Устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технологическому оборудованию для сборки статора электрической машины с обмоткой и может быть использовано в электромашиностроении. Цель изобретения - улучшение качества обмотки 5 15 25 г 23 Г vjataas 00
044 А (СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (1!) (5!) 4 Н 02 К 15/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3841301/24-07 (22) 09.01.85 (46) 07.12.87. Бюл, )Ф 45 (75) А.Г.Макарочкин, Г.Н.Романов и А.M.Ðûæîâ (53) 621.318.44 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1089715, кл. Н 02 К !5/06, 1982, T .ZS Z4 zs (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКЛАДКИ ОБМОТКИ
В ПАЗЫ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к технологическому оборудованию для сборки статора электрической машины с обМоТКоН и может быть использовано в электромашиностроении. Цель изобретения — улучшение качества обмотки
1358044 за счет регулирования скорости втягивания. Устройство для укладки катушек обмотки 1 в пазы статора 2 электрической машины содержит корпус
3, внутри которого размещен толкатель 4 с установленными вокруг него на корпусе штырями 5, в щелях между которыми размещаются катушки обмотки 1. По окружности толкателя 4 размещены направляющие элементы 6, а на корпусе 3 установлены фиксирующие элементы 7 с гидравлическим управФ лением. Толкатель 4 через шток 8 и механическую передачу 9 связан с выходным валом двигателя 10 привода о
Изобретение относится к техноло-гическому оборудованию для сборки статора электрической машины с обмоткой и может быть использовано в электромашиностроении.
Цель изобретения — улучшение качества обмотки за счет регулирования скорости втягивания.
На чертеже показано устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины.
Устройство для укладки катушек обмотки 1 в пазы статора 2 электрической машины содержит корпус 3, внутри которого размещен толкатель
4 с установленными вокруг него на корпусе штырями 5, в щелях между которыми размещаются катушки обмотки
По окружности толкателя 4 размещены направляющие элементы 6, а на корпусе 3 установлены фиксирующие элементы 7 с гидравлическим управлением.
Толкатель 7 через шток 8 и механическую передачу 9 связан с выходным валом двигателя 10 привода 11, подключенным к электронному управляющему устройству 12, вход которого связан с блоком 13 управления приводом, Последний содержит сравнивающее устройство 14, одни входы которого подключены к выходам датчиков 15 и 16 контроля технологических параметров втягивания, а другие входы подключены к задатчику 17 пороговых уровней, выход сравнивающего устройства 14
11, подключенным к электронному управляющему устройству 12, вход которого связан с блоком управления приводом 13. Блок управления приводом
13 содержит сравнивающее устройство
14, одни входы которого подключены к выходам датчиков контроля технологических параметров втягивания 15 и 16, а другие — к задатчику пороговых уровней 17 ° Выход сравнивающего устройства 14 соединен с входом узла коррекции 18, выход которого подключен к программному устройству 19.
1 ил. соединен с входом узла 18 коррекции, выход которого подключен к программному устройству 19. Выход последнего подключен к одному входу второго сравнивающего устройства 20, другой вход которого соединен с выходом датчика 21 скорости втягивания, а выход ( сравнивающего устройства 20 через
10 усилительно-преобразовательное устройство 22 связан с электронным уп- равляющим устройством 12 привода 11.
Датчики 15контроля технологических параметров втягивания могут быть
15 выполнены в виде силоизмерительных элементов, содержащих, например, ме -. ханотроны 23, установленные в корпусах 24, закрепленные на фиксирующих элементах 7, подвижные штыри 25 кото20 рых касаются упругой части фиксирующих элементов 7, воспринимающих нагрузки (усилия втягивания, действующие на обмотку) при втягивании.
25 Датчики 16 контроля технологических параметров втягивания могут быть выполнены также в виде измерителя точечных повреждений изоляции обмоточного провода, содержащего усилитель30 но-преобразовательное устройство 26, вход которого подключен к катушкам обмотка 1, а выход — к пороговому устройству 27, выход которого связан с электронным счетчиком 28, выход поЗ5 следнего связан с входом первого сравнивающего устройства 14.
Формула
3 1358
Устройство работает следующим образом.
Перед пуском устройства катушки обмотки 1 укладываются на толкатель
4 так, что их витки размещаются в щелях между штырями 5, после чего устанавливается статор 2.
