Самоходная машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности. В самоходной машине ведушие колеса 10, 17 имеют свой индивидуальный привод, причем каждый снабжен гидропреобразователем 7, 15 и установленной последовательно с ним ме.ханической передачей 9, 16. Передаточные числа ме.ханических передач не равны между собой по . Приводы к ведушим колесам содержат механическое устройство разъединения и соединения гидропреобразователя с соответствуюниш ему ведушим колесом . Л ошность может подводиться к ведушим колесам двумя параллельными потоками . Это снижает дельные нагрузки на детали, а также буксование движителя. 3 3. и. ф-лы, 3 ил. со сд со С5 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1359168 ш 4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3869329/30-11 (22) 20.03.85 (46) 15.12.87. Бюл. № 46 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению «НАТИ» (72) К. Я. Львовский, 7, Н. Кутин

В. М. Молчанов и Б. 3. Шохрин (53) 629.113 (088.8) (56) Патент Франции ¹ 2114536, кл. F 16 Н 47/00, 1972. (54) САМОХОДНАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения — повышение надежности. В самоходной машине ведущие колеса 10, 17 имеют свой индивидуальный привод, причем каждый снабжен гидропреобразователем 7, 15 и установленной последовательно с ним механической передачей 9, 16. Передаточные числа механических передач не равны ме>кду собой по величине. Приводы к ведущим колесам содержат механическое устроиство разъединения и соединения гидропреобразователя с соответству|ощим ему ведущим колесом. Мощность может подводиться к ведущим колесам двумя параллельными потоками. Это снижает удельные нагрузки на детали, а также буксование движителя.

3 з. п. ф-лы, 3 ил.

1359168

Изобретение относится к машиностроению, а именно к транспортным средствам.

Целью изобретения является повышение надежности.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема самоходной машины с двумя индивидуальными приводами; на фиг. 2 — самоходная машина с гусеничными движителями; на фиг. 3 — кинематическая схема секционной сочлененной самоходной машины с четырьмя индивидуальными приводами.

Вал 1 двигателя 2 соединен непосредственно или через передачу 3 с ведущим валом 4 трансмиссии машины. Шестерни 5 и 6, гидропреобразователь 7, коническая пара 8, а также бортовой редуктор 9 образуют индивидуальный привод к переднему правому ведущему колесу 10 машины. Пары шестерен 11, 12 и 13, 14, гпдропреобразователь 15, бортовой редуктор !

6 образуют индивидуальный привод к левому переднему ведущему колесу 17. Два задних ведугцих колеса 18 и 19 не имеют индивидуальных приводов. К ним мощность двигателя 2 может передаваться через гидропреобразователь 20 или через одну из чисто механических передач (21— переднего или 22 — заднего хода) коробки передач 23. От коробки передач мощность поступает к главной конической передаче 24 заднего моста 25. У колесной машины в главной передаче, как обычно, может быть предусмотрен дифференциал 26.

У гусеничной машины предусмотрены (как обычно) механизмы 27 поворота (например, бортовые фрикционы и тормоза) . Далее мощность через бортовые редукторы 28 поступает к задним ведущим колесам 18 и 19. Передача могцности к двум задним колесам 18 и 19 через один общий гидропреобразователь 20 характеризует отличие этого привода от индивидуального.

Гидропреобразователи 7, 15 и 20, а также фрикционные муфты 29 и 30 используются в данной машине не только для передачи и преобразования мощности, но и для включения или выключения того или иного привода к ведущим колесам. Это осуществляется путем включения и выключения муфт 29, 30, а также посредством заполнения и опорожнения гидропреобразователей 7, 15 и 20. Гидропреобразователи могут работать совместно. Вместо фрикционных муфт 29, 30 могут быть предусмотрены зубчатые муфты, но это требует введения главной муфты сцепления.

Самоходная машина работает следуюгцим образом.

