Оптическая отклоняющая система для фары преимущественно автомобильной (ее варианты)

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к оптике, к конструкции фар автомобильного освещения , и позволяет повысить безопасность движения путем сохранения структуры светового поток фары. Оптическая отклоняющая система содержит два оптических элемента 1 и 2, имеющих плоскопараплельные внешние S |..|.«.1. I- в I с поверхности 3 и 4 и внутренние по верхности 5 и 6 соответственно. Поверхности 5 и 6 имеют множество параллельных бороздок с постоянным шагом и попарно идентичным призматическим профилем с углом наклона граней призматических элементов, изменяющимся от бороздки к бороздке на постоянную величину, или параболическим профилем, определяемым по формуле (п-1)хо Р -|; п - покаОС у 2р затель преломления материала оптических элементов; Xj, - величина относительного перемещения оптических элементов; oi угол отклонения светового потока. Оптические элементы установлены с зазором последовательно один за другим перпендикулярно направлению распространения светового потока. При относительном перемещении D оптических элементов световой поток R отклоняется.на угол oi , одинаковый по всей длине системы. 2 с.п. ф-лы, 3 ил. S (У) 5 00 СП 00 со со СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (5)) 4 F 21 М 3/18

1 и

13 виьл -

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2990881/24-12 (22) 01. 10. 80 (31) 7924508; 7931584 (32) 02.10.79; 24.12.79 (33) FR (46) 07.12.87. Бюл. У 45 (71) Сиби Прожектер (FR) (72) Ролан Жерар, Норбер Брен и Жак Рикар (РК) (53) 628.946 (088.8) (56) Тудоровский А.И. Теория оптических приборов. M.: Издательство

Академии Наук СССР, 1952, с. 379. (54) ОПТИЧЕСКАЯ ОТКЛОНЯЮЩАЯ СИСТЕМА

ДЛЯ ФАРЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО АВТОМОБИЛЬНОЙ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) (57) Изобретение относится к оптике, к конструкции фар автомобильного ос- вещения, и позволяет повысить безопасность движения путем сохранения структуры светового потока фары. Оптическая отклоняющая система содержит два оптических элемента 1 и 2, имеющих плоскопараллельные внешние поверхности 3 и 4 и внутренние поверхности 5 и 6 соответственно. Поверхности 5 и 6 имеют множество параллельных бороздок с постоянным шагом и попарно идентичным призматическим профилем с углом наклона граней призматических элементов, изменяющимся от бороздки к бороздке на постоянную величину, или параболическим профилем, определяемым по формуле х (n-1) хо у = — где P = — — — - п — пока2Р

У затель преломления материала оптических элементов; х, — величина относительного перемещения оптических элементов; < — угол отклонения светового потока. Оптические элементы установлены с зазором последовательно один за другим перпендикулярно направлению распространения светового потока. При относительном перемещении

D оптических элементов световой поток

R отклоняется.на угол о, одинаковый по всей длине системы. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

93 2 х2

У

1 13587

Изобретение относится к оптике и может быть использовано при изготовлении фар автомобильного освещения,.

Целью изобретения является повы5 шение безопасности движения путем сохранения структуры светового потока фары.

На фиг.1 представлено схематическое изображение отклоняющей системы при нулевом отклонении светового потока и отклонении на угол о соответственно; на фиг.2 — аналогичные отклоняющие системы; на фиг.3 — - схематическое изображение профиля оптических элементов отклоняющей системы.

Оптическая отклоняющая система содержит два оптических элемента

1 и 2, имеющих плоскопараллельные внешние поверхности 3 и 4 и внутренние поверхности 5 и 6 соответственно, на которых выполнено множество бороздок призматического профиля с равным шагом и одним и тем же направлением образующей g. Угол наклона 25 граней призматических элементов изменяется от бороздки к бороздке на постоянную величину, Согласно другому варианту выполнение оптической отклоняющей системы оптические элементы 1 и 2 имеют на внутренних поверхностях 5 и б соответственно бороздки пароболического профиля, рассчитываемого по формуле филь этой воэдуиной прослойки одина- ков для каждой пары бороздок.

В результате все лучи R отклоняются на величину М,, которая одинакова по всей длине системы. о

В случае выполнения бороздок с параболическим профилем при их параллельном расположении (фиг.2а) световые лучи, перпендикулярные поверхностям 3 и 4, проходят через систему без заметного отклонения, так как каждый оптический элемент 1 и 2 отклоняет световые лучи на равную величину, но в противоположном направлении. При относительном перемещении

D (фиг.26), отклоняющие эффекты накладываются друг на друга, обеспечивая отклонение светового потока.

Относительное перемещение оптических элементов 1 и 2 для указанного варианта всегда остается меньшим половины шага P.

На фиг, 3 представлен разрез расположенных друг против друга бороздок, сделанный перпендикулярно направлению их образующей g. Ось х обозначает направление относительного перемещения D Ось у обозначает центральную ось бороздки оптического .элемента 2.

При этом оптический элемент 1 смещен для получения отклонения луча R<, параллельного оси у на величину ф4. (и-1) х где P = — — — фо, э

n — - показатель преломления материала оптических элементов;. х, — величина относительного перемещения оптических элементов; с — угол отклонения светового пот ока.

Система работает следующим образом, При взаимном расположении оптических элементов (фиг.1a) идентичные призматические элементы оптических элементов 1 и 2 расположены друг напротив друга и параллельны. При этом система не отклоняет лучи К, перпендикулярные поверхностям 3 и 4. После относительного перемещения D на величину кратную шагу (фиг.1б) между каждой парой бороздок образуется прослойка воздуха трапецеидального профиля ввиду различного наклона граней призматических элементов, причем про40

45 пендикулярной их оптическим осям, .отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движе50

Формула изобретения

1. Оптическая отклоняющая система для фары преимущественно автомобильной, содержащая два оптических элемента, установленных с зазором последовательно один sa другим, перпендикулярно направлению распространения светового потока с возможностью взаимного перемещения в плоскости, перния путем сохранения структуры светового потока фары, на поверхностях оптических элементов, обращенных одна к другой, выполнен ряд параллельных бороздок с постоянным шагом и попарно идентичным призматическим профилем, с углом наклона граней призматических элементов, изменяющимся от бороздки к бороздке на постоянную величину. з 1358

2. Оптическая отклоняющая система для фары, преимущественно автомобильной, содержащая два оптических элемента, установленных с зазором пос5 ледовательно один за другим перпендикулярно направлению распространения светового потока с возможностью взаимного перемещения в плоскости, перпендикулярной их оптическим осям, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем сохранения структуры светового потока фары, на поверхностях оптических элементов, обращенных одна к другой, выполнен ряд парал793

4 лельных бороздок с постоянным шагом и параболическим профилем, рассчитанным по формуле х у

2Р где P = показатель преломления материала оптических элементов; величина относительного перемещения оптических элементов; угол отклонения светового потока.

1358793

Составитель Г.Величикина

Техред Л.Сердюкова Корректор И.Муска

Редактор Г.Волкова

Заказ 6012/59: Тираж 466

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4