При включении привода 11 его двигатель 10 через механическую передачу
9 двигает шток 8 вместе с толкателем 1р
4, которые поднимаются наверх и перемещают катушки обмотки 1 в пазы статора 2. Скорость втягивания измеряет-, ся датчиком 21 скорости, сигнал с выхода которого поступает в сравнивающее устройство 20 блока 13 управления, на второй вход которого подается сигнал с программного устройства
19, который изменяется во время втягивания по заданному закону. В срав- 20 нивающем устройстве 20 определяется сИгнал рассогласования, который усиливается и преобразуется в блоке 22 в управляющий сигнал, поступающий в электронное управляющее устройство 25
12, которое через двигатель 10 изменяет скорость перемещения штока 8 до тех пор, пока сигнал рассогласования на выходе сравнивающего устройства 20 не равен нулю. Одновременно датчик контроля технологического параметра втягивания измеряет текущее значение этого параметра, которое подается в сравнивающее устройство 14, на другой вход последнего подается сигнал с датчика 17 пороговых уравнений.
При измерении усилий втягивания, действующих на катушку обмотки 1, с помощью силоиэмерительного датчи- 40 ка 15 контроля технологических параметров втягивания подвижный штырь
25 механотрона 23 воспринимает упругие деформации фиксирующего элемента
7 и преобразует их в пропорциональ- 45 ный электрический сигнал, поступающий на вход первого сравнивающего устройства 14. Механотронный силоизмерительный датчик обладает высо кой чувствительностью, точностью из- 5О мерений и не требует применения усилителей.
При измерении повреждений изоляции обмоточного провода катушек обмотки 1 с помощью датчика 16 контро- 55 ля технологических параметров втягивания с усилителя-преобразователя
26 через катушки обмотки 1 пропускается постоянный электрический ток, 044 на порядок меньше величины рабочего тока. В процессе втягивания, когда происходит увеличение усилий, действующих на катушки обмотки 1, возникают точечные повреждения изоляции провода, величина которых возрастает пропорционально усилию, в результате чего происходят точечные замыкания между катушками обмотки 1 и корпусом
3, которые вызывают появление электрических импульсов на входе усилителя-преобразователя 26. Частота и амплитуда этих импульсов зависят не только от режимов втягивания, но и от качества изоляции обмоточного провода. После усиления и нормирования импульсов по амплитуде и длительности в усилителе-преобразователе 26 они подаются в устройство 27, где происходит сравнение с заданными пороговыми значениями. На выходе усто ройства 27 возникают только те импульсы, которые превышают пороговые значения, после чего в счетчике 28 происходит их счет за определенный интервал времени. С выхода счетчика
28 сигнал, пропорциональный полученному числу точечных повреждений, поступает на вход перво о сравнивающего устройства 14 блока 13 управления, где происходит его сравнение с заданным числом.
В устройстве 19 определяется разница между текущим значением параметра и пороговым, которая подается в узел 18 коррекции, где в зависимости от величины этой разницы формируется корректирующий сигнал, поступающий в программное устройство 19, где и корректирует закон изменения скорости втягивания оптимальным образом, изобретения
Устройство для укладки обмотки в пазы статора электрической машины, содержащее корпус, толкатель с установленными на корпусе штырями, в щелях между которыми размещаются катушки, привод, направляющие и фиксирующие элементы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения качества обмотки за счет регулирования скорости втягивания, устройство снабжено датчиком скорости втягивания, датчиками контроля технологических параметров втягинапия об сотки ллн связи с пакетом с ò» гс11а или е гo кл—
1358044
Составитель Я.Скороходов
Редактор И.Бланар Техред И. Ходакич Корректор 0 + «ìàÐ
Заказ 6005/54 Тираж 659 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )Н-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 е тушками и блоком управления приводом, включающим два сравнивающих устройства, задатчик пороговых уровней, узел коррекции, программное устройство и усилитель-преобразователь, при этом выходы датчиков контроля технологических параметров подключены к одним входам первого сравнивающего устройства, другие входы которого подключены к задатчику пороговых уровней, а выход первого сравнивающего устройства соединен е входом узла коррекции, выход которого подключен к программному устройству, а выход про5 граммного устройства подключен к одному входу второго сравнивающего устройства, другой вход которого соединен с выходом датчика скорости втяги-. вания, а выход второго сравнивающего устройства через усилительно-преобразовательное устройство связан с приводом.