Способ холодной прокатки тонких полос из малоуглеродистой стали
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке тонких полос, лент и жести. Способ холодной прокатки тонких полос малоуглеродистой стали состоит в том, что после тижения суммарной степени деформации 75-88% в процессе дальнейшей прокатки температуру поддерживают в диапазоне 160-230 с. Это позволяет разупрочнить наклеп,возникающий в процессе прокатки , и исключить разложение смаЗ- ки, подаваемой в очаг деформации, 1 табл. 2 ил. сл оо СП 01 оо
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (бц 4 В 21 В 1/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4063590/31-02 (22) 29.04.86 (46) 30.11.87 ° Бюл. № 44 (71) Завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате и Институт металлургии им. А.А.Байкова (72) А.Ф.Пименов, А.В.Васильев, А.И.Трайно, Е.М.Лещинская, О.Н.Сосковец, В.Е.Пятецкий, С.Г.Горбунков, Л.Г.Матюха и В.Л.Шахов (53) 621.77.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 889162, кл. В 21 В 1/38, 1980.
Антонов С.П. и др. Холодная прокатка стали. M. Металлургия, 1965, с. 102, 114-115.
„.SU„,, 1355301 А1 (54) СПОСОБ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ ТОНКИХ
ПОЛОС ИЗ МАЛОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ (57) Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке тонких полос, лент и жести. Способ холодной прокатки тонких полос малоуглеродистой стали состоит в том, что после достижения суммарной степени деформации
75-88Х в процессе дальнейшей прокатки температуру поддерживают в диапазоо не 160-230 С.Это позволяет разупрочнить наклеп,возникающий в процессе прокатки, и исключить разложение смазки, подаваемой в очаг деформации.
1 табл. 2 ил.
1 135
Изобретение относится к прокатному производству и может быть испольэованд при прокатке тонких полос, лент и жести в линиях непрерывных реворсивных,прокатных станов.
Цель изобретения состоит в снижении энергосиловых параметров процесса прокатки и повышении качества полос путем разупрочнения металла в очаге деформации.
Пример. Горячекатаную травленую полосу сечением 2,4х1100 мм из стали 08 кп, смотанную в рулон массой 24 т, устанавливают на разматывателе 6-клетевого стана 1400 холодной прокатки, оснащенного системой подачи пальмового масла к валкам и полосе, а также подогревателем по-лосы, установленным между 5 и 6-й клетями. Передний конец полосы задают в валки всех клетей стана, закрепляют на разматывателе и устанавливают следующий режим суммарных деформаций в первых пяти клетях „стана:
Номер клети Суммарная деформация
1 28
2 54
3 69
4 76
5 82
После 5-й клети с помощью нагреватео ля полосу подогревают до 160 С, подают к полосе и валкам пальмовое масло и обжимают полосу с суммарной степенью деформации 93,3% до конечной толщины О, 16 мм. В процессе деформации выделяется тепло, поэтому температура металла в очаге деформао ции возрастает до 195 С, Затем осуществляют прокатку всей полосы, с поддержанием указанных режимов. Благодаря тому, что температура наклепанного металла в очаге деформаций о
6-й клети равна 195 С, усилие прокатки в ней составляет 1430 т, разнотолщинность не превышает +0 016 мм, а неплоскостность равна 2 мм/м.
Варианты реализации способа приведены в таблице, где дана также раз нотолщинность прокатанных полос.
