Указатель изменения направления движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам получения прерывистого светового сигнала с контролем исправности сигнальных ламп. Целью изобретения .является повышение надежности указа™ теля. Указатель снабжен делителем опорного напряжения, состоящим из резисторов 12, 13, резистором 14 обратной связи и дополнительным резистором 11, подключение которых соответственно к входам задатчика 1 циклов , выполненного на компараторе, и в цепь питания ключевого элемента 9 узла 6 контроля позволяет упростить построение указателя и повысить стабильность частоты повторения и скважности импульсов при изменении питания и температуры. Указатель информирует водителя транспортного средства при выходе из строя одной из сигнальных ламп 7 увеличением частоты повторения импульсов задатчика 1 циклов. 2 ил. сл со сл vj to 00 фиг. А

СО!ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gled 4 В 60 Q /38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3859914/27-11 (22) 25.02.85 (46) 07.12.87. Бюл. N - 45 (71) Калужский завод автомотоэлектрооборудования им. 60-летия Октября (72) А. В. Жуков, В. Б, Клейменов и Г. И. Стасев (53) 629.113.066,018(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1020281, кл. В 60 Q 1/38, 198!. (54) УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам получения прерывистого светового сигнала с контролем исправности сигнальных ламп. Целью изобретения является повышение надежности указа„„:э0„„13572 О А1 теля. Указатель снабжен делителем опорного напряжения, состоящим из резисторов 12, 13, резистором !4 обратной связи и дополнительным резистором 11 подключение которых соответственно к входам задатчика циклов, выполненного на компараторе, и в цепь питания ключевого элемента 9 узла 6 контроля позволяет упростить построение указателя и повысить стабильность частоты повторения и скваж" ности импульсов при изменении питания и температуры. Указатель информирует водителя транспортного средства при выходе из строя одной из сигнальных ламп 7 увеличением частоты повторения импульсов задатчика 1 циклов.

2 ил.

Изобретение относится к устройствам получения прерывистого светового сЯгнала с контролем исправности сиг-. нальных ламп, в частности к указателям направления движения транспортного средства.

Цель изобретения — повышение надежности указателя .

llа фиг. 1 показана электрическая схема указателя изменения направления; на фиг. 2 вЂ, эпюры напряжений на инвертирующем входе компаратора при исправных сигнальных лампах и при выходе их из строя.

Указатель изменения направления движения транспортного средства содержит задатчик 1 циклов, на входе которого подключена RC-цепь, состоящая из резистора 2 и конденсатора 3, а на выходе — прерыватель 4, включенный через последовательно соединенные переключатель 5 поворотов и узел 6 контроля сигнальных ламп 7, состоящий из датчика 8 тока и ключевого элемента 9, в цепь питания ламп

7. Параллельно цепи питания ламп 7 подключен элемент 10 индикации прерывания. Указатель также снабжен дополнительным резистором 11, делителем опорного напряжения, состоящим из резисторов 12 и 13, и резистором 14 обратной связи. Резистор 11 включен в цепь питания ключевого элемента 9 узла 6 контроля.

Задатчик 1 циклов выполнен на компараторе, инвертирующий вход и выход которого является соответственно входом и выходом задатчика l, при этом неинвертирующий вход компаратора подключен к делителю опорного напряжения (точка соединения резисторов 12 и 13) и через резистор 14 обратной связи к выходу компаратора, Резистор 2 подключен через переключатель 5 поворотов и сигнальные лампы 7 к одному из полюсов источника питания, а конденсатор 3 — к точке соединения резистора 11 и ключевого элемента 9.

Указатель работает следующим образом.

В исходном состоянии, когда переключатель 5 поворотов разомкнут, конденсатор 3 разряжен, так как его выводы через резистор 11 и через резистор 2 и элемент 10 индикации прерывания подключены к одному и тому же выводу источника питания, Потенциал на инвертирующем входе задатчика 1

Б<б «<4

R

+ B<5 B<4

В ° В„ + Б„

На выходе задатчика формируется потенциал, равный потенциалу общего вывода источника питания, и удержи- . вает прерыватель 4 в ...эомкнутом сос-. тоянии, Ток через датчи-. 8 узла 6 контроля не протекает, и его ключевой элемент 9 разомкнут.

При замыкании подвижного контакта переключателя 5 с одним из его неподвижных контактов резистор 2 под2В ключается через переключатель 5 и одну из пар сигнальных ламп 7 к общему выводу источника питания и конденсатор 3 заряжается по цепи общий вывод источника питания — сигнальные лампы

30 7 — переключатель 5 — резистор 2— конденсатор 3 — резистор 11 — вывод источника питания. Величина резистора 11 выбрана значительно меньше величины резистора 2 и на формирование длительности импульса влияния не ока зывает. Потенциал на инвертирующем входе задатчика 1 экспоненциально уменьшается, стремясь к потенциалу общего вывода источника питания. В . момент, когда он становится меньше потенциала U<, задатчик 1 изменяет свое состояние. На его выходе устанавливается потенциал, близкий к напряжению Е„.источника питания, и прерыватель 4 замыкается. По цепи вывод источника питания — прерыватель 4— датчик 8 — переключатель 5 — сигнальные лампы 7 — общий вывод источника питания начинает протекать ток. Сигнальные лампы 7 загораются, На инвертирующем входе задатчика 1 устанавливается потенциал

+ B, Резистор 2 через датчик 8 и замкнутый прерыватель 4 подключается к

7280 2 равен напряжению Е„источника питания. llотенциал на неинвертирующем вховходе задатчика 1 определяется делиВ .телем опорного напряжения на резисторах 12 и 13 и резистором 14 обратной связи и равен:

3 1 источнику питания. Если сигнальные лампы 7 исправны, то ключевой элемент 9 узла 6 контроля сигнальных

JIdMII 7 замыкается, Потенциал на инвертирующем входе задатчика 1 скачкообразно изменяется до величины

357280 л у

4 тания протекает ток. Сигнальные ампы 7 загораются. Далее цикл работы казателя изменения направления движения транспортного средства повторяется.

Амплитуда напряжения на обкладках конденса гора 3 составляет

Конденсатор 3 перезаряжается по !0 цепи общий вывод источника питания ключевой элемент 9 — конденсатор 3 резистор 2 — датчик 8 — замкнутый прерыватель 4 — источник питания. При этом потенциал на инвертирующем вхо- f5 де задатчика 1 экспоненциально увеличивается, стремясь к потенциалу

Е источника питания. В момент, когда он превысит ;,отенциал U, задатчик

1 изменяет свое состояние и на его 20 выходе устанавливается потенциал, близкий к потенциалу общего .вывода источника питания, прерыватель 4 размыкается. По цепи вывод источника питания — прерыватель 4 — датчик 8 — 25 переключатель 5 — сигнальные лампы

7 — общий вывод .источника питания протекание тока прекращается. Сигнальные лампы 7 гаснут, ключевой элемент 9 размыкается, резистор 2 30 через переключатель 5 и сигнальные лампы 7 подключается к общему выводу источника питания.

На неинвертирующем входе задатчика 1 вновь устанавливается потенциал

U, а на инвертирующем входе задатчика 1 потенциал скачкообразно изменяется до величины

4 2 П

Конденсатор 3 перезаряжается по цепи общий вывод источника питания - сигнальные лампы 7 — переключатель

5 — резистор 2 — конденсатор 3 — ре- 45 зистор 11 — вывод источника питания.

При этом потенциал на инвертирующем входе задатчика 1 экспоненциально уменьшается, стремясь к потенциалу общего вывода источника питания, В 50 момент, когда он становится меньше потенциала U„, задатчик 1 изменяет свое состояние, на его выходе устанавливается потенциал, близкий к потенциалу Е, источника питания. Пре-55 рыватель 4 замыкается. По цепи вывод источника питания — прерыватель 4 датчик 8 — переключатель 5 — сигнальные лампы 7 — общий вывод источника

+ (Uz 1-, ) °

Изменение на переключателе 5 потенциала U от нуля до максимальной величины управляет элементом 10 индикации прерйвания, информирующим водителя о работе устройства и исправности сигнальных ламп 7.

