО ел 4 О1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 В 2166

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 30, 03. 90. Бюл. У 12 (21) 4034316/31-11 (22) 04.03.86 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Морского гидрофиэического института АН УССР (72) В. 3. Дыкман, Н, А. Греков, В. В. Прохоренко, В. В. Холкин и Ю, И. И1 а повалов (53) 681.2.528.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1068709, кл. G Ol С 13/00, 1984. (54) ЗОНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОРСКОИ ВОДЫ НА ХОДУ

СУДНА (57) Изобретение относится к измерительной гидрофиэической технике. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения измерений в режиме буксировки с периодическим зондированием, увеличение глубины зондирования и сокращение эксплуатационных расходов. Зонд содержит герметичный контейнер 1 с двумя крышками 2,и 3, размещенными внутри него измерительными.блоками 4 и датчиками 5, установленными на нижней крышке 3 контейнера, обтекаемый балласт 6, жестко закрепленный на кон„„Я0„„1354571 А1 тейнере 1, амортизатор 14 и обойму 15, установленные в проточке балласта 6 под углом 35 — 45 к его продольной оси. Через амортизатор !4 и обойму 15 пропущен образующий вторую петлю 16 перед входом в амортизатор 14 конец кабель-троса 11.

Герметичный контейнер I снабжен установленным на его нижней крышке 3 обтекателем 19, внешняя поверхность которого выполнена в виде продолжения поверхности балласта 6. Обтекатель 19, открытый с нижнего торца, выполнен с продольными сквозными пазами, расположенными на его поверхности, и поперечными окнами, расположенными у его основания, закрепленного на нижней крышке 3 герметичного контейнера l. Благодаря амортизатору 14 ввод с кабель-троса I I в балласт 6 разгружен от силовых нагрузок, что позволяет использо- фу вать зонд в режиме долговременной букси- %ЮГ ровки без повреждений кабель-троса 11. (Вторая петля 16 кабель-троса 11 во время буксировки выполняет в некоторой степени роль стабилизатора. Обтекатель 19 предохраняет датчики 5, не препятствуя про- >4 теканию около датчиков 5 воды, параметры (; ф которой измеряются. 1 з.п. ф-лы, 2 ил..1354571

Изобретение относится к измерительной гидрофизической технике.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей зонда для измерения параметров морской воды на ходу судна пь тем обеспечения измерений в режиме долговременной буксировки с периодическим зондированием, увеличение глубины зондирования и сокращение экс.плуатационных расходов.

На фиг. 1 показан предлагаемый зонд; на фиг. 2 — обтекатель; на фиг. 3 — вид

А на фиг. 2.

Зонд (фиг. 1) содержит герметичный контейнер 1, имеющей верхнюю 2 и нижнюю

3 крышки. Внутри контейнера расположены измерительные блоки 4. На нижней крышке 3 герметичного контейнера 1 установлены датчики 5. Герметичный контейнер 1 помещен внутрь тяжелого балласта 6, состоящего из двух симметричных половин, стя- нутых между собой в нескольких точках с помощью болтов 7. Балласт 6 снабжен уз.лом силового крепления и ввода конца кабель-троса, состоящим из скобы 8, закрепленной яа рыме 9 в верхней части балласта

6, сопрягающегося с ней коуша 10, который, огибается кабель-тросом 11, образующим первую петлю 12, тросовых зажимов 13, которыми первая петля 12 кабель-троса закреплена на коуше 10, установленных в проточке балласта 6 амортизатора 14 и состоящей из двух половин обоймы 15, через которые пропущен конец кабель-троса 11, образующий перед входом в амортизатор

14 вторую петлю !6. На верхней крышке 2 герметичного контейнера I установлен гермоввод 17, с помощью которого центральная жила кабель-троса 11 электрически соединена с измерительными блоками 4, расположенными внутри герметичного контейнера I . .Оплетка кабель-троса 11 электрически соединена с прочным контейнером с помощью винта 18. На нижней крышке 3 герметичного контейнера установлен обтекатель 19, закрепленный болтами 20 и предохраняющий от повреждений датчики

5 зонда.

