Гидромотор-колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромотор-колесам , и может быть использовано в качестве привода колес самоходной или прицепной машины, где необходимо обеспечение автоматического включения и выключения гидромотор-колеса в зависимости от условий эксплуатации машины. Цель изобретения - повышение надежности. Стопорное устройство имеет собачки двустороннего действия между выходным элементом 4 механической передачи и валом 6 гидромотор-колеса. Собачки стопорного устройства устанавливаются с возможностью поворота в выходном элементе 4 механической передачи на осях 9, диаметрально смещенных относительно его оси, торцовые поверхности с упором которых пружинами поджаты к корпусу гидромотор-колеса, закрепленному на раме машины, а зубчатый элемент 13 с радиальными шлицеобразными зубьями жестко устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса. Выходной элемент 4 механической передачи устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса с возможностью свободного врашения относительно него. 3 ил. i (Л ОО 01 to сд О

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

58 4 В 60 К 7 00.Р s

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4093822/30-11 (22) 18.07.86 (46) 07.12.87. Бюл. № 45 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) К. И. Городецкий, И. В. Иванов, С. И. Михеев, Б. И. Рабинков и А. Б. Халецкий (53) 629.113.585 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 742178, кл. В 60 К 7/00, 1980. (54) ГИДРОМОТОР-КОЛЕСО (57) Изобретение относится к транспортно- . му машиностроению, в частности к гидромотор-колесам, и может быть использовано в качестве привода колес самоходной или прицепной машины, где необходимо обеспечение автоматического включения и выключения гидромотор-колеса в зависимости

„„SU„„1357257 А1 от условий эксплуатации машины. Цель изобретения — повышение надежности.

Стопорное устройство имеет собачки двустороннего действия между выходным элементом 4 механической передачи и валом 6 гидромотор-колеса. Собачки стопорного устройства устанавливаются с возможностью поворота в выходном элементе 4 механической передачи на осях 9, диаметрально смешенных относительно его оси, торцовые поверхности с упором которых пружинами поджаты к корпусу гидромотор-колеса, закрепленному на раме машины, а зубчатый элемент 13 с радиальными шлицеобразными зубьями жестко устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса. Выходной элемент 4 механической передачи устанавливается на валу 6 гидромотор-колеса с возможностью свободного вращения относительно него.

3 ил.

1357257

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромоторколесам, состоящим из гидромотора, механического редуктора и механизма отключения в режим свободного качения колеса, и может быть использовано для привода колес самоходной или прицепной машины, где требуется обеспечить включение вспомогательных ведущих колес в работу для повышения тягово-сцепных свойств в условиях плохой проходимости, а также отключение вспомогательных ведущих колес при движении в условиях хорошей проходимости и на транспортных переездах для снижения потерь на перекатывание.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема гидромотор-колеса; на фиг. 2 — стопорное устройство, рабочее положение; на фиг. 3 — то же, нерабочее положение.

Гидромотор-колесо содержит гидромотор 1, установленный на корпусе 2 механической передачи, вал которого жестко соединен с входным элементом 3 механической передачи. Выходной элемент 4 механической передачи устанавливается на подшипниках 5 на валу 6 гидромотор-колеса, установленном в корпусе механической передачи на подшипниках 7. В ступицах 8 выходного элемента 4 устанавливаются на осях 9 стопорные устройства 10, выполненные в виде собачек 11 с хвостовиками. Оси 9 пружинами 12 прижимаются к корпусу механической передачи, который жестко устанавливается на раме машины или к балке вспомогательного моста. Торцовая поверхность оси выполнена в виде эксцентрично смещенной относительно оси симметрии выступающей поверхности с упором! На выходном валу гидромотор-колеса устанавливается зубчатый элемент 13 с равномерно расположенными по окружности радиальными шлицевыми зубьями.

Гидромотор-колесо работает следующим образом.

При движении машины в тяжелых по проходимости условиях и включении гидрооб .еvного привода вал гидромотора 1 приводит во вращение механическую передачу.

При вращении выходного элемента 4 механической передачи относительно корпуса механической передачи выступающая эксцентрично смещения торцовая поверхность с упором оси 9, прижатая пружиной 12 к корпусу за счет трения, обеспечивает поворот оси с установленной на ней собачкой 11 в направлении вращения выходного элемента механической передачи.

Хвостовик собачки 11 входит в соприкосновение с боковой поверхностью одного из радиальных зубьев элемента 13, жестко установленного на валу гидромотор-колеса, и приводит его во вращение, передавая крутящий момент от вала гидромотора к колесу вспомогательного привода (фиг. 2). Собачка 11 имеет симметрично расположенные

"О хвостовики, и работа гидромотор-колеса обеспечивается также при движении задним ходом.

Гидрообъемный вспомогательный привод эффективен и включается только при работе

i5 в узком диапазоне рабочих скоростей машины, что обеспечивается соответствующим расчетом частоты вращения колес вспомогательного привода для обеспечения согласования действительных линейных скоростей движения основных ведущих и вспомога20 тельных ведущих колес. При движении машины на повышенных скоростях основные ведущие колеса сообщают вспомогательным колесам свою скорость, их выходной вал 6 начинает обгонять выходной элемент 4 механической передачи и радиальные шлицевые зубья элемента 13 выводят собачки 11 из зацепления. Вал 6 гидромотор-колеса при этом свободно вращается в опорных подшипниках 7 (фиг. 3) . Это обеспечивает снижение потерь на перекатывание колес вспомогаЗО тельного привода и, соответственно, повышение экономичности работы машины, а также предохраняет гидромотор 1 от вращения с частотой, превышающей максимальную.

Формула изобретения

Гидромотор-колесо привода ходовой части самоходной машины, содержащее корпус, гидромотор, выходной вал которого связан с входным валом механической передачи, выходной элемент которой связан кинемати4О чески с валом колеса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, выходной элемент механической передачи установлен свободно на валу колеса, а на указанном элементе установлена ось со стопор45 ным устройством, выполненным в виде двусторонней собачки, установленной эксцентрично оси выходного элемента для. взаимодействия с зубчатым элементом механической передачи, установленным жестко на валу колеса, при этом ось одним торцом под5О пружинена относительно корпуса механической передачи, а другая ее торцовая поверхность выполнена с упором, размещенным эксцентрично относительно оси поворота собачки для контакта с корпусом.

1357257

71

Составитель Н. Николаева

Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 5488/! 5 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4