Способ транспортирования высоковязких и застывающих нефтей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способам транспорта высоковязких и застывающих нефтей и позволяет транспортировать нефть по трубопроводам в условиях прокладки в районах вечной мерзлоты без подогрева за счет перекачки твердых частиц нефти в потоке транспортирующей среды. Способ включает формирование из нефти дискретных тел в виде гранул путем продавливания о.хлажденной до гелеобразного состояния нефти через рещетку с насадками. Для повыщения удельного объема нефти в потоке транспортирующей среды, а также для повыщения скорости этого потока формируют гранулы разных размеров путем использования насадок разных диаметров. Оптимальное количество типоразмеров гранул - от двух до пяти , а их размеры - от 0,05 до 0,15 диаметра трубопровода. 1 3. п. ф-лы. S (Л 00 О1 О5 СП Сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0„„1357655

А1 (51) 4 F 1 D 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 1101799/23-08 (22) 23.07.86 (46) 07.!2.87. Бюл. ¹ 45 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт трубного гидротранспорта «ВНИИПИгидротрубопровод» (72) Я. М. Каган, E. П. Олофинский, Г. И. Плющ, А. С. Кондратьев, В. М. Резников, Б. М. Шнейдерман, М. Э. Шварц, С. М. Соколов, А. Х. Мирзаджанзаде, Ю. Н. Байдиков.

Н. И. Курбатов и Б. С. Степин (53) 621.643 (088.8) (56) Патент Канады № 973775, кл. !37 — -69, 1975.

Патент США ¹ 3730201, кл. 137 — 13, 1973.

Авторское свидетельство СССР

¹ 742670, кл. Е 17 D 1/16, 1978.

International Science and Technology, Feb, 1964, р. 76. (54) СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ВЫСОКОВЯЗКИХ И ЗАСТЪ|ВАЮЩИХ

НЕФТЕИ (57) Изобретение относится к способам транспорта высоковязких и застывающих нефтей и позволяет транспортировать нефть по трубопроводам в условиях прокладки в районах вечной мерзлоты без подогрева за счет перекачки твердых частиц нефти в потоке транспортирующей среды. Способ включает формирование из нефти дискретных тел в виде гранул путем продавливания охлажденной до гелеобразного состояния нефти через решетку с насадками. Для повышения тгаетьного объема нефти н потоке транспор- (/) тирующей среды, а также для повышения скорости этого потока формируют гранулы ( разных размеров путем использования насадок разных диаметров. Оптимальное количество типоразмеров гранул — от двух до пяти, а их размеры — от 0,05 до 0,15 диаметра трубопровода. 1 з. п. ф-лы.

1357655

Составитель И. Петоян

Редактор Г. Гербер Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

3 аказ 5493/35 Тираж 453 Подписное

ВНИИПИ Государственноп> комитета СССР по делам изобретений и открь>тий ! 13035, Москва, 7K — 35, Ратшская наб., д. 4!5

11роизводственно-полигра 1>инеское предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и предназначено преимущественно для транспортирования высоковязких и застывающих нефтей в условиях прокладки трубопроводов в районах вечной м е рзлоты.

Целью изобретения является повышение производительности процесса транспортирования нефти.

Цель достигается за счет того, что формирование дискретных тел из нефти производят путем охлаждения нефти ниже температуры ее застывания с получением гелеобразной массы и продавливания этой массы через решетку с насадками разных диаметров с образованием гранул нефти разных размеров, причем число типоразмеров гранул должно быть не менее двух.

Сущность способа заключается в следующем.

Высоковязкую нефть на месте ее добычи или непосредственно перед транспортированием охлаждают до температу.ры ниже температуры ее застывания. Полученную массу пропускают (продавливают) через решетку с насадками разных диаметров. Количество отличающихся друг от друга по размеру насадок должно быть не менее двух и может доходить до пяти. При этом минимальный размер диаметра насадок составляет 0,05—

0.15 диаметра транспортного трубопровода, а максимальный размер диаметра насадок—

О, 15.

Образующиеся гранулы разных размеров подают в охлажденную воду (температура воды должна быть на 1,5 — 2,0 ниже температуры застывания нефти), благодаря чему происходит затвердевание гранул с образованием на их поверхности защитной бронирующей оболочки из парафинов, асфальтенов и механических примесей.

После такой обработки гранулы загружаются в питатель трубопроводной транспортной системы. В тот же трубопровод под напором подается жидкая транспортирующая среда, в потоке которой и перекачиваются гранулы нефти.

Поскольку транспортирование гранул необходимо вести без их разрушения и взаимного сцепления на всей длине транспортного трубопровода должна поддерживаться температура ниже температуры застывания высоковязкой нефти.

Применение данного способа в условиях строительства трубопровода в районах вечной мерзлоты требует принятия мер, исключающих замерзание самой транспортирую5

45 шей среды (воды), поэтому в качестве такой среды необходимо использовать незамерзающие в этих условиях жидкости, например минерализованные пластовые воды.

На станциях приема нефть легко отделяется от воды, поскольку нефть и вода взаимно нерастворимы, а поддержание на всей трассе трубопровода необходимой температуры (иоскольку это район вечной мерзлоты) предотвращает возможность перехода нефти из твердого в жидкое состояние и смешения ее с водой с образованием эмульсий.

Способ позволяет повысить производительность трубопровода, благодаря низкой величине вязкости транспортируемой среды, наиболее плотной упаковке сечения трубопровода разноразмерны.>и гранулами при значительном снижении капитальных и эксплуатационных затрат.

Так, например, опытно-промышленный нефтепровод, соединяюгций Харьягинское и

Вазейское месторождения (Архангельская область) для перекачки 0,7 млн. тонн в год застывающих нефтей, содержащих парафина 15 — 26о/о, при температуре застывания в пределах (+) 9 — (+) 33 С предусматривает транспорт в подогретом до 70 С состоянии, что требует дополнительных средств на теплоизоляцию, станцию нагрева и т. д.

При применении способа можно значительно снизить затраты как на строительство (за счет отказа от станций нагрева, теплоизоляции), так и на эксплуатацию трубопровода, а также повысить его производительность по нефти.

Фор,ау,га изобретения

1. Способ транспортирования высоковязких и застывающих нефтей, включающий формирование из нефти дискретных тел, введение их в трубопровод и перекачку их потоком воды под давлением, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет увеличения скорости перекачки, дискретные тела формируют в виде гранул разных размеров, составляющих 0,05—

0,15 диаметра трубопровода, а температуру транспортирующей среды «о трассе трубопровода поддерживают ниже температуры застывания нефти.

2. Способ lfo и. 1, от,гичающийся тем, что дискретные тела формируют путем охлаждения нефти ниже температуры ее застывания и продавливаиия полученной массы через решетку с насадками разных размеров.