Из таблицы следует, что при реализации технологии по режимам в пределах заявленных диапазонов (варианты 2-4) имеют место снижение энергосиловых параметров процесса и повышение качества тонких полос: усилие прокатки уменьшается до 1500-1610 т, 530! 2
50 разнотолщинность - до +0,016-0,018 мм неплоскостность — до 2-4 мм/м. При запредельных значениях параметров (варианты .1, 5, 6, 8, 9) усилие про-. катки возрастает до 1980-2200 т, разнотолщинность становится равной
0,028-0,038 мм, неплоскостность 5—
8 мм/м. Если же предварительная суммарная степень деформации (перед разогревом металла в очаге деформации) превышает 88% (вариант 7). то в этих предварительных проходах теряется точность и ухудшается плоскостность полосы, поэтому, несмотря на снижение энергосиловых параметров процесса, повышения качества тонких полос не происходит (разнотолщинность равна +0,040 мм, а неплоскостность 8-10 мм). В случае прокатки по способу-прототипу (вариант 10) усилие прокатки значительно выше, а точность и плоскостность хуже, чем при прокатке по предлагаемому способу.
На фиг. 1 изображено семейство зависимостей давления прокатки, а на фиг. 2 — показателя точности полосы от температуры металла в очаге деформации. Кривая 1 соответствует предварительной деформации 73%., кри,вая 2 — 75%, кривая 3 — 82X, кривая
4 — 88X, кривая 5 — 90%. Пунктирной линией на фиг. 2 обозначена допустимая разнотолщинность тонких холодно- катаных полос.
Из фиг. 1 следует, что при суммарной степени деформации в предыдущих проходах меньше 75% (кривая 1) в очаге деформации не происходит снижение сопротивления металла деформации. Поэтому прокатка протекает без снижения энергосиловых параметров процесса и повышения качества тонких полос (кривая 1 на фиг. 2 лежит выше пунктирной линии). Если же суммарная степень деформации превышает 88% (кривая .5), то полоса после. прокатки в предыдущих проходах, имеет низкое качество, что обусловлено ее высокими прочностными характеристиками, и, хотя в дальнейшем происходит ее разупрочнение (фиг.1), точность ее геометрических размеров неудовлетворительна (кривая 5 на фиг, 2 лежит выше пунктирной линии).
При температуре металла в очаге деформации ниже 160 С (кривые 2, 3, 4 фиг. 1) снижение энергосиловых паРежимы прокатки и качество тонких полос
Показатель качества
Температура металла в очаге дефоро мации, . С
Усилие
Предварительная степень дефбрмации
Вариант полос прокатки, т
Неплоскостность, мм/м
Раэнотолщинность, мм
158
5-7
3-4
160
195
230
8-10
232
5-6
195
8-10
195
82
6-7
158
232
7-8
10 (прототип) 6-7
2300 +0,035
81,3
П р и м е ч а н и е. Суммарная степень деформации готовой полосы во всех случаях равна 93,3Х. з
13553 раметров происходит не во всех случаях и точность прокатки ниже допустимого уровня. При повышении этой температуры более 230 С в очаге деформации под действием давления про5 катки происходит разложение масла смазки, возрастают контактное трение, энергосиловые параметры процесса (фиг. 1), снижается точность тонких полос (фиг, 2) и их качество, Формула изобретения
Способ холодной прокатки тонких . полос из малоуглеродистой стали, 01 4 включающий деформацию металла валками за несколько проходов с одновременной подачей смазки к валкам и полосе, отличающийся тем, что, с целью снижения энергосиловых параметров процесса прокатки и повыщения качества полос путем раэупрочv кения наклепанного металла в очаге деформации, прокатку после достйжения суммарной степени деформации 75 — 88 Ж проводят при тем- пературе металла в очаге деформации 160-230 С.
2000 +0,030
1600 +0,018
1500 +0,016
1610 +0,017
1990 +0,040
1980 +0,028
1510 +0,040
2200 +0,033
1980 +0,038
1355301
7ЯУ
Редактор А.Маковская
5737/8
Заказ
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
7747
ЛЮ
lй7
Л27
ЯР
Ж
Ь
1 ф
1 Î ю
1Е0 1Ы ЮР 710 УЩ 770
k rrepumypcv emu na, ФЬг. Г др руд rzu zru гм zm
Ниаературц иеиюалла. С Ф4 г, 3
Составитель M.Áëàòîâà
Техред А.Кравчук Корректор Л.Пилйпенко
Тираж 481 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5