Устройство для обучения операторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для диагностики способности человека (оператора) к вероятностному обучению при профессиональном отборе и при организации научных исследований в области психологии . Целью изобретения является (Л с с о о jO

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А( (511 4 С 09 В 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2i) 4104229/24-24 (22) 25.07.86 (46) 23.12.87. Бюл. 1(- 47 (72) В.В.Корниенко, А.M.Сахно, А.А.Сляднев и А.Ю.Чижов (53) 681.3..071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N9 1005155, кл, G 09 В 9/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР и 1137499, кл. G 09 В 9/СО, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для диагностики способности человека (оператора) к вероятностному обучению при профессиональном отборе и при организации научных исследований в области психологии. Целью изобретения является

1361603 расширение дидактических воэможностей устройства за счет многоальтернативности вероятностного обучения.

Сущность работы устройства заключается в том, что экспериментатор (руководитель), устанавливая длительность каждой фазы многофазного генератора

8, задает вероятность предъявления каждой из имеющихся альтернатив в общей экспериментальной последовательности стимулов. Оператору (испытуемому) предлагается осуществлять выбор из имеющегося алфавита альтернатив.

Составив прогноз о предстоящем событии, оператор сообщает об этом нажатием соответствующего ключа пульта 1.

При этом ему предъявляется действительное состояние среды (как результат испытания Бернули, осуществленного в данной пробе). После осуществления большого количества проб частотИзобретение относится к вычислительной технике и автоматике и может быть использовано для диагностики способности человека (оператора) к вероятностному обучению при профессиональном отборе, а также для организации научных исследований в области психологии.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет многоальтернативности вероятностного обучения.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство содержит пульт 1 оператора, выходы которого параллельно подключены к входам элемента ИЛИ 2 и блока 3 регистрации, формирователь

4 импульсов, первый и второй выходы которого соединены с первым и вторым входами блока 5 формирования многоальтернативной вероятностной последовательности.

Пульт 1 содержит одновибраторы б и инидикаторы 7. Блок 5 содержит генераторы 8, ключи 9, триггеры 10 и элементы И 11. ности предъявления альтернатив приближаются к значениям заданных вероятностей, все более полную информацию о которых получает оператор в процессе работы. Способность человека к вероятностному прогнозированию дает возможность оператору по мере накопления опыта деятельности в вероятностно организованной среде осуществить переход к субоптимальным стратегиям выполнения задания, анализ которых возможен на основе регистрации выборов и событий в каждой пробе. Устройство содержит пульт 1 оператора, элемент ИЛИ 2, блок 3 регистрации, формирователь 4 импульсов. Новым является введение в устройство блока 5 фор-, мирования многоальтернативной вероятностной последовательности, состоящего иэ многофазного генератора 8, ключей 9, триггеров 10 и элементов И 11.

1 ил.

Устройство работает следующим образом.

При включении устройства триггеры

10 переводятся в такое состояние, при котором элементы И 11 закрыты.

Многофазный генератор 8 возбуждается.

Экспериментатор устанавливает необходимую длительность импульсов (длительность фазы) на каждом из выходов генератора.

Оператор, составив прогноз о предстоящем событии, нажимает на один из имеющихся ключей на пульте 1 (не показаны). Соответствующий ключу одновибратор 6 формирует импульс, который через элемент ИЛИ 2 поступает на вход формирователя 4, Формирователь

4 по переднему фронту входного импульса формирует короткий импульс, который поступает на вход одного из триггеров 10 в зависимости от того, какой из ключей 9 открыт. Перевод данного триггера 10 в состояние,противоположное исходному, обуславливает открывание соответствующего триггеру 10 элемента И 11 и загорание индикатора 7 на пульте 1.

1361603 обучения, синтезируемых известным устройством.

Составитель А.Карлов

Редактор Е.Папп Техред А.Кравчук Корректор Л.Пилипенко

Заказ 6295/51 Тираж 433 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

При отпускании ключа на пульте 1 формирователь 4 формирует короткий импульс, который возвращает сработавший триггер 10 в исходное состояние.

Далее алгоритм работы устройства повторяется.

Поскольку момент осуществления выбора по отношению к фазе работы генератора 8 не определен, то загорание 10 каждого из имеющихся индикаторов 7— случайное событие. Однако после большого числа проб вероятность загорания конкретного индикатора будет определяться длительностью соответствующей фазы и длительностью полного цикла работы генератора 8.

Регистрация выборов и исходов проб позволяет рассчитать параметры саморегуляции работы оператора. 20

Использование изобретения позволяет производить исследования и трени- ровку процесоов многоальтернативного вероятностного прогнозирования. Динамика и структура индивидуальной дея- 25 тельности в этом случае, психологические механизмы прогнозирования событий, формирования концептуальных моделей, оперативных образов, принятия решений, оценки результатов З0 деятельности и коррекции действий значительно сложнее, чем в ситуациях двухальтернативного вероятностного

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее пульт оператора, выходы которого соединены с соответствующими входами элемента ИЛИ, выход которого подключен к входу формирователя импульсов, и блок регистрации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены генераторы, ключи, триггеры и элементы И, выходы которых соединены с соответствующими входами пульта оператора и соответствующими входами первой группы блока регистрации, входы второй группы которого подключены к соответствующим выходам пульта оператора, информационные входы ключей соединены с выходами соответствующих генераторов, управляющий входы — с первым выходом формирователя импуль" сов, а выходы — с S-входами соответствующих триггеров, R-входы которых подключены к второму выходу формирователя импульсов, а выходы - к первым входам соответствующих элементов

И, вторые входы которых соединены с выходом элемента ИЛИ.