Особенности работы колесной машины, выполненной по данной схеме, характеризуются строгим ограничением крутящего момента, воспринимаемого индивидуальными приводами и подводимого к соответствующим ведущим колесам, что обуслов5

55 лена свойствами насосного колеса гидродинамического преобразователя; отсутствием или значительным снижением llpDovKсовки ведущих колес машины, а также движения их по грунту юзом, так как эти явления воспринимаются соответствующими гидропреобразователями. Индивидуальные приводы повышают проходимость машины, так как исключается одновременное снижение крутящих моментов на обоих ведуLIIHv колесах при уменьшении сцепления с грунтом одного из колес (данное явление характерно при использовании обычного механического дифференциала) . Каждый из индивидуальных приводов автоматически регулирует в заданных пределах подводимый к ведущему колесу крутящий момент соответственно приложенной к данному колесу нагрузке и частоте его вращения. При Iloвороте машины индивидуальные приводы выполняют функции дифференциала, так как позволяют колесам забегающего и отстающего бортов иметь разную частоту вращения. Наличие в коробке передач 23 чисто механического привода (передачи 21 и 22) позволяет осуществлять движение с повышенным значением КПД, например, при выполнении транспортных работ. Для этого все гидропреобразователи (или только гидропреобразователь 20) опорожняются, а одна из муфт (29 или 30) включается.

Можно также предусмотреть совместную работу чисто механической передачи переднего хода и передачи с гидропреобразователем. Особенности работы гусеничной машины с индивидуальными приводами к ведущим колесам характеризуются тем, что удельные нагрузки в зацеплении ведущих колес с гусеницей уменьшаются вследствие строгого ограничения подводимого к каждому колесу крутящего момента, исключения самопроизвольного перераспределения мощности между двумя ведущими колесами одного борта, что обусловлено автоматичностью гидродинамических преобразователей, отсутствующей, например, гидрооб>ьемных передач.

Вариант с четырьмя индивидуальными приводами показан на примере секционной сочлененной машины, в которой поворот осуществляется путем. изменения углового положения секции 31 машины относительно второй секции 32. Задний мост с бортовыми фрикционами 27 или дифференциалом 26 здесь отсутствует, но тормоза 27 должны быть предусмотрены. Индивидуальные приводы передних ведущих колес 10 и 17 содержат гидропреобразователи 7 и 15, а аналогичные приводы задних ведущих колес 18 и 19 — гидропреобразователи

33 и 34. Для повышения устойчивости прямолинейного движения пара ведущих колес, например 8 и 19, может быть связана между собой с помощью муфты 35.

1359168

Z> Хы

Форл ула изоб>ретения

Движение машины может осуществляться при работе различного количества гидропреобразователей. Если заполнен один гидропреобразователь, например 7, а гидропреобразователи 15, 33 и 34 выключены (опорожнены), то у гусеничной машины тяговое усилие передается с правого борта на левый, от ведущего колеса 1О через гусеничную цепь на ведущее колесо 18 и затем через муфту 35 на ведущее колесо 19.

Г1ри одновременной работе двух гидропреобразователей, например 33 и 34, мощность передается к гусеницам двумя параллельными потоками через конические передачи

36 и 37, бортовые редукторы 28 и ведущие колеса !8 и 19. Могут так>ке одновременно работать три или четыре гидропреобразователя. Это позволяет изменять снимаемую с двигателя мощность, затрачиваемую на движение машины, используя необходимую часть мощности двигателя для других целей (привода активных рабочих органов, подъемников и пр).

При движении машины на одном гидропреобразователе, например 15, ее скорость зависит как от кинематического передаточного числа гилропреобразователя 15, так и от передаточного числа механической передачи данного индивидуального привода. Для этого привода где Zll, Zl>, Zla, Zll, — числа зубьев части шестерен механической передачи индивидуального привода к колесу 17; — передаточное число бортового редуктора 16, входящего в эту механическую передачу.

Обозначим для четырех индивидуальных приводов (фиг. 2) передаточные числа их механических передач к колесам 10,17, 18 и 19 il, 4, 4 и 1, соответственно, а механические передачи этих приводов—

I, II, III u IV соответственно.

