Прямозубая цилиндрическая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - снижение виброактивности прямозубой цилиндрической передачи. На торцах одного из колес (1) или с разных торцов обоих колес на ширине зоны однопарного зацепления выполнены проточки 3, очередные по параболе с максимальным углублением в точке на начальной окружности 4 на глубину 1/6 ширины венца. Выравнивание суммарной жесткости получают путем изменения контактной составляющей жесткости, чтобы оно компенсировало изменение изгибной составляющей жесткости,7 ил. I (Л ОО СЛ сл 00 о 00 .1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (И) 55808 А I (51)4 Р 16 Н 1/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4033432/25-28 (22) 05.03.86 (46) 30. 11.87. Бюл. У 44 (7 1) Казахский политехнический ийститут им. В.И.Ленина (72) Э.Л.Айрапетов, С.Э.Айрапетов, В.И.Апархов, Н.А.Евсикова, Т.Н.Мельникова и Т.А.И(арипов (53) 621.831(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 528400, кл. F 16 Н 1/04, 1974. (54) ПРЯИОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — сниже ние виброактивности прямозубой цилиндрической передачи. На торцах одного из колес (1) или с разных торцов обоих колес на ширине зоны однопарного зацепления выполнены проточки 3, очередные по параболе с максимальным углублением в точке на начальной окружности 4 на глубину 1/6 ширины венца. Выравнивание суммарной жесткости получают путем изменения контактной составляющей жесткости, чтобы оно компенсировало изменение д изгибной составляющей жесткости.7 ил.

1355808

Изобретение относится к машиностроению.

Целью изобретения является сниже" .ние виброактивности зубчатой передачи путем выравнивания жесткости по фазе зацепления при пересопряжении зубьев.

На фиг. 1 схематически изображено зубчатое колесо передачи, на фиг . 2 — то же, парное зубчатому колесу по фиг.,; на фиг. 3-6 — варианты выполнения колес передачи; на фиг. 7 — кривые изменения суммарной жесткости пары зубьев по фазе зацепления, Прямозубая цилиндрическая передача содержит сопрягаемые зубчатые колеса 1 и 2, высота зубьев которых на участке или участках длиной, рав" ной половине ширины В зубчатого венца, уменьшена до предельных точек зоны однопарного зацепления. На торцах колес со стороны участка (фиг. 3-6) или участков (фиг. 1,2) с полной высотой зубьев выполнены параболические в осевом сечении проточки 3 шириной на торцах, равной ширине зоны однопарного зацепления, глубиной, равной 1/6 ширины В зубчатого венца, и с максимальным углублением на начальной окружности 4.

В обычной прямозубой цилиндрической передаче жесткость зубьев по фазе зацепления периодически изменяется согласно кривой 5. При этом принимается, что жесткость. изменяется ступенчато в два раза при переходе с однопарного (С ) к двухпарному (С ) зацеплению, которое и является одйим из мощных источников колебаний и шума.

На фиг. 7 обозначено: Я вЂ” коэффициент .перекрытия; х — относительная координата точки контакта зубьев на линии зацепления, выраженная в долях основного шага (х = 0 соответствует входу пары зубьев в зацепление, х = Я вЂ” 1 — началу однопарного зацепления данной ° пары зубьев, х = — — выходу пары зубьев иэ зацепления); 6 — кривая изменения жесткости пары зубьев передачи с уменьшенной на части ширины. зубчатых венцов высотой 7 — кривая изменения жесткости пары зубьев предлагаемой переда Д» с

Прямозубая цилиндрическая передача работает следующим образом.

Вращение передается с колеса 1 на колесо 2 или наоборот. Выравнивание

5 жесткости по фазе зацепления осуществляется следующим образом. При постоянной суммарной длине контактных линий жесткость зубьев изменяется согласно параболической кривой в зоне однопарного зацепления в силу того, что в полюсе эацеппения жесткость максимальная и падает на входе и выходе зубьев из зацепления за счет падения изгибной составляющей. Выравнивание жесткости можно получить, если добиться изменения контактной составляющей жесткости зубьев. таким образом, что оно будет компенсировать изменение изгибной составляющей жесткости.

Поскольку контактная составляющая жесткости зависит лишь от длины зуба в зоне однопарного зацепления, Z5 то выравнивание суммарной жесткости обеспечит изменение,цлины зуба с минимумом на начальной окружности в зоне однопарного зацепления. Постоянная суммарная жесткость зубьев в зоне однопарного зацепления позволяет избавиться от дополнительной шумности нагруженной прямозубой передачи.

Параболические выборки материала — проточки 3 на торцах зубьев

35 зубчатых колес 1,: соответствуют т закону изменения изгибных составляющих жесткостей зубьев колес. Эти изменения снижают уровень колебаний и

40 шума передачи ,Формула изобретения

Прямоэубая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса, вы4 сота зубьев которых на участке или участках длиной, равной половине ши45 рины зубчатого венца, уменьшена до предельных точек зоны однопарного зацепления, о т л н ч а ю щ а я с я тем, что, с, целью снижения виброактивности, на торцах колес со стороны

50 участка или учась коз с полнои высотой зубьев выполнены параболические в осевом сечении проточки шириной на торцах, равной ширине зоны однопарного зацепления, глубиной, равной

1/6 ширины зубчатого венца, и с максимальным углублением на начальной окружности.

1355808

1355808

Составитель М.Левинский

Техред Л.Сердюкова Корректор В,Гирняк

Редактор М.Бандура

Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5764/34

Р

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4