Устройство для управления спуско-подъемными операциями на буровых установках

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин. Цель изобретения - - новып ение производительности спускоподъемны.х операций и облегчение условий труда бурпльш,ика в цикле подъема загруженного элеватора. Для этого устр-во снабжено блоками 6 и 22 определения направления перемещения талевого блока и контроля двигателей привода 1 1 буровой лебедки (БЛ), тахогеператором 12 приводного вала, ключом 23, элементо.м И 20 и индикатором 24. К входам блока 6 подключены выходы б.чока 7 определения буксования шинпо-цневматических муфт 10, блока 4 задания скорости спуска бурильного инструмента и тахогенератора 5. Выходы последнего подключены к блоку 7. Выход блока 6 подключен к первому входу элемента И 20, к трем другим входам которого подключены коммутирующий блок 17, блок 18 контроля клинового захвата 19, блок 21 контроля муфт 10 и блок 22 контроля двигателей привода 11 БЛ 9. Выход $ о: ел СП СЛ HsHLig}0 bd пром. ж.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 Е 21 В 44!00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К Д ВТОРСКОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4000293/22-03 (22) 03.01.86 (46) 07.12.87. Бюл. № 45 (71 } Филиал в г. Сызрани Куйбышевского политехнического института им. B. В. Куйбышева (72) В. A. Бражников и Н. И. Заварзин (53) 622.242 (088.8) (56) Вансович A. Р., Сулханшивилли И. Н.

Тиристорная станция управления порошковьtì тормозом. — РНТС: Машины и нефтяное оборудование, М., ВНИИОЭНГ, 1976, ,ф 9

Авторское свидетельство СССР

¹ 791953, кл. Е 21 В 44/00, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СГ!УСКОПОДЪЕМНЪ|МИ ОПЕРАЦИЯМИ HA БУРОВЫХ YCTAHOBKAX (57) Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин. Цель

„„SU„„1357551 А 1 изобретения --- повышение пройзводительности спускоподъемных операций н облегчение условий тпуда бурильшика в цикле подъема загруженного элеватора. Для этого устр-во снабжено блоками 6 и 22 определения направления перемещения талевого блока и контроля двигателей привода 11 буровой лебедки (БЛ), тахогенератором 12 приводного вала, ключом 23, элементом И 20 и индикатором 24. К, входам блока 6 подключены выходы б ока 7 определения буксования шинно-пневматических муфг 1О, блока 4 задания скорости спуска бурильного инструмента ti тахогенератора 5. Выходы последнего подклю ены к блоку 7. Выход блока 6 подключен к первому входу элемента И 20, к трем другим входам которого подключены коммутируюгций блок 7, блок 18 контроля клинового захвата 19, блок 21 контроля муфт 10 и блок 22 контроля двигателей привода 11 БЛ 9. Выход

135755! элемента И 20 подключен к входу ключа 23, подключенного параллельно второму выходу сигнализатора 16 состояния буровых насосов к входу регулятора 8 тока возбуждения порошкового тормоза 2. К, выходу блока 7 подключен индикатор 24. Устр-во!

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам для управления спускоподьемными операциями (СПО) на буровых установках, где в качестве вспомогательного установлен электромагнитный ферропорошковый тормоз.

Цель изобретения — повышение производительности спускоподъемных операций и облегчение условий труда бурильщика в цикле подъема загруженного элеватора.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 — структурная схема блока определения направления перемещения телевого блока; на фиг. 3 — струк- !5 турная схема блока определения буксования шинно-пневматических муфт; на фиг. 4-типичный режим управления в цикле подъем» бурильной колонны на длину одной свечи, на фиг. 5 — — графики движения подъемной системы буровой установки в период

20 замедления в цикле подъема.

