Демпфер
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к гасителям вибраций , используемым на транспортных средствах и в системах привода механизмов и машин. Целью изобретения является повьшение демпфирующей способности за счет увеличения энергопоглощающей поверхности. Под действием внешних знакопеременных нагрузок шток 3 перемещается в корпусе 1. При этом и-образные упругие элементы 5 цепляются за диски 6, скользя прогибаются , срьгоаются и вновь входят в зацепление. На их прогиб, гистерезис и трение скольжения затрачивается механическая энергия демпфируемой ког лебательной системы. 2 ил. /О
СВОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (su 4 Р 16 Р 13/00! q
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3987045/25-28 (22) 15.10.85 (46) 07.12.87 . Бюл. У 45 (75) В.В.Студенников (53) 621-567,1.(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 937819, кл. F 16 F 13/00, 1980. (54) Д И1ФЕР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям вибраций, используемым на транспортных средствах и в системах привода механизмов и машин. Целью изобретения является повьппение демпфирующей способности за счет увеличения энергопоглощающей поверхности. Под действием внешних знакопеременных нагрузок шток 3 перемещается в корпусе 1. При этом U-образные упругие элементы 5 цепляются за диски 6, скользя проги-. баются, срываются и вновь входят в зацепление. На их прогиб, гистерезис и трение сколыкения затрачивается механическая энергия демпфируемой ко-. лебательной системы. 2 ил.
1357623
Изобретение относится к машиностроению, а именно к гасителям вибраций, используемым на транспортных средствах и в системах привода механизмов и машин, 5
Цель изобретения — повышение демпфирующей способности за счет увеличения энергопоглощающей поверхности.
la фиг,1 изображен демпфер, общий вид с осевым разрезом; на фиг.2 разрез А-Л на фиг.1.
Демпфер содержит заполненный жидкой или порошкообразной средой цилиндрический корпус 1 с крышками 2, подвижный в осевом направлении шток 3, витую пружину 4 иэ проволоки прямоугольного сечения, U-образные упругие элементы 5, изготовленные, например, из стальной круглой пружинной проволоки, закрепленные на пружине 4 по винтовой линии, и обращенные усами к штоку 3 и закрепленные на последнем для взаимодействия с усами упругих элементов 5 ди ки 6, между которыми установлены шайбы 7 для обеспечения между дисками 5 гарантированного зазора. Диски 6 могут бьггь выполнены с радиальными пазами (не показаны) .
В боковых зазорах между упругими элементами 5 на проволоку пружины 4 намотан резиновый шнур-сепаратор 8 или алюминиевая проволока, которая после навивки расчеканена (раскатана роликом, не показан) с внешней стороны пружиньt 4 дпя фиксации упругих эле-g5 ментов 5 в заданном радиальном положении, В штоке 3 выполнены каналы 9, с концов закрьггые пробками 10.
Толщину проволоки пружины 4 и шайб 40 7 выбирают с отношением к диаметру проволоки упругих элементов 5 в пределах 2,5-5, а толщину дисков 6, равную этому диаметру. В результате расположения упругих элементов по винто- 45 вой линии их концы. последовательно входят в зацепление с краями дисков
6, обеспечивая постоянство осевого усилия при смещении штока 3 в корпу. се 1. Для придания свойств нелинейно- gg сти демпферу образующая рабочая поверхность корпуса 1 может бьггь выполнена седловидной, бочкообразной или конусной в зависимости от необходимой характеристики. С целью обеспечения возможности оперативной регулировки характеристики демпфера при работе (свойство управляемости) в более сложных конструкциях может быть предусмотрен механизм, изменяющий параметры (размеры) пружины 4.
Демпфер работает следующим образом.
Под действием внешних знакопеременных нагрузок шток 3 перемещается в корпусе 1. При этом упругие элемен-ты 5 цепляются за диски б, скользя прогибаются, срываются и вновь входят в зацепление. На их прогиб,. rèñòåpåзис и трение скольжения =-атрачивается механическая энергия демпфируемой колебательной системь>. Причем основная ее часть расходуется на возбуждение колебаний упругих элементов S которые гасятся вязкой жидкостью или порошком. Эта среда за счет вихреобразования нагревается и интенсивно перемешивается, в свою очередь хорошо передавая тепло корпусу i. Допустимая скорость соударения элементов 5 с дисками 6 рассчитывается по известной эмпирической зависимости
V О, 28, где ., — предел прочности материала по кас атель ным напряжениям.
Наряду с демпфирующими свойствами упругих элементов 5 при работе устройства жидкость 9 из верхнего конца корпуса 1 в ни-.:<ний и наоборот (двухстороннее действие демпфера) через зазоры между упругими элементами 5 и по каналам 9 в штоке
3, на что также затрачивается энергия колебаний. Сечение каналов 9 должно быть много меньше суммарного сечения зазоров между упругими элементами 5, что приводит к лучшему омыванию их жидкостью, гри этом последняя интенсивнее перемешивается.
Сборку узла (винтовая пружина 4 с упругими элементами 5) осуществляют следующим образом.
На проволоку прямоугольного сечения сначала наматывают шнур-сепаратор
8 или алюминиевую проволоку. Затем к меньшей стороне сечения полученной заготовки прижимают мягкую технологическую прямоугольную проволоку (не показана) и обматывают их круглой пружинной проволокой, укладывая ее витки между витками проволоки 8 и, наконец, все это наматывают на оправу. После сошпифовывают дуги пружинной проволоки со стороны технологической и последнюю снимают, получая собранный узел с упругими элементами 5.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я цилиндричесподвижный в к, витую пружизакрепленные ствия с упругио т л и ч а с целью повыСоставитель С. Таратухин
Техред И.Ходанич
Редактор М.Бланар
Корректор А.Ильин
Заказ 5980/33 Тираж 804
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Демпфер, с одержащий кий корпус с крышками, осевом направлении што ну, упругие элементы и на штоке для взаимодей ми элементами выступы, ю шийся тем, что, шелия демпфирующей способности за счет увеличения энергопоглсщающей поверхности, упругие элементы выполнены
U-образными закреплены на пружине
У по винтовой линии и обращены усами к штоку, выступы представляют собой диски, а полость корпуса заполнена жидкой или порошкообразной средой.