Винтовая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к реверсивным ВИНТОВЫМ передачам с плавной остановкой и реверсированием движения ведомого звена. Цель изобретения повьпиение надежности переда чи за счет снабжения ее дополнительной обгонной муфтой и механизмом ее выключения . При вращении ведущего вала 2, например, по часовой стрелке он. связан с пустотелым ходовым винтом 3 через ролики 6 и втулку 8 нижней об (Л со СП сл 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (д g F 16 H 25/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А 8TOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
RO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4030639/25-28 (22) 04. 03. 86 (46) 30.11 ° 87. Вюл. Р 44 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований, испытания и контроля нефтегазоразведочных скважин (72) Ю.И.Попов, С.Н.Шерстнев и И.И.Смирнов (53) 621.231.223(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11» 10735 17, кл. F 16 Н 25/24, 1984.
„„SU„„1355811 А 1 (57) Изобретение относится к ревер" сивным винтовым передачам с плавной остановкой и реверсированием движения ведомого звена. Цель изобретения— повышение надежности передачи за счет снабжения ее дополнительной обгонной муфтой и механизмом ее выключения. При вращении ведущего вала
2, например, по часовой стрелке он, связан с пустотелым ходовым винтом 3 через ролики 6 и втулку 8 нижней об135581 гонной муфты, а верхняя обгонная муфта имеет. холостой ход. Гайка 4, смещаясь вниз, .с помощью втулки 8 и штифта 10 ..выводит ролики 6 из зацеп-. ления, в результате чего винт 3 и гайка 4 останавливаются. При ревер1 сировании вращения вала 2 включается верхняя обгонная муфта. Гайка 4 смещается вверх и в конце хода выключает верхнюю обгонную муфту. При новом реверсировании вращения вала 2 цикл повторяется, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к преобразователям вращательного движения в поступательное, в частности к винтовым передачам, и может найти применение в, устройствах, где требуются плавные остановка и перемена направления движения ведомого звена.
Цель изобретения - повышение надежности за счет снабжения передачи дополнительной обгонной муфтой и механизмом ее выключения.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема предлагаемой передачи; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг ° 1.
Винтовая передача содержит корпус
1, размещенный в корпусе 1 с возможностью вращения ведущий вал 2, размещенный на валу 2. концентрично ему пустотелый ходовой вийт 3 и размещенную в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения гайку 4, взаимодействующую .с ходовым винтом 3.
Ходовой винт 3 и ведущий вал 2 . кинематически связаны между собой размещенными на противоположных концах винта 3 обгонными муфтами соответственно правого и левого вращения, каждая из которых состоит из выполненных на внутренней поверхности винта 3 звездочек 5-и роликов
6, размещенных между наружной поверхностью ведущего вала 2 и внутренней поверхностью карманов звездочки 5.
Для большей надежности ролики 6 заключены в сепаратор 7.
Каждая обгонная муфта имеет механизм выключения, состоящий .из втулки 8, пружины 9 и штифта 10. Штифты
10 запрессованы в стенки втулок 8 и размещены с возможностью осевого перемещения в сквозных криволинейных пазах !1 винта 3 и прямолинейных па2 зах 12 сепараторов 7. Втулки 8 взаимодействуют каждая с соответствующим торцом гайки 4.
Винтовая передача работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 2, например, по часовой стрелке ролики 6 нижней обгонной муфты заклиниваются между наружной поверхностью вала 2 !
О и внутренней поверхностью нижней звездочки 5, сообщая тем самым вращение в ту же сторону винту 3. В то же время ролики 6 верхней обгонной муфты уходят в карманы звездочки 5
1 и тем самым обеспечивают холостой ход верхней обгонной муфты.
Гайка 4 перемещается к нижней обгонной муфте и в конце хода перемещает втулку 8 вместе со штифтом 10 в
20 осевом направлении, сжимая пружину .9. При этом штифт 10, взаимодействуя со стенками пазов 11 и 12, поворачивает сепаратор 7 в соответствующую сторону, в результате чего ролики 6 нижней обгонной муфты уходят в карманы звездочки 5, разъединяя винт
3 и ведущий вал 2. Винт 3 и гайка 4 плавно останавливаются.
При реверсированни вращения ведуЗО щего вала 2 включается верхняя обгонная муфта, сообщая винту 3 вращение в обратном направлении. Гайка 4, перемещаясь также в обратном направлении, освобождает втулку 8 нижней
35 обгонной муфты, которая перемещается вверх под действием пружины 9 и.тем самым подготавливает нижнюю обгонную муфту к следующему включению.
Гайка 4.при дальнейшем перемеще4О нии в конце хода аналогичным образом выключает верхнюю обгонную муфту, после чего при новом реверсировании вращения вала 2 весь цикл повторяется.
Составитель В.Савицкий
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Гирняк
Редактор M.Áàíäóðà
Тираж 804 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
Р по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5764/34
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Пф ектная, 4
13558
Формула изобретения
Винтовая передача, содержащая корпус размещенный в нем с возможЭ
5 ностью вращения ведущий вал, размещенный на ведущем валу концентрично ему пустотелый ходовой винт, размещенную на одном конце ходового винта обгонную муфту, связывающую винт с ведущим валом, механизм ее выключения и гайку, взаимодействующую с ходовым винтом и механизмом выключения обгонной муфты и размещенную в корпусе с воэможностью возвратно-поступательного перемещения, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, передача снабжена размещенной на другом конце ходового винта второй обгонной муфтой для передачи винту вращения в обратном направлении, механизмом ее выключения также для взаимодействия с гайкой и кинематически связанными с механизмами выключения сепараторами, в которых размещены тела качения обгонных муфт.