Устройство содержит тиристорный блок 1 управления электромагнитным порошковым тормозом 2 с обмоткой 3 возбуждения, 25 запитывающейся от тиристорного блока 1 управления, последний включает блок 4 задания скорости спуска бурильного инструмента с обратной связью по скорости на базе тахогенератора 5, первый и второй выходы которого подключены к одноименным входам блока 6 определения направления перемещения талевого блока и блока 7 определения буксования шинно-пневматических муфт (ШПМ), а также блока 4 задания скорости спуска и регулятор 8 тока возбуждения порошкового тормоза 2, находягце- 35 гося на одном валу с буровой лебедкой 9 и ведомой частью шинно-пневматической муфты 10, ведущая часть муфты сочленена с валом привода 11 буровой лебедки, на котором установлен также тахогенера- 40 тор 12 приводного вала, первый и второи выходы последнего соединены соответственно с третьим и вторым входами блока 7 определения буксования ШПМ. Буровая лебедка 9 имеет ленточный тормоз 13, управление им осуществляется при помощи приосуществляет торможение в конце цикла подъема свечи тормозом 2. Последний включается автоматически без участия ленточного тормоза 13 БЛ 9. Замок колонны ос танавливается в рабочей зоне бурового ключа. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. вода 14, связанного с блоком 15 контроля положения привода ленточного тормоза, выход которого соединен с третьим входом блока 4 задания скорости спуска, четвертый вход последнего подключен к первому выходу сигнализатора 16 состояния буровых насосов, второЙ выход которого соединен с входом регулятора 8 тока возбуждения. К входу тиристорного блока 1 управления подключен выход коммутирующего блока 17, первый вход которого подключен к выходу блока 18 контроля клинового захвата 19 и третьему входу элемента И 20, а второй вход — к выходу блока 21 контроля шинно-пневматических муфт 10 и второму входу элемента И 20, первый вход последнего соединен с четвертым входом блока 7 определения буксования ШПМ и с выходом блока 22 контроля двигателей привода 11 буровой лебедки, четвертый вход — с выходом блока 6 определения направления перемещения талевого блока, а выход — с входом ключа 23, подключенного параллельно второму выходу сигнализатора 16 состояния буровых насосов к входу регулятора 8 тока возбуждения порошкового тормоза. В устройство входит также индикатор 24, подключенный к выходу 7 определения начала буксования ШПМ.

Блок 6 определения направления перемещения талевого блока включает диод 25, делитель 26 напряжения резистивный на резисторах 27 и 28 и компаратор 29 так, что второй вход блока 6 соединен с вторыми входами делителя 26 и компаратора 29, а первый вход блока 6 подключен к аноду диода 25, катод которого соединен с первым входом делителя 26; выход делителя 26 соединен с первым входом компаратора 29, а выход последнего — с выходом блока 6.

Блок 7 определения буксования ШПМ включает диоды 30 и 31, делители 32 и 33 напряжения резистивные на резисторах соответственно 34 — 37, компаратор 38 и элемент 39 И так, что первый и третий входы блока 7 соединены с анодами соответственно диодов 30 и 31, катоды которых подключены к первым входам делителей со1357551 з ответственно 32 и 33, вторые входы которых соединены между собой с вторым входом блока 7. Выходы делителей 32 и 33 подключены соответственно к второму и первому входам компаратора 38, выход последнего соединен с первым входом элемента

И 39, второй вход которого подключен к четвертому входу блока 7, а выход — — к выхосу блока 7.

Величины резисторов 27 и 28, 34 и 35, 36 и 3? выбираются из условий недопущения перенапряжений на входах кочпараторов 29 и 38 вплоть до максимально возможных скоростей вращения барабанного вала, а также создания номинальной нагрузки для тахогенераторов 5 и 12.

Устройство работает следующим образом.

В процессе спуска и подъема незагруженного элеватора, когда колонна стоит на клиновом захвате 19 и с выхода 010ка !8 контроля положения клинового захвата на первый вход коммутирующего блока 17 поступает сигнал низкого логического уровня («0»), последний остается в нулевом состоянии и тиристорный блок 1 управления поддерживает порошковый тормоз в режиме «Размагничивание». При этом остаточный момент тормоза минимален. Управление спускоподъемом незагруженного элеватора осугцествляется бурильщиком только с помощью ленточного тормоза 13.

