Канал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям. Цель изобретения - повышение эффективности работы путем снижения энергозатрат на пропуск леса. Канал включает подковообразной формы в плане понтоны 1, соединенные вдоль по длине канала тягами и поперек его штангами 3 через стойки 4 и кронштейны 5. На стойках 4 с помошью вкладышей 6 установлены с возможностью враш,ения барабаны 7 с упруго-эластичной облицовкой 8 и приводом враш,ения, выполненным в виде лопастей 9. Стойки 4 устанавливаются в пазах 10 кронштейнов 5, которые крепятся к береговым опорам растяжками 13. Течение реки, воздействуя со стороны канала на лопасти 9 барабанов 7, враш.ает их. Сплавляемые бревна 17 контактируют с облицовкой 8 барабанов 1 и получают импульс движения, направленный к центру канала, что обеспечивает отсутствие заторов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. сл со сд сд 05 05 ND (Pus. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4053710/29-15 (22) 07.03.86. (46) 30.11.87. Бюл. № 44 (75) А. П. Пермяков (53) 634.0.378 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 619428, кл. В 65 G 69/20, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 998270, кл. В 65 G 69/20, 1980. (54) КАНАЛ (57) Изобретение относится к гидротехническим сооружениям. Цель изобретения— повышение эффективности работы путем снижения энергозатрат на пропуск леса.

Канал включает подковообразной формы в плане понтоны 1, соединенные вдоль по

„„SU„„1355662 (sg 4 Е 02 В 8 08 В 65 G 69 20 длине канала тягами и поперек его штангами 3 через стойки 4 и кронштейны 5. На стойках 4 с помощью вкладышей 6 установлены с возможностью вращения барабаны 7 с упруго-эластичной облицовкой 8 и приводом вращения, выполненным в виде лопастей 9. Стойки 4 устанавливаются в пазах 10 кронштейнов 5, которые крепятся к береговым опорам растяжками 13. Течение реки, воздействуя со стороны канала на лопасти 9 барабанов 7, вращает их. Сплавляемые бревна

17 контактируют с облицовкой 8 барабанов 7 и получают импульс движения, направленный к центру канала, что обеспечивает отсутствие заторов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1355662

Формула изобретения

1

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к каналам для проводки одиночных бревен по лесосплавным рекам.

Цель изобретения -- повышение эффективности работы путем снижения энергозатрат на пропуск леса.

На фиг. 1 изображен к-íàë,,вид сверху; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2.

Канал содержит секционные подковообразной формы в плане понтоны 1, соединенные вдоль канала регулируемыми по длине тягами 2 и жестко соединенные поперек канала штангами 3 через вертикальные стойки 4 и кронштейны 5. На вертикальных стойках 4 посредством вкладышей 6 установлены с возможностью свободного вращения направляющие барабаны 7 с упруго-эластичной облицовкой 8 и приводом вращения, выполненным в виде лопастей 9. Вертикальные стойки 4 закрепляются в пазах 10 кронштейнов 5. Продолжением вертикальных стоек 4 служат штоки 11, на которых для удобства обслуживания и ремонта канала устанавливаются номера 12 участков канала.

Кронштейны 5 с помощью растяжек 13 закрепляются за береговые или русловые опоры (не показаны). Понтоны 1 соединены с тягами 2 с помошью шарниров 14 и 15. На концах понтонов 1 выполнены скосы 16 с образованием между ними угла, обращенного вершиной к оси канала. Сплавляемые бревна обозначены позицией 17. Барабан 7 устанавливается в реке таким образом, чтобы лопасти 9 были расположены выше нижней кромки понтона 1.

При этом, понтон 1 экранирует лопасти 9 со стороны реки, оставляя их открытыми со стороны канала.

Размеры понтона 1 определяются из условия обеспечения всему сооружению положительной плавучести.

Упруго-эластичные облицовки 8 барабанов 7 могут быть выполнены торообразной формы. В этом случае можно использоваь отслужившие автомобильные покрышки, заполненные каким-либо вспененным составом, например, пенополиуретаном.

Канал работает следующим образом.

Бревна 17 направляются в канал и движется вниз по течению реки. Поток реки скосом 16 понтона 1 направляется на лопасти 9 барабана 7, обращенные внутрь канала и раскручивает барабан 7 с упругоэластичной облицовкой 8.

Барабаны 7 с правой по течению реки стороны канала раскручиваются по часовой стрелке, левые — против часовой стрелке.

Таким образом, плывущие по каналу бревна 17 контактируют с упруго-эластичной облицовкой 8 барабанов 7, находящихся в

2 непрерывном вращательном движении. При этом, с какой бы стороной канала не взаимодействовали сплавляемые бревна 17 — с правой или с левой — они в любом случае оттесняются к центру канала и получают импульс движения по течению реки. Удары бревен 17 смягчаются эластичной облицовкой 8 и передаются на цепь понтонов 1, где окончательно гасятся благодаря шарнирам 14 и демпфирующему действию воды. Кроме того, наличие шарниров 14 и 15 позволяет понтонам получать некоторые смещения в пределах упругости растяжек 13 и зазоров в сочленениях, что является необходимым для восприятия ударов бревен 17 и волнения акватории реки.

Канал целесообразно устанавливать на малых лесосплавных реках, где протяженность пути следования сплавляемых бревен 17 обычно составляет от нескольких километров до двух-трех десятков километров. 3а время преодоления такого расстояния бревна 17 не успевают намокнуть до получения отрицательной плавучести. Однако, если отдельные бревна 17, например, из нижних рядов штабеля или слишком долго находившиеся в запони, при сплаве получат отрицательную плавучесть, то они опустятся вниз, лягут на штанги 3 и не будут препятствовать пропуску плывущих бревен 17.

При периодическом осмотре притопленные бревна 17 извлекаются из канала и отводятся к берегу.

1. Канал преимущественно для лесосплава на реках, включающий секционные понтоны, соединенные между собой вдоль и поперек канала, направляющие, выполненные в виде тел вращения с упругоэластичной облицовкой наружной поверхности, и привод их вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы путем снижения энергозатрат на пропуск леса, понтоны выполнены подковообразной формы в плане и обращены вогнутой стороной к оси канала, а направляющие выполнены в виде вертикальных барабанов, установленных с вогнутой стороны понтонов, при этом привод вращения направляющих выполнен в виде лопастей, установленных по периметрам барабанов выше нижних кромок понтонов, концы которых выполнены в плане со скосами с образованием между ними угла, обращенного вершиной к оси канала.

2. Канал по п. 1, отличающийся тем, что облицовка направляющих выполнена торообразной формы преимущественно из утилизованных автопокрышек.

1355662

1355б62

Составитель Б. Г1оспелов

Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Шароши

За каз 5472/27 Тираж 607 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Г1роизнодственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4