Радиальный подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (»)SU(„) (5g 4 F 16 С 27/02

1 95 А1 (21) 4136040/25-27 (22) 09.07.86 (46) 23.12.87. Бюл. 1"- 47 (72) Г.А. Лучин, Б.И, Казаков, А.Н. Брагин, В.П. Воропаев и В.П. Гмирнов (53) 621.822.5(088.8) (56) Патент Японии N - 57-17215, кл. F 16 С 32/06, 1982. (54) РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (5?) Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в высокоскоростных и транспортных турбомашинах и других роторных механизмах. Цель изобретения — повышение надежности. Радиальный подшипник скольжения выполнен в виде установленных в корпусе упругих лепестков в виде пустотелых элементов коробчатого вида. Полость лепестка разделена по меньшей мере одной продольной перегородкой со сквозными прорезями и связана системой каналов с источником подаваемой под давлением среды.

-За счет воздействия избыточного давления среды во внутренней полости лепесток ведет себя аналогично трубчатой пружине Бурдона и стремится распрямиться. Управляя при работе турбомашины упругими характеристиками пакета лепестков, можно изменять профиль рабочего зазора, что повышает надежность работы подшипника. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

1361395

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в высокоскоростных стационарных и транспортных турбомашинах и в других роторных механизмах.

Цель изобретения — повышение надежности работы подшипника.

На фиг. 1 показан радиальный под— шипник, продольный разрез; на фиг.2 — 10 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 несущий элемент и дистанционная проставка, аксонометрия; .на фиг. 4— вид Б на фиг. 1.

В корпусе 1 подшипника выполнен кольцевой паз 2, в котором размещено устройство крепления лепестков 3 коробчатого сечения, охватывающих вал 4, состоящее из набранных в обойму 5 дистанционных проставок 6 и хвостовиков 20

7. T-образного профиля лепестков 3.

Лепестки 3 соединены с хвостовиками 7 жестко и герметично, например, роликовой сваркой или пайкой. Внутренняя полость 8 лепестка 3 разделена по его 25 длине, как минимум, одной перегородкой 9 с прорезями 10. В обойме 5 и корпусе 1 подшипника выполнены каналы 11, соединенные с внутренней полостью 8 и служащие для подвода или 30 отвода среды (жидкость или газ) под давлением. Между хвостовиками 7 в кольцевом пазу 2 корпуса 1 расположены дистанционные проставки 6, которые позволяют собрать подшипник с

35 различным количеством лепестков. Для сборки обоймы 5 в кольцевой паз 2 предусмотрен осевой паз 12 со съемным замком !3, фиксируемым стопорным винтом 14. 40

Подшипник работает следующим образом, Лепестки 3 упруго охватывают цапфу вала, образуя обращенными к ней поверхностями клиновые зазоры. Перед 4В пуском турбомашины во внутренние камеры лепестков подается среда (жидкость или газ), давлением и температурой которой можно управлять в соответствии с изменением частоты враще- В0 ния ротора. Рабочая среда (жидкость или газ) подбирается индивидуально для каждого конкретного случая в зависимости от обеспечения необходимых динамических характеристик подшипника. Вб

3а счет воздействия избыточного давления среды во внутренней полости криволинейный лепесток пытается распрямиться в соответствии с принципом работы трубчатой пружины Бурдона, тс-.м самым уменьшая силу прижатия лепестка к цапфе. Величина силы прижатия лепестка определяется величиной избыточного давления среды по отношению к противодавлению, площадью внутренней камеры, толщиной стенок лепестка, механическими свойствами материала, общей изгибной жесткостью несущего элемента и предварительным натягом лепестка к цапфе. Управляя при работе турбомашины упругими характеристиками пакета лепестков, можно изменять профиль рабочего зазора, а следовательно, жесткость смазочного слоя и несущую способность.

Конструкция подшипника для ограничения амплитуд колебаний вала и собственно своббдных концов лепестков снабжена демпфирующим устройством гидродинамического действия, которым является сам тракт прокачки среды через несущий элемент. Демпфирующая постоянная этого устройства зависит от размера внутренней камеры, диаметров каналов и отверстий в перегородке, их количества, общего гидравлического сопротивления тракта, вязкости среды, ее массового расхода и т.д.

Гидравлическое сопротивление лепестка можно изменять посредством установки дополнительных перегородок с отверстиями для перепуска среды. Повышению общей демпфирующей способности подшипника способствует частичное преобразование энергии колебаний свободных концов лепестков в волновую энергию жидкости.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Радиальный подшипник скольжения, содержащий установленные в корпусе с помощью устройства крепления упругие лепестки, а также систему каналов, выполненную в корпусе и устройстве крепления лепестков и сообщающую внутреннюю. полость подшипника с источником подаваемой под давлением рабочей среды, о т л и ч аю щ и Й с я тем, что, с целью повышения надежности, лепестки выполнены в виде пустотелых элементов коробчатого вида с внутренней полостью, разделенной по длине лепестка по меньшей мере одной перегородкой с выполненными в ней сквозными прорезями.

1361395

2. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что устройство крепления лепестков выполнено в виде набора дистанционных проставок, установленного в выполненном в корпусе кольцевом пазу, а корневые участки лепестков снабжены хвостовиками T-образного профиля, установленными между дистанционирующими проставками.

3. Подшипник скольжения по пп.l и 2, отличающийся тем, что в устройстве крепления лепестков и корпусе выполнены каналы для отвода рабочей среды.

1361395

Составитель Т..Хромова

Техред А.Кравчук Корректор Л. Пилипенко

Редактор Н. Тупица

Заказ 6211/40 Тираж 755 Подписное

И1161ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий с 113035, Иосква, R-35, Раушская наб., д, 4/5

Производ< твенно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4