В цикле спуска бурильной колонны на длину однои свечи после снятия колонны с клинового захвата 19 с выхода блока 18 контроля клинового захвата на первый вход коммутирующего блока 17 поступает сигнал высокого логического уровня («I») на второй вход блока 17 также поступает сигнал

«1» с выхода блока 2! контроля ШПМ, так как IЦПМ отключена и движение колонны осуществляется под действием инерционных масс. В этих условиях коммутирующий блок 17 срабатывает и тиристорный блок 1 управления переводит порошковый тормоз 2 в режим «Торможение». Во время спуска инструмента действует обратная связь по скорости от тахогенератора 5, которая автоматически поддерживает заданную скорость спуска. Установка заданнои скорости спуска определяется сигналами с блока !5 контроля положения привода 14 ленточного тормоза 3, поступающими на третий вход блока 4 задания скорости спуска.

Блок 15 контроля положения привода ленточного тормоза выполнен на основе датчиков положения (например, коленчатых выключателей), которые установлены в нем тяк, чтобы при полностью откинутой рукоятке привода 14 ленточного тормоза срабатывал датчик, включающий максимальную скорость спуска. Для уменьшения уставки заданной скорости спуска бурильщик перемещает рукоятку привода 14 вниз, при этом поочередно срабатывают другие датчики и

55 осуществляют переключсния и блокс 4 зад»ния скорости спуска и, наконец, и II;I÷;I,Iñ касания тормозными лентачн тормозных шки— вов срабатывает последний датчик, включая минимально возможную уставку скорости R блоке 4. Дальнейп ее увеличсние тормозного момента, действующего на барабя нный вал лебедки 9, может быть создано лишь <я счет физиологической работы бурнлыцикя, воздействующего «а рукоя ку приводя 14 ленточного тормоза с о«редел IIIlbl 1 у силием. Регулируя величину силы нажатия н» рукоятку 4 приво Itl и время ее при 10жения буриль«сик управляет процессом замедления спускаемой с»у риль«ной колонны «с ред посадкой последней на клиновый захват 19 в конце цикла спуска.

При раоотс оуровой лсбсдки 9 на спуск на выходах тяхогенсряторов 5 и 12 геll(рируются ЭДС с ил осями (+) «я вторых выходах и минусами (-- ) -- ня первых, возникающие на входах блоков 6 и 7 «я«ряжения являются обратными для диодов 25, 30 и 31, поэточу на выходах блока 6 определения направления перемещс ния тял Boго блока и блока 7 определения м ксовяния ШПМ устанавливаются сигналы «О».

Типичный режим упрявл HIIH в цикле подъема бурильной колонны fl3 длину одной с вечи иллюстрируется фиг. 4, на которой приведены следующие д«агряммы: тахогрямчя барабанного вала лсбедки при по съеме загруженного элеватора <о* = I (1) с указанием скоросги устяновившегосH движения и», я также 1,, tjl 1, 1 и t — времени до подхватя бурильной колонны, времени разгона, установившегося движения, замедления и общего времени подъема загруженного элеватора: положение крана управления ШПМ 0 отражает зависимость уровня напряжения на выходе блока 21 контроля ШПМ от времени Ь «

= Ь(1); положение клинового захвата !9 отражает зависимость уровня напряжения на выходе блока 18 контроля положения клинового захватя от времени L „. = f;;(t); зависимость уровня напряжения на выходе блока 22 контроля двигателей привода l! от времени I! . = 1(1); состояние коммутирующего блока 17 отражает зависимость

UI-, = 1с,(1), где LI-, = UI» Lll конъюнкция входных сигналов коммутирующего блока 17; зависимость уровня сигнала на выходе блока 6 определения направления перемещения талевого блока от времени U,; = 1„.(t); зависимость уровня сигнала на выходе элемента

И 20 от времени L >II =1-,(1.); зависимость тормозного момента ленточного тормоза 13 от времени М .; = fz(t).

Как видно из фиг. 4, в течение времени подъема свечи до начала замедления коммутирующий блок 17 находится в нулевом состоянии: при t (t.l = 1

UIz = L IR U l — — 0.0 = — 0; при t из диапа1357551

В процессе движения бурильной колонны с установившейся скоростью подъема, поступающие в блок 7 определения буксования ШПМ напряжения с тахогенераторов 5 и 12 (на входы первый — второй и ретий †втор соответственно), равны IIo ве50 личине (Vi = Uq ), так как ШПМ 10 находится в заряженном состоянии и приводной вал и барабанный вал 1ебедки вращаются с одной скоростью (со > = ож ) .