Обтекатель !9 (фиг. 2) имеет продольные сквозные пазы 21 и поперечные окна

22, расположенные у его основания 23. На нижнем торце обтекателя 19 выполнено отверстие 24 большого диаметра для входавыхода обтекающих датчики 5 потоков воды.

Зондирование на ходу судна производится следующим образом. После опускания зонда с борта движущегося судна электрическая лебедка на борту судна переводится в режим вытравливания, Г1ри этом скорость вытравливания кабель-троса устанавливается несколько большей скорости движения судна, и благодаря наличию тяжелого балласта б зонд погружается со скоростью свободного падения. Конструкция зонда и форма балласта 6 определяют практически вертикальное его положение при зондировании. Глубина погружения зонда зависит от длины вытравленного кабельтроса и скорости судна.

При достижении необходимой или максимальной глубины вытравливание кабельтроса 11 прекращается. При дальнейшем движении судна зонд под действием вертиПри подходе судна к точке, где должно производиться следующее зондирование, выбирают кабель-трос — 11, оставляя за бортом 20 — 50 м его длины. При достижении очередной точки зондирование производят в соответствии с указанной методикой.

40 формула изобретения

I. Зонд для измерения параметров морской воды на ходу судна, содержащий герметичный аппаратурный контейнер с крышками, на нижнем торце которого размещены измерительные датчики, а также балласт, выполненный в виде рубашки каплевидной формы, охватывающий герметичный контейнер, и узел силового крепления и ввода конца кабель-троса, расположенный в верхней части балласта, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения измерений в режиме буксировки с периодическим зондированием, увеличения глубины зондирования и сокращения. эксплуатационных расходов, кальной составляющей силы натяжения кабель-троса начинает всплывать и. переходит в режим буксировки. Глубина буксировки также определяется скоростью судна !

% и длинои вытравленного кабель-троса и может регулироваться вытравливанием или наматыванием кабель-троса с помощью электрической кабельной лебедки на борту судна. При буксировке усилия натяжения кабель-троса, динамические рывки вибрации прикладываются к скобе 8 и коушу 10 узла силового крепления и ввода, а ввод кабель-троса в балласт 6 благодаря амортизатору 14 практически разгружен от силовых нагрузок, что позволяет использовать зонд в режиме долговременной многосуточной буксировки без повреждений ка.бель-троса 11. Вторая петля !6 кабель-троса 11 во время буксировки выполняет в некоторой степени роль стабилизатора и пре.дотвращает вращение зонда вокруг продольной оси. Обтекатель 19 предохраняет датчики 5 зонда от повреждений при их столкновениях с морскими организмами, твердыми взвесями и т.п., не препятствуя протеканию около датчиков 5 воды, параметры ко35 торой измеряются.

1354571 узел силового крепления и ввода конца кабель-троса снабжен закрепленным на нем амортизатором и обоймой, установленными в проточке, выполненной в балласте под . углом 35 — 45 к его продольной оси, при этом кабель-трос перед входом в амортизатор образует петлю, имеющую форму эллипса, больший диаметр которого равен

1,7 — 2,7, а меньший 0,9 — 1,5 от максимального размера диаметра балласта, а герме-,тичный контейнер снабжен перфорированным обтекателем, охватывающим датчики и установленным в нижней части этого контейнераа.

2. Зонд по п. l, отличсиощийся тем, что обтекатель выполнен с нижним осевым, а также продольными боковыми и верхними поперечными отверстиями.

l354571

22 дидА

Составитель С. Горячев

Редактор К. Кельская техред И. Верес Корректор О. Кравцова

Заказ 998, . Тираж 366 Подписное

ВНИИПИ Гос1 . 1рственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l,i035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.„д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4