Анализ совместной работы двух и более гидропреобразователей показывает, что для привода ведущих колес целесообразно иметь разные значения передаточных чисел механических передач, т. е. принять, например, l l) 4) iç) 4. Целесообразно также для привода ведущих колес одного борта использовать несме>кные передачи, например в индивидуальных приводах двух ведугцих колес по меньшей мере одного борта целесообразно использовать механические передачи 1 и I II или 1 и IV, но нецелесообразно использовать передачи 1 и II или 11 и 111. В этом случае обеспечивается наибольшее количество возможных

35 скоростных режимов движения машины.

Благодаря этому достигается нанболсс эффективное использование гилропрсобразователей в качестве механизма переключения передач машины.

На фиг. и 2 показаны лишь отлсльные примеры схем машины. Могут оыть реализованы другие ее варианты и модификации, например, установка посл«ловательно с индивидуальными приводами лиапазонной коробки передач, которая может быть предусмотрена и в приводе к заднему мосту (фиг. 1). Такая коробка передач является улвоителем илп утроит«лсм количества ступеней в приводе. Кроме того, можно предусмотреть более простое механическое (зубчатое и.ш фрикционное) устройство, входящее в механическую передачу привода и позволяющее при ll ooxo..0lмости отключать гилропреобразователь оТ соответствующего ему ведущего кол«са или, наоборот, соединять гпдропреобразователь со своим ведущим колесом, т. р. установленное между гидропреобразователем и ведущим колесом. С этой целью в механической передаче привола одна нз шестерен, например, может быть выполнена полвижной и имеющей Лва фиксированных положения; если бортовой редуктор (9, 16, 28) — планетарный, то с указанной целью может быть предусмотрен тормоз лля затормаживания и растормаживания реактивного звена планетарного ряда (например, эпициклической шестерни ) .

В схеме машины возможны различныс варианты установки механизмов ревсрсирования. Может быть упразднен гилропр«образователь 20 в приводе заднего моста (фиг. 1). Часть колес машины мопт быть невелушими и т. п.

1. Самоходная машина, солержапсая на правом и левом бортаx нс мсн«с чем по два ведущих колеса, связанных с валами моторной установки мàllllillû с llомощью механических передач и гилропр«образователей, отлинпюи!п.чг» T«ì, что, с целью повышения надежности, по мсньшсй мере лва ведущих колеса, расположенных на противоположных бортах машины, выполнены с индивидуальным прпволом, причсм каждый из указа и н ых приводов вкл к>част в себя гидропреобразователь и становл«нную послеловательно с ним мсханпчсскук> передачу.

2. Машина по и. 1, отлинпк>и(пнп.l тем, что механические перслачн всех индивидуальных прпволов выполнены с разными передаточными числами, прич«м ип ьивидуальные приводы велугцпх колес по меньшей мере одного борта машины сол«ржат только несмежные механические передачи.

13591б8

СосTB)3))TE,1h «3. 5BI)b))

Ре.(иктор . «. М!)конек«)! Техред И. Верес Корректор Л. Патай .")ак«l!з 5652, 19 Тираж 590 Подписное

8I1fIHI1H (осударственного комитета СССР по дедам изобретений и открытий

11 3() 35, Москва, Ж 35, Рау)искаи наб., д. 4/5 произВ().)с Г)3< ))))o-)io, и! Гра(1)!!Ие(с)<ое )if)cr))) f)))))1 lt(., Г. Уж Оро ъ тл I l f)o<. ктн«)и, 4

3. Машина йо и. 1, отличающаяся тем, что по меньшей мере один из приводов к ведущим колесам содержит механическое устройство разъединения и соединения гидропреобразователя с соответствугощим ему ведуlllèì колесом и расположенный между ними редуктор.

4. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что передаточное число llo меныпей мере одной механической передачи or двигателя к ведущим колесам больше передаточных чисел механических передач, входящих в приводы, содержащие гидропреобразователи.