Под действием приложенных напряжений по 55 цепям диод 30 — делитель 32 и диод 31 делитель 33 протекают токи, создающие равные напряжения на выходах делителей 32 зона ti (t (1з = tp.. +. t>>

VIII !>> = 1 О = О. Поэтому тиристорный блок 1 управления поддерживает порошковый тормоз 2 в режиме «Размагничивание», при этом остаточный момент тормоза 2 минимален; подъем инструмента практически осуществляется без оперативного вмешательства со стороны бурильщика.

Ва время t-«до момента пересечения стыком свечей зоны АКБ (в момент t3) бурильщик отключает кран управления

ШПМ 10 (Uz! = 1) и начинается разрядка муфты, а за время t. (в момент t4)— отключает двигатели привода 11 (14> >= 1) (см. фиг. 4). В течение времени t.«.:. до полной остановки колонны Uig = Vip Uzi == 1.1 = коммутирующий блок 17 срабатывает и подготавливает тиристорный блок 1 управления к переводу порошкового тормоза 2 в режим торможения, однако блок 4 задания скорости спуска не работает, так как при работе буровой лебедки 9 на подъем на выходах тахогенераторов 5 и !2 генерируются ЭДС с плюсами (+) на первых выводах и минусами (— ) — на вторых, возникающее на первом и втором входах блока 4 напряжение имеет полярность, блокирующую его работу, поэтому сигналы с блока 15 контроля положения привода ленточного тормоза, поступающие на третий вход блока 4, не переводят порошковый тормоз 2 в режим «Торможение».

Под действием напряжения с тахогенератора 5, обратной связи по скорости приложенного к первому и второму входам блока 6 определения направления перемещения талевого блока, через диод 25 и резисторы 27 и 28 делителя 26 сначала цикла подъема (О (t (!6) протекает ток, возникающее на резисторе 28 падение напряжения подается на первый и второй входы компаратора 29; в цикле подъема при любой скорости инструмента выполняется условие Ui ) Uz на входах компаратора

29 или Ui ) О, так как Uz = О, поэтому на выходе компаратора 29 и блока 6 устанавливается сигнал «1» (см. фиг. 4), поступающий на четвертый вход элемента И 20.

t5

25 и 33, а значит — на первом и втором входах компаратора 38 UI = 42, вследствие чего на выходе компаратора 38 и первом входе элемента И 39 устанавливается сигнал «О». На выходе блока 7 -также установлен сигнал «О».

В момент времени 1> отключается ШПМ

10, сигнал «1» с выхода блока 21 контроля IUHM поступает на второй вход элемента И 20. В процессе разрядки ШПМ 10 момент, который способна передать муфта (М.: ° ), снижается (фиг. 5) . До момента времени t4 ШПМ 10 передает на барабанный вал лебедки 9 момент М. = М = М-, где

М вЂ” момент двигателей привода 1; М вЂ” приведенный к барабанному валу статический момент от веса колонны. В момент времени t4 сигнал «1» с выхода блока 22 контроля двигателей привода поступает на четвертый вход блока 7 определения буксования LI1HM и на первый вход элемента

И 20, на выходе последнего устанавливается сигнал «1», который поступает на управляющий вход ключа 23; ключ 23 срабатывает и замыкает цепь регулятора 8 тока возбуждения тормоза 2, ток в обмотке 3 возбуждения достигает установленной заранее величины в соответствии с весом инструмента и порошковый тормоз 2 развивает на барабанном валу лебедки 9 в момент

М. С момента времени tI до t; ШПМ 10 передает на барабанный вал момент

М» = Мтт + Мт.» — 1>»>

d. иг сИ. где Ic> — момент инерции системы колонна — - талевая система — барабанный вал лебедки — ведомая часть

ШПМ, приведенный к барабанному валу.

В указанном интервале времени валы привода 1 и лебедки 9 движутся с равНЫМИ CKOPOCTRMH (>>»>р == 0>т>.».) C IIOCTOHHным замедлением (фиг. 5) где 1 p — момент инерции системы двигателя — трансмиссия — ведущая часть .ШПМ.

В момент времени t.- момент на муфте

М. достигает величины М..«, т.е. М.

= М. . Начинается буксование ШПМ !О, в результате чего с момента 15 и до полной остановки подьемной системы (!6) 0)np ) ж °, поэтому на входах. блока 7 определения буксования ШПМ устанавливаются неодинаковые напряжения с тахогенераторов 5 и 12, а именно ()з 2) Ui 2, что приводит к возникновению на выходе компаратора 38 сигнала «1», так как на первом и втором входах последнего соотношение напряжений

1357551

Мз и. — Ми.зиз

L G.в.

55 следующее: Ui ) Ь (фиг. 3), Единичный сигнал с выхода компаратора 38 подается на первый вход элемента И 39, на втором входе которого сигнал «1» с четвертого входа блока 7 установлен ранее, поэтому на выходе элемента 39 И появляется сигнал «1», который с выхода блока 7 подается на вход индикатора 24; последний срабатывает (светится) и информирует бурильщика о том, что ШПМ !О находится в режиме буксования. В интервале времени от ts до io барабанный вал лебедки 9 движется с замедлением (см. фиг. 5) B момент времени (6 бурильная колонна останавливается (ом ° = О) в положении, когда стык свечей находится в зоне АКБ, сигнал «О» с выхода блока 6 определения направления перемещения талевого блока поступает на четвертый вход элемента И 20, обнуляет его выход, ключ 23 возвращается в начальное состояние и отключает регулятор 8 тока возбуждения тормоза; бурильщик ставит колонну на клинья, тиристорный блок управления порошковым тормозом 1 переводит тормоз 2 в режим

«Размагничивание». Цикл подъема свечи завершен.

В период работы индикатора 24 (1; (t ( (t6) бурильщик для компенсации ошибок управления ШПМ IO и двигателями привода 11 может накладывать ленточный тормоз 13, создавая дополнительный тормозной момент М., тогда замедление при буксовании ШПМ определяется так (см. фиг. 5) с помощью этого воздействия возможна частичная коррекция тахограммы подъема на завершающем этапе, при этом физиологическая работа бурильщика минимальна, а основную работу по торможению колонны выполняет порошковый тормоз 2. При соответствующем выборе значений !з, tz и М.. время замедления !з.з. также минимально (см. фиг. 5).

Если не применять торможения с помощью электромагнитного порошкового тормоза 2, то процесс замедления протекает в нерациональном режиме, отмеченном на фиг. 5 пунктирными линиями (М.. = О), при этом !з.п.ï ) !з з и, а проигрыш во времени

Л!з.зп = !з.зп-(з.з и МО>КеТ ДОСТИГaTb I O C H бО" лее на одну свечу.

После окончания СПО в момент включения буровых насосов и возобновления циркуляции промывочной жидкости сигнализатор 16 состояния буровых насосов сигналов с второго выхода (вторым контак10

25 0

45 том) замыкает цепь регулятора 8 тока возбуждения тормоза, Tok в обмотке 3 возбуждения достигает величины, установленной заранее по окончании спуска последней свечи в соответствии с полным весом бурильной колонны. При этом сигнал с первого выхода (первый контакт) сигнализатора 16, действующий на четвертый вход блока 4 задания скорости спуска, включает минимально возможную скорость спуска; порошковыи тормоз работает в режиме регулятора подачи долота с обратной связью (Io скорости подачи (механической скорости проходки).

По мере утяжеления колонны производится плавная регулировка тока возбуждения порошкового тормоза 2 регулятором 8 тока возбуждения.

В предлагаемом устройстве блок контроля двигателей привода контролирует положение рукоятки командоконтролера электродвигателя привода или штурвала топливных насосов дизелей привода лебедки, может быть реализован на основе конечного выключателя. При отключении двигателей привода на выходе блока 22 устанавливается сигнал логической «1».

Предлагаемое устройство, повышает производительность труда за счет сокращения времени цикла подьема бурильного инструмента на длину свечи, получаемого вследствие совершения работы торможения электромагнитным порошковым тормозом, включаемым автоматически на последних этапах цикла подъема, который создает рациональную интенсивность замедления без участия ленточного тормоза.

