Пакер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтедобывающей пром-ти и позволяет повысить надежность работы накера при одновре.менном упрощении его конструкции. Пакер содержит полый корпус 1, размещенный на его верхнем конце якорный узел с плашками 12 и центратором. На корпусе 1 установлены уплотнительный элемент с упором 11, соединенным с якорным узлом, а также подвижный кожу.х (ПК) 4. На нижнем конце корпуса 1 установлен хвостовик (X) 13, а во внутреннем канале корпуса 1 - подпружиненный относительно X 13 патрубок (П) 17 и затвор 15. В стенке X 13 размещен стопор в виде подпружиненного штифта 14. При этом П 17 взаимодействует своим нижним торцом в рабочем положении пакера со стопором. Нагнетательный поток жидкости дейстЕ5ует на затвор 15. Он вращается, действует на П 17, перекрывающий проходной кана. 1 пакера. Давление повышается и ПК 4 перемещается вниз, освобождая затвор 15. При сбрасывании давления затвор 15 устанавливается между ПК 4 и П 17, удерживаемым штифтом 14. Далее в скважину закачивают жидкость и происходит фиксация пакера в скважине, а уплотнительный элемент разобщает затрубье от подпакерной зоны. 3 ил. ш (Л - / -гг -1 - г -f з « S л -15 -« W -5 -П -№ -п -lit со ел ел 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1357541 аИ 4 Е 21 В 33/12

ВСЕЮЖ"") Л (1В." „1З

$gjj pl Р "7" .-," Д.

0ПИСЛНИК HSOEPETEHHR г гг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3988640/22-03 (22) 16.12.85 (46) 07.12.87. Ьюл. ¹ 45 (71) Татарский государственный научноисследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) И. И. Андреев и А. А. Г1опов (53) 622.245.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 735746, кл. В 2! В 33/12, 1978.

Г1 роси ект ВД НХ № 8461, Т вЂ” 02948, ВНИИОЭНГ, !977. (54) Г1АКЕР (57) Изобретение относится к нефтедобывающей пром-ти и позволяет повысить надежность работы пакера при одновременном упрощении его конструкции. Пакер содержит полый корпус 1, размещенный на его верхнем конце якорный узел с плашками 12 и центратором. На корпусе 1 установлены уплотнительный элемент с упором 11, соединенным с якорным узлом. а также подвижный кожух (ГIК) 4. На нижнем конце корпуса 1 установлен хвостовик (Х) 13. а во внутреннем канале корпуса 1 — — подпружиненный относительно Х 13 патрубок (П) 7 и затвор 15.

В стенке Х 13 размещен стопор в виде подпружиненного штифта 14. При этом П 17 взаимодействует своим нижним торцом в ðàбочем положении пакера со стопором.

Нагнетательный поток жидкости действует на затвор 15. Он вращается, действует на П 17, перекрывающий проходной канал пакера. Давление повышается и I I K, 4 перемещается вниз, освобождая затвор 15.

При сбрасывании давления затвор !5 устанавливается между ПК 4 и П 17, удерживаемым штифтом 14. Далее в скважину закачивают жидкость и происходит фиксация пакера в скважине, а уll.ëîòíèтельный элемент разобщает затрубье от подпакерной зоны. 3 ил.

1357541

Изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, а именно к пакерным устройствам для применения в нагнетательных скважинах для разобщения межколонного пространства с целью защиты обсадной колонны от высокого давления.

Цель изобретения — повышение надежности работы пакера при одновременном упрощении его конструкции.

На фиг. 1 изображен пакер при спуске его HH ; на фиг. 2 — то же, перед приведением его в действие; на фиг. 3— пакер, рабочее положение.

Пакер содержит корпус 1 с окном А и седлом В (фиг. 1), уплотнительный эле- 15 мент в виде цилиндрической 2 и самоуплотняющейся 3 манжет с кожухом 4, связанным с корпусом срезными тарированными винтами 5. Между манжетами 2 и 3 установлена втулка 6, зафиксированная относительно корпуса пружинным кольцом 7.

К верхнему концу корпуса 1 присоединен якорный узел с центратором в виде переходника 8, шлипсов 9, направляющей 10 с упором 11 и подпружиненных плашек

12, а к нижнему — хвостовик 3, в стенке которого установлен стопор в виде подпру>кипенного штифта 14. В корпусе размещен клапанный узел в виде затвора

15 на оси 16, взаимодействуюгций с кожухом 4 и патрубком 17 с пружиной 18.

О-образные кольца 19 и 20 уплотнякл 30 сопрягаемые поверхности корпуса 1 и кожуха 4.

Пакер работает следующим образом.

После спуска пакера в заданный интервал скважины в колонну НКТ 21 нагнетают жидкость, поток которой действует 35 на затвор 15. Последний, вращаясь относительно оси 16, воздействует на патрубок !7 и, преодолевая усилие пружины

18, садится в седло В корпуса 1, перекрывая проходной канал пакера. После этого давление в колонне НКТ 21 повышается

40 и при достижении его определенной величины кожух 4, срезая тарированныс винты 5, перемегцается вниз, освобождая самоуплотняющуюся манжету 3 и затвор 15 (фиг. 2).

После сбрасывания давления в колонне

НКТ 21 затвор 15 под действием подпружиненного патрубка 17, вращаясь вокруг оси

l6, устанавливается в окне А корпуса 1 между кожухом 4 и патрубком 17, последний из которых удерживается от перемещения вниз штифтом 14 (фиг. 3).

При закачке жидкости в скважину самоуплотняющаяся манжета 3 под действием давления, преодолевая усилие пружинного кольца 7, перемещает втулку 6, упор 11, направляющую 10 со шлипсами 9 вверх.

При этом шлипсы 9 за счет наклонного

Т-образного паза в переходнике 8 перемещаются в радиальном направлении и фиксируют пакер в скважине, а манжеты 2 и 3 разобщают затрубное пространство от подпакерной зоны, предохраняя обсадную колонну 22 от высокого давления (фиг. 3).

Пакер освобождается при натяжении колонны НКТ.

Формула изобретения

Пакер, содержащий полый корпус, размемещенный на его верхнем конце якорный узел с. плашками и центратором, установленный на корпусе уплотнительный элемент с упором, соединенным с якорным узлом, размещенный на корпусе с возмо>кностью осевого перемещения и взаимодействующий с уплотнительным элементом кожух, установленный на нижнем конце корпуса хвостовик и размещенные во внутреннем канале корпуса подпружиненный относительно хвостовика патрубок и затвор, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы пакера при одновременном упрощении его конструкции, он снабжен размещенным в стенке хвостовика стопором, который выполнен в виде подпружиненного штифта, при этом патрубок установлен с возможностью взаимодействия своим нижним торцом в рабочем положении пакера со стопором.

1357541

Составитель Л. Фарукшин

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 5497/29 Тираж 533 Г!одписнос

ВНИИГ1И Государственного комитета СССР по делам изобретений II открытий ! !3035, Москва. Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Г1роизводственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ië.;. .Проектная, 4