При неисправности (обрыве) нити о .. одной .из сигнальных ламп 7 в закнутом положении переключателя 5 резистор 2 через исправную сигнальную-лампу 7 подключается к общему выводу источник ка питания. Конденсатор 3 начинает заряжаться по цепи общий вывод 9 источника питания — исправная сигнальная лампа 7 — переключатель 5 — резистор 2 — конденсатор 3 — резистор

11 — вывод источника питания, при этом потенциал на инвертирующем входе задатчика экспоненциально уменьшается, стремясь к потенциалу общего вывода источника питания, и в момент, когда он становится меньше U компаратор 1 изменяет свое состояние и прерыватель 4 замыкается. Через цепь вывод источника питания — прерыватель

4 — датчик 8 - переключатель 5 — -исправная сигнальная лампа 7 — общий вывод источника питания начинает протекать ток. Исправная сигнальная лампа 7 загорается, На неинвертирующем входе задатчика 1 устанавливается потенциал U . Резистор 2 через датчик

8 и прерыватель 4 подключается к источнику питания. Так как величина протекающего тока через датчик 8 стала меньше, то ключевой элемент 9 остается в разомкнутом состоянии. !

Конденсатор 3 разряжается по цепи вывод источника питания — прерыватель 4 - датчик С вЂ” резистор 2 — конденсатор 3 - резистор 11 — вывод источника питания. При этом потенциал на инвертирующем входе задатчика 1 экспоненциально увеличивается, стремясь к напряжению Е источника пии тания, и в момент, когда он превысит потенциал U, задатчик 1 изменяет свое состояние, прерыватель 4 размы1357280 6 работе устройства и неисправности сигнальных ламп 7. нальных ламп.

Еп

Ug

Фи с.

ВНИИПИ Заказ 5933/16 ТиРаж 590 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 кается и сигнальная лампа 7 гаснет.

Резистор 2 через переключатель 5 и исправную сигнальную лампу 7 подключается к общему выводу источника питания.

На неинвертирующем входе эадатчика 1 вновь устанавливается потенциал ключевой элемент 9 находится в разомкнутом состоянии. Конденсатор 3 начинает заряжаться по цепи общий вывод источника питания — исправная сигнальная лампа 7 - переключатель

5 — резистор 2 — койденсатор 3 — резистор 11 — вывод источника питания °

При этом потенциал на инвертирующем входе задатчика 1 экспоненциально уменьшается, стремясь к потенциалу общего вывода источника питания, и в момент, когда он становится меньше

U, задатчик 1 изменяет свое состояние, замыкается прерыватель 4, исправная сигнальная лампа 7 загорается. Далее цикл работы указателя изменения направления движения транс- 25 портного средства повторяется.

Изменение потенциала U, на переключателе 5, равного потенциалу Е„ источника питания, управляет работой элемента 10 индикации прерывания.

Уменьшение амплитуды напряжения на обкладках конденсатора 3 до величины, равной разности потенциалов

2 1

35 вызывает увеличение частоты повторения импульсов, информируя водителя о

Формула из обретения

1.

Указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий задатчик циклов, на входе которого подключена RC-цепь, а на выходе — .включенный в цепь питания сигнальных ламп прерыватель последовательно с переключателем поворота и узлом контроля сигнальных ламп, включающим в себя датчик тока и ключевой элемент, и элемент индикации прерывания, о т л и ч а ю щ -и и с я тем,. что, с целью повышени . надежности, он снабжен делителем опорного напряжения, резистором обратной связи и дополнительным резистором, включенным в цепь питания ключевого элемента, а, задатчик циклов выполнен на компараторе, инвертирующий вход и выход которого являются соответственно входом и выходом задатчика циклов, при этом неинвертирующий вход компаратора подключен к делителю опорного напряжения и через резистор обратной связи к выходу компаратора, резистор и конденсатор RC-цепи подключены соответственно через переключатель поворотов и сигнальные лампы к одному из полюсов источника питания и к точке соединеиия дополнит ельного р езис тор а и ключевого элемента узла контроля сиг=