При правильном выборе моментов времени отключения ШПМ и двигателей привода и величины тока возбуждения порошкового тормоза последний останавливает бурильную колонну в положении, когда стык свечей колонны находится в рабочей зоне ключа АКЬ, что полностью исключает машинно-ручные операции по подгонке замка и также способствует увеличению производительности труда при СПО.

Устройство облегчает условия работы бурильщика, исключая необходимость физиологической работы по торможению колонны и подгонке ее замка в конце цикла подъема.

Применение предлагаемого устройства позволяет увеличить продолжительность службы тормозных колодок и тормозных шкивов ленточного тормоза.

Устройство создает предпосылки для использования электромагнитного ферропорошкового тормоза в качестве основного на буровой установке, а ленточного — в качестве аварийно-остаповочного, а также для полной механизации и автоматизации процесса спускоподъема.

1357551

Формула изобретения

1. Устройство для управления спускочодъемными операциями на буровых установках, содержащее тиристорный блок управления электромагнитным порошковым тор- 5 мозом, включающий блок задания скорости спуска и регулятор тока возбуждения порошкового тормоза, тахогенератор обратной связи по скорости, выходы которого соединены с первым и вторым входами блока задания скорости спуска, блок контроля положения привода ленточного тормоза, выход которого подключен к третьему входу блока задания скорости спуска, сигнализатор состояния буровых насосов, первый выход которого соединен с четвертым входом блока 15 задания скорости спуска, а второй — с входом регулятора тока возбуждения порошкового тормоза, блок контроля клинового захвата, выход которого подключен к первому входу коммутирующего блока, блок контроля шинно-пневматических муфт, выход которого подключен к второму входу коммутирующего блока, выход которого соединен с входом тиристорного блока управления электромагнитным порошковым тормозом, выход которого соединен с обмоткой возбуждения порошкового тормоза, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности спускоподьемных операций и облегчения условий труда бурильщика в цикле подъема загруженного элеватора, устройство снабжено блоком on- 30 ределения направления перемещения талевого блока, блоком определения буксования

lllHHno-пневматических муфт, блоком контроля двигателей привода, тахогенератором приводного вала, ключем, элементом И и индикатором, причем первый и второй выходы та10 хогенератора обратной связи по скорости соединены с соответствующими входами блока определения направления перемещения талсвого блока и. блока определения буксования шинно-пневматических муфт, выход которого соединен с индикатором, первый выход тахогенератора приводного вала соединен с третьим, а второй выход — с вторым входами блока определения буксования ш инно-пневматических муфт, выход блока контроля двигателей привода соединен с первым входом элемента И и с четвертым входом блока определения буксования шинно-пневматических муфт, выход блока контроля шинно-пневматических муфт подключен к второму входу элемента И, выход блока контроля клинового захвата подключен к третьему. входу элемента И, а выход блока определения исправления перемещения талевого блока соединен с четвертым входом элемента И, выход которого через ключ соединен с входом регулятора тока возбуждения порошкового тормоза.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок определения буксования шиннопневматических муфт содержит два диода, два делителя, компаратор и элемент И, причем катоды первого и второго диодов соединены с первыми входами соответствук>щих делителей, выход второго делителя подключен к первому, а выход первого делителя -- к второму входам компаратора, выход которого соединен с первым входом элемента И, при этом анод первого диода является первым входом блока, вторые входы делителей являются вторым входом блока, анод второго диода является третьим входом блока, второй вход элемента И является четвертым входом блока, а выход элемента И является выходом блока. огг бгг i

1 гггб ого лр "и" г о

НТп

Фгге 4 ргомемлг леоесен слггнном

ЗОнгн Лнб гг

emnn — г гОЛМбнр -, а ннн — 1 епп -0 лл g ллбн 1 олннг н.cno" е г сн - О ббр еллб. у неср- о

Vj7-- vro гггг!

357551

1357551

Составитель В. Шилоа

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 5497/29 Тираж 533 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” -35, 1заушская наб., д. 415

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